Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2582; 2005, N 30, ст. 3098) следующие изменения:
1) дополнить преамбулу словами ", а также в целях формирования земельных участков как объектов недвижимого имущества";
2) в статье 1:
в абзаце третьем слова "территориальные зоны" заменить словами "зоны с особыми условиями использования территорий";
в абзаце пятом слова "объекта землеустройства" заменить словами "земельного участка";
дополнить абзацами следующего содержания:
"граница земельного участка (части земельного участка) - замкнутая условная линия, определяющая пространственный предел действия прав и обязанностей, связанных с земельным участком (частью земельного участка), которая описана в соответствии с настоящим Федеральным законом и удостоверена в государственном земельном кадастре;
административные границы - границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, черта городских, сельских поселений (далее - черта поселения);
участок границы - часть границы между двумя характерными точками;
характерная (узловая или поворотная) точка границы - точка, в которой граница меняет свое описание (направление);
единое землепользование - земельный участок, состоящий из обособленных (условных) земельных участков, отнесенных (подлежащих отнесению) к одной категории земель, предназначенных для одновременного использования по одному виду разрешенного использования (занятых одним объектом недвижимости), находящихся в собственности у одного лица, права на которые регистрируются как на один объект недвижимости;
землеустроитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее работы по землеустройству на основании договора, заключаемого с заинтересованным лицом (заказчиком), и соответствующее требованиям, установленным земельным законодательством.";
3) статью 3 признать утратившей силу;
4) статью 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Основанием для проведения территориального землеустройства является договор подряда на выполнение работ по землеустройству (проектных и изыскательских работ), заключаемый заинтересованным лицом (заказчиком) с землеустроителем.";
5) в статье 5:
абзацы третий, четвертый и пятый признать утратившими силу;
в абзаце шестом слово "государственной" заменить словом "проведения";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"установление порядка осуществления контроля за проведением землеустройства;";
абзац восьмой признать утратившим силу;
6) статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Экспертиза землеустроительной документации
Экспертиза землеустроительной документации осуществляется независимыми экспертами на основании заявления заинтересованного лица. Порядок проведения экспертизы землеустроительной документации, а также требования к экспертам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положительное заключение экспертизы землеустроительной документации является основанием для включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.";
7) статью 7 признать утратившей силу;
8) в статье 8 слова "и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации" исключить;
9) статью 9 дополнить абзацем следующего содержания:
"Материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, полученные при изучении состояния земель, подлежат включению в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.";
10) в статье 10 слова "являются основой" заменить словом "используются";
11) в статье 13:
в части второй слова "территориальных зонах" заменить словами "зонах с особыми условиями использования территорий";
дополнить частью следующего содержания:
"Результаты работ по инвентаризации земель оформляются в виде землеустроительного дела по инвентаризации, которое утверждается заказчиком работ по инвентаризации земель.";
12) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Территориальное землеустройство
Территориальное землеустройство проводится в случаях:
формирования земельных участков;
установления, изменения, восстановления границ зон с особыми условиями использования территорий;
установления, изменения, восстановления административных границ.";
14) дополнить главами III.1 - III.3 следующего содержания:
"Глава III.1. Формирование земельных участков
Статья 18.1. Виды работ по формированию земельных участков
К видам работ по формированию земельных участков относятся:
образование новых земельных участков (раздел, объединение и перераспределение земельных участков);
упорядочение границ земельных участков;
восстановление границ земельных участков;
определение порядка пользования земельным участком.
Под разделом земельного участка понимаются землеустроительные работы, выполняемые с целью разделения земельного участка, учтенного в государственном земельном кадастре (далее - исходный земельный участок), на части, каждая из которых образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, а также с целью выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на исходный земельный участок.
Под объединением земельных участков понимаются землеустроительные работы, выполняемые с целью образования нового земельного участка путем объединения исходных смежных земельных участков, имеющих тождественное разрешенное использование, отнесенных к одной категории земель и принадлежащих на праве собственности одному лицу.
Объединение нескольких смежных земельных участков допускается при наличии письменного соглашения между их собственниками.
Под перераспределением земельных участков понимаются землеустроительные работы, выполняемые с целью образования нескольких новых земельных участков путем разделов и объединений исходных смежных земельных участков, в том числе путем выдела части исходного земельного участка с целью присоединения к смежному земельному участку.
