В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматриваются изменения, в соответствии с которыми для выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства либо имеющих вид на жительство или ставших лицами без гражданства, и их потомков по прямой нисходящей линии (далее - эмигранты) выезд из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания либо нахождение за пределами Российской Федерации более шести месяцев не будут являться основаниями для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство. Для лиц данной категории также предлагается льготный порядок получения вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации.
Наличие у иностранного гражданина вида на жительство либо статуса лица, временно проживающего на территории Российской Федерации, подразумевает принятие им определенных прав и обязанностей, установленных законодательством, то есть существование определенной правовой связи с Российской Федерацией. Выезжая за пределы Российской Федерации на постоянное жительство, иностранный гражданин выражает фактическое и юридическое согласие на прекращение этой правовой связи. В равной степени это относится и к иностранным гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации продолжительное время.
Одновременно нормы законопроекта о предоставлении разрешения на временное проживание или вида на жительство иностранным гражданам, выехавшим из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, противоречат цели законопроекта о привлечении иностранных граждан - эмигрантов для жительства и работы на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается внесение изменений в пункт "д" части 1 статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающих владение одним из государственных языков субъекта Российской Федерации в качестве альтернативы владению русским языком при приеме в гражданство Российской Федерации.
Предлагаемая норма не в полной мере соответствует статье 68 Конституции Российской Федерации, определяющей русский язык в качестве государственного языка Российской Федерации на всей ее территории. При этом только республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации.
Дополнение статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" нормой о приеме эмигрантов в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке с предоставлением вида на жительство не соответствует смыслу этой же статьи о приеме в гражданство без соблюдения условия, предусмотренного пунктом "а" части 1 статьи 13 указанного Федерального закона, то есть без проживания на основании вида на жительство.
С учетом изложенного представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 августа 2006 г. N 2989п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 285675-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики"
Текст письма официально опубликован не был