Под упорядочением границы земельного участка (участков границы) понимаются землеустроительные работы по уточнению сведений государственного земельного кадастра о положении на местности границы земельного участка. При этом новые земельные участки не образуются.
Под восстановлением границы земельного участка (участков границы) понимается ее обозначение на местности межевыми знаками в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра.
Землеустройство, проводимое в целях определения порядка пользования неделимым земельным участком, заключается в определении частей земельного участка, находящихся в исключительном пользовании каждого из собственников (арендаторов) указанного земельного участка, и частей, занятых объектами недвижимого имущества и необходимых для их использования.
Статья 18.2. Содержание работ по формированию земельных участков
Работы по формированию земельных участков включают в себя:
разработку проекта границ земельных участков, его согласование и утверждение;
межевание земельных участков;
оформление землеустроительного дела по межеванию и (или) документов, необходимых для государственного кадастрового учета.
Проект границ земельных участков не разрабатывается в случаях:
восстановления границ;
упорядочения границы земельного участка, если заказчиком работ по формированию принято решение об установлении границы на местности в ходе межевания при условии согласия правообладателей смежных земельных участков с ее местоположением. В иных случаях проект границ земельных участков разрабатывается в соответствии со статьей 18.10 настоящего Федерального закона, а местоположение границы (участка границы) определяется на основании судебного решения;
объединения земельных участков, однозначные сведения о местоположении границ которых имеются в государственном земельном кадастре, отсутствия обременения земельных участков правами иных лиц при условии, что формирование не связано с определением частей земельных участков;
раздела земельного участка, однозначные сведения о местоположении границ которого имеются в государственном земельном кадастре, отсутствия обременения земельного участка правами иных лиц при условии, что формирование не связано с определением частей земельных участков, вновь образуемые земельные участки удовлетворяют требованиям статьи 18.8 настоящего Федерального закона, а раздел осуществляется по существующим характерным точкам.
Межевание земельных участков не проводится в случаях, указанных в абзацах четвертом и пятом части второй настоящей статьи.
В случае, если для образования нового земельного участка либо упорядочения границы земельного участка требуется разработка проекта границ земельных участков, заказчик работ по формированию земельных участков вправе выбрать:
разработку проекта границ земельных участков с точностью межевания, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений, для земель соответствующего целевого назначения (далее - нормативная точность межевания);
разработку проекта границ земельных участков с точностью ниже нормативной и проведение межевания земельных участков.
При отсутствии планово-картографического материала, обеспечивающего нормативную точность межевания, в соответствии с договором на проведение работ по землеустройству (формированию) осуществляется межевание земельных участков или обновление (создание) планово-картографического материала методами наземной геодезической съемки, аэрофотосъемки, дистанционного зондирования.
Для проведения работ по формированию земельных участков заказчик обязан предоставить землеустроителю сведения о соответствующих земельных участках и их правообладателях, содержащиеся в государственном земельном кадастре, Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или выдать доверенность на получение необходимых сведений.
Статья 18.3. Заказчики работ по формированию земельных участков
Заказчиками работ по формированию земельных участков являются:
собственник исходного земельного участка (доли в праве на исходный земельный участок), либо собственник объекта недвижимого имущества, либо лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, - при разделе земельного участка;
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (или по его поручению соответствующий уполномоченный орган или лицо) либо лицо, определенное решением суда, - при проведении обязательного формирования земельных участков в соответствии со статьей 18.4 настоящего Федерального закона;
собственник (собственники) исходных смежных земельных участков - при объединении земельных участков;
лица, указанные в абзацах втором - четвертом настоящей статьи, - при перераспределении земельных участков;
орган местного самоуправления или в установленных законодательством случаях исполнительный орган государственной власти, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, - при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения;
лицо, обладающее правом собственности или иным вещным правом на земельный участок, правом аренды или правом безвозмездного срочного пользования, - при упорядочении границы земельного участка;
лицо, являющееся членом некоммерческого объединения граждан, или лицо, указанное правлением такого объединения в качестве фактического владельца данного земельного участка, - при упорядочении границ земельных участков, фактически используемых гражданами без оформления правоустанавливающих (правоудостоверящих) документов для целей ведения садоводства, огородничества, дачного и личного подсобного хозяйства;
один из собственников (арендаторов) земельного участка либо лицо, определенное решением суда, - при проведении землеустройства в целях определения порядка пользования земельным участком.
Статья 18.4. Обязательное формирование земельных участков
Формирование земельных участков проводится в обязательном порядке в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления для:
обеспечения резервирования или изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
установления (изменения) зон с особыми условиями использования территорий;
установления (изменения) границ между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также черты городских или сельских поселений (административных границ);
определения границ ограниченных в использовании частей земельных участков, образованных в связи с установлением исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления ограничений (обременений) прав на земельные участки;
осуществления мероприятий, связанных с охраной земель, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
определения границ земельных участков, образуемых в счет невостребованных земельных долей, если в течение двухмесячного срока со дня опубликования списков собственников невостребованных земельных долей и предполагаемого местоположения границы выделяемого в счет невостребованных земельных долей земельного участка общее собрание собственников земельных долей не примет решение о согласовании или об отказе в согласовании местоположения границы такого земельного участка;
определения границ выморочных или бесхозяйных земельных участков;
реквизиции земельных участков;
проведения перераспределения с целью приведения границ земельных участков в соответствие со схемами землеустройства муниципальных образований, если это необходимо для устранения существенных недостатков в землепользовании на землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства.
Формирование земельных участков проводится в обязательном порядке в соответствии с решением суда для:
обращения взыскания на имущество должника (за исключением случаев, если земельные участки были сформированы ранее);
упорядочения границ земельных участков;
определения порядка пользования земельным участком;
перераспределения земельных участков с целью устранения существенных недостатков землепользования.
Основанием для обращения в суд для устранения существенных недостатков в землепользовании на землях сельскохозяйственного назначения является отсутствие схем землеустройства муниципальных образований.
Статья 18.5. Учет интересов правообладателей при формировании земельных участков
Раздел или перераспределение земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, безвозмездное срочное пользование, в аренду или обремененных залогом, могут быть осуществлены при условии согласия соответствующего землепользователя, землевладельца, арендатора или залогодержателя.
При перераспределении земельных участков обязательным является согласие собственников всех перераспределяемых земельных участков.
Объединение земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненно наследуемое владение, безвозмездное срочное пользование, в аренду, переданных в доверительное управление, не допускается.
Объединение земельных участков, обремененных залогом, допускается при условии согласия залогодержателя.
Статья 18.6. Переход прав при формировании земельных участков
При разделе и перераспределении земельных участков образуются новые земельные участки, право собственности на которые сохраняется за собственниками исходных земельных участков.
В результате выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности собственник доли утрачивает право в общей долевой собственности на исходный земельный участок и приобретает право собственности на вновь образуемый земельный участок.
В случае, если новые земельные участки образованы в результате раздела или перераспределения земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненно наследуемое владение, землепользователь или землевладелец сохраняет данные права на вновь образуемые земельные участки.
В ходе формирования земельных участков, устраняющего недостатки землепользования, являвшиеся основанием для установления сервитута, такой сервитут не сохраняется на вновь образованных земельных участках и прекращает свое существование со дня государственной регистрации прав хотя бы на один из вновь образованных земельных участков.
В случае, если сервитут установлен в отношении части земельного участка, указанной в документах государственного земельного кадастра, при разделе, объединении или перераспределении такого земельного участка сервитут сохраняется на новых земельных участках в прежних границах. Если сервитутом обременен весь земельный участок, то сервитут сохраняется в границах, соответствующих границам исходного земельного участка или, если это следует из целей установления сервитута, сохраняется в отношении всего вновь образованного земельного участка.
При этом согласия лиц, в пользу которых установлен сервитут, на осуществление раздела, объединения или перераспределения земельных участков не требуется.
Во всех случаях формирования земельных участков ограничения (обременения) прав, связанные с установлением зон с особыми условиями использования территорий, сохраняются в прежних границах (на вновь образуемых земельных участках или их частях).
Залог, обременяющий исходные земельные участки, сохраняется на формируемых из них земельных участках. В случае, если указанное правило не приводит к равноценной замене предмета залога, формирование новых земельных участков, уменьшающее цену предмета залога, не допускается.
При разделе или перераспределении земельных участков, предоставленных в аренду, безвозмездное срочное пользование или переданных в доверительное управление, лицо, обладающее соответствующими правами, вправе требовать продолжения договорных обязательств на прежних условиях в отношении одного, некоторых или всех вновь образованных земельных участков, если договором не установлено иное.
Права собственников объектов капитального строительства, расположенных на чужих земельных участках, при их разделе, объединении или перераспределении сохраняются в отношении вновь образованного земельного участка, в границах которого оказались такие объекты. За указанными лицами сохраняется право на использование частей земельного участка, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, а также право доступа к указанным объектам недвижимости, если законодательством не установлено иное.
Статья 18.7. Расчеты между сторонами при проведении формирования земельных участков
Работы по территориальному землеустройству (формированию) выполняются за счет денежных средств заказчика.
Все убытки, причиняемые проведением формирования земельных участков, подлежат возмещению заказчиком работ, за исключением случаев, когда убытки возникли в связи с нарушением землеустроителем процедуры формирования земельных участков.
В случае проведения обязательного формирования убытки подлежат возмещению за счет средств бюджета, который является источником финансирования деятельности организации, заключившей договор о проведении землеустройства (формирования). Соответствующие расчеты подлежат включению в состав землеустроительной документации.
Затраты по разработке проектов границ земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, садоводства, огородничества, личного подсобного или дачного хозяйства, могут быть возложены на местный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом соответственно решениями представительных органов местного самоуправления или законами субъектов Российской Федерации.
Часть земельного участка, передаваемая при перераспределении земельных участков собственнику смежного земельного участка, должна быть возмещена равноценной частью земельного участка либо по желанию собственника земельного участка соответствующей денежной компенсацией.
Уменьшение рыночной стоимости недвижимого имущества вследствие установления дополнительных ограничений (обременении) прав должно быть полностью возмещено собственнику за счет лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) прав. Соответствующие расчеты подлежат включению в состав землеустроительной документации.
Землепользователи и землевладельцы имеют право на возмещение убытков в таких же объемах и на таких же условиях, что и собственники земельных участков, за исключением возмещения стоимости утраченной части земельного участка.
Статья 18.8. Особенности образования новых земельных участков
Не допускается образование земельных участков, не соответствующих размерам (максимальным или минимальным), установленным законами субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления, нормами отводов земель для определенных видов деятельности или градостроительными регламентами.
Вновь образуемый земельный участок должен находиться в пределах одного муниципального образования (за исключением единых землепользований) и принадлежать к одной категории земель.
Категория земель вновь образуемого земельного участка и его разрешенное использование определяются как категория земель и разрешенное использование исходного земельного участка, за исключением случаев, когда при формировании новых земельных участков необходимы и допускаются изменения вида разрешенного использования или категории земель.
Не допускается образование земельных участков, разделяющих расположенные на них объекты недвижимости, за исключением случаев, когда после раздела каждая часть объекта недвижимости образует самостоятельный объект недвижимости, либо случаев образования обособленных или условных земельных участков, входящих в состав единого землепользования.
Вновь образуемые земельные участки должны иметь доступ к земельным участкам общего пользования (в том числе посредством установления сервитутов), позволяющий осуществлять использование данных земельных участков по назначению, а земельные участки, предназначенные для застройки, должны находиться в пределах одной территориальной зоны, установленной градостроительным регламентом.
Образование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения производится с учетом необходимости предотвращения недостатков в землепользовании (вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, излишней изломанности границ, дальноземелья), использования технологии ведения сельскохозяйственного производства, сохранения естественных природных условий.
Не допускается раздел или перераспределение земельных участков, ограниченных в использовании в связи с наличием зон с особыми условиями использования территорий, если сохраняемые в отношении вновь образуемых земельных участков ограничения не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельного участка с целью консервации земель, образования особо охраняемых территорий или в связи с чрезвычайной ситуацией возможно без учета требований частей первой, пятой, шестой и седьмой настоящей статьи.
Требования, установленные частями первой, пятой, шестой и седьмой настоящей статьи, не применяются к части земельного участка, образуемой для целей присоединения к смежному земельному участку.
При упорядочении границы земельного участка допускается превышение его площади по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, но не более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного законами субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления, нормами отводов земель для определенных видов деятельности или градостроительными регламентами для земель различного правового режима.
При упорядочении границы земельного участка допускается также уменьшение его площади, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе на земельный участок.
Не допускается формирование земельных участков для объектов недвижимости, не имеющих непосредственной связи с земельным участком или имеющих связь с водопокрытым земельным участком (жилых или нежилых помещений в зданиях, мостов и шлюзовых мостов, причалов и волнорезов, расположенных на плотинах, в туннелях, эстакадах железнодорожных путей, автомобильных дорог, линий электропередачи, линий связи, трубопроводов и т.п.).
Если перераспределение земельных участков осуществляется в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения наряду с земельными участками из состава иной категории земель, то все земельные участки, вовлеченные в перераспределение, оцениваются с точки зрения их пригодности для использования в сельскохозяйственном производстве.
Статья 18.9. Разработка проекта границ земельных участков
Проект границ земельных участков разрабатывается на основании сведений государственного земельного кадастра об исходных земельных участках с учетом документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, государственного картографо-геодезического фонда и иных документов, регулирующих использование земель.
Проект границ земельных участков является документом, содержащим графическую и текстовую части, который в зависимости от точности описания местоположения границ земельных участков и наличия необходимых согласований после утверждения становится основанием для подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков, либо для межевания земельных участков.
В случае формирования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности более пяти лиц, вместо проекта границ земельных участков составляется описание местоположения их границ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Проект границ земельных участков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, составляется во всех случаях образования новых земельных участков (частей земельных участков) или упорядочения границ земельных участков, учтенных в государственном земельном кадастре, и содержит сведения обо всех одновременно образуемых или упорядочиваемых земельных участках.
Графическая часть проекта границ земельных участков представляет собой проектный план (карту), на котором указываются:
объекты местности, позволяющие определить положение существующих и проектируемых границ земельных участков, частей земельных участков, зон с особыми условиями использования территорий (картографическая основа);
границы единиц кадастрового деления, существующие границы земельных участков, частей земельных участков (кадастровая основа);
установленные в соответствии с градостроительным законодательством красные линии, в случае, если проект границ земельных участков разрабатывается для земельных участков в составе земель поселений на основании документации по планировке территории;
проектируемые границы земельных участков (частей земельных участков, в том числе границы ограниченных в использовании частей и частей, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования).
В текстовой части проекта границ земельных участков указываются:
сведения о землеустроителе, подготовившем проект границ земельных участков, а в случае проведения обязательного формирования земельных участков - реквизиты документов, явившихся основанием для выполнения указанных работ;
реквизиты документов, использованных в качестве исходных данных для подготовки проекта границ земельных участков, в том числе реквизиты картографической и кадастровой основы проектного плана (карты). В случае, если для подготовки проекта границ земельных участков выполнялись работы по созданию (обновлению) картографической основы, в текстовой части указываются реквизиты организации, выполнившей указанные работы, и реквизиты хранения материалов в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
сведения о лицах, законные интересы которых затрагиваются землеустройством;
кадастровые номера, площадь, категория земель и разрешенное использование исходных земельных участков, явившихся источником образования новых земельных участков, а также правовые основания ограничения в их использовании. В отношении земельных участков указывается вид права на земельный участок и наименования правообладателей, а в отношении ограничений (обременений) прав на земельные участки - содержание данных ограничений и наименования лиц, в пользу которых они установлены;
условные обозначения, местоположение вновь образуемых земельных участков, их площадь, описание местоположения границ земельных участков в виде плоских прямоугольных координат характерных точек границ (в случаях, когда проект границ земельных участков подготовлен с нормативной точностью межевания), категория земель и виды разрешенного использования вновь образуемых земельных участков, характеристики их частей, в том числе частей земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, и правовые основания ограничений в использовании вновь образуемых земельных участков (их частей), наименования правообладателей объектов недвижимости. Виды разрешенного использования указываются в соответствии с документами градостроительного зонирования или правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами, а в случае формирования земельного участка в связи с переводом в состав земель иной категории в проекте границ земельных участков указывается предполагаемая категория земель и обоснование перевода;
схема образования новых земельных участков из исходных земельных участков (частей земельных участков) с указанием их кадастровых (учетных) номеров;
обоснование проектных решений;
размеры и источники выплат отдельным лицам, имуществу которых формирование земельных участков может причинить убытки, расчеты потерь лесного хозяйства и (или) сельскохозяйственного производства;
расчет размера долей в праве общей долевой собственности на земельные участки, приобретаемые в общую долевую собственность, утверждаемый решением лиц, приобретающих права на земельный участок. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и жилищным законодательством, при разработке проекта границ земельных участков в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, размер доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома (в том числе на приобретаемый земельный участок) определяется в виде соотношения площади помещения, принадлежащего на праве собственности, к общей площади жилых и нежилых помещений, находящихся в частной, муниципальной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и федеральной собственности, и утверждается общим собранием собственников помещений. В текстовой части проекта границ земельных участков, оформляемого при разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, вследствие выделения доли в праве общей долевой собственности приводится расчет размера долей в праве общей долевой собственности на остающийся после раздела земельный участок;
предположительные сроки определения границ земельных участков на местности в соответствии с утвержденным проектом границ земельных участков (при необходимости), сроки выплаты компенсаций (убытков, потерь) и строительства имущества общего пользования (дорог, сетей инженерно-технического обеспечения) в случаях, если проект границ земельных участков разрабатывается в соответствии с документацией по планировке территории;
документы, касающиеся согласования проекта границ земельных участков.
В отношении единого землепользования проект границ земельных участков составляется в виде одного документа.
Проектный план (карта) единого землепользования размещается на нескольких листах и включает в себя:
схему расположения единого землепользования с изображением установленными условными знаками его составных частей в пределах кадастрового квартала, в котором единое землепользование расположено целиком, и с обозначением расположения листов проектного плана (карты), содержащих изображение группы обособленных (условных) земельных участков в пределах каждого кадастрового квартала;
изображение группы обособленных (условных) земельных участков в пределах каждого кадастрового квартала.
Проектный план (карта) дополняется листами с изображением границ отдельных обособленных (условных) земельных участков в случае невозможности изобразить границы всех обособленных (условных) земельных участков в пределах кадастрового квартала в масштабе листа проектного плана (карты).
Допускается на одном листе проектного плана (карты) изображать группы обособленных (условных) земельных участков в пределах нескольких кадастровых кварталов одного кадастрового района в случае, если масштаб плана (карты) позволяет обеспечить читаемость изображения границ земельных участков.
На основании проекта границ земельных участков достигаются соглашения:
об установлении сервитута;
об устранении неудобства землепользования;
о возмещении убытков и расчете потерь, возникающих в связи с проведением формирования.
Статья 18.10. Особенности разработки проекта границ земельных участков в случаях упорядочения границ
Упорядочение границ земельных участков проводится на основании проекта границ земельных участков, составленного с нормативной точностью межевания и согласованного с заинтересованными лицами, в порядке, установленном статьей 18.12 настоящего Федерального закона, или при проведении межевания земельных участков.
Проект границ земельных участков при упорядочении их границ подлежит разработке в обязательном порядке, если согласие между правообладателями смежных земельных участков о местоположении упорядочиваемой границы земельного участка (участка границы) не достигнуто. В данном случае в качестве уточненной границы земельного участка на проектном плане (карте) указываются:
границы земельного участка, обозначенные в документе, удостоверяющем права на землю и содержащем описание местоположения его границы;
границы земельного участка, обозначенные в акте отвода земельного участка, в утвержденной документации по планировке территории или землеустроительной документации;
границы земельного участка, фактически существующие в течение 15 лет между смежными земельными участками и закрепленные долговременными сооружениями, многолетними насаждениями или иными объектами местности, отражаемыми на картографических материалах;
границы, установленные исходя из требований к земельным участкам, существовавшим на момент их предоставления, а при их отсутствии - исходя из требований к земельным участкам, существующим на момент проведения землеустройства.
Независимо от даты государственного кадастрового учета земельного участка более поздние документы, указанные в части второй настоящей статьи и содержащие сведения о согласовании местоположения границ (участков границ) земельных участков, имеют более весомую юридическую силу.
Статья 18.11. Особенности разработки проекта границ земельных участков в целях определения порядка пользования земельным участком
В проекте границ земельных участков, разрабатываемом при определении порядка пользования земельным участком, определяется часть земельного участка, занятая объектом недвижимости и необходимая для его использования, и части земельного участка, находящиеся в исключительном пользовании каждого из собственников объекта недвижимости.
Размеры части земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования, определяются как минимальный размер земельного участка соответствующего вида разрешенного использования.
Размеры частей земельного участка, находящихся в исключительном пользовании каждого из собственников объекта недвижимости, определяются по письменному соглашению между ними.
При недостижении согласия между собственниками объекта недвижимости в качестве границ частей земельного участка, находящихся в исключительном пользовании каждого из собственников объекта недвижимости, на проектном плане (карте) отображаются условные линии, определенные в соответствии со статьей 18.10 настоящего Федерального закона, а решение об утверждении порядка пользования земельным участком в проектных границах принимается в судебном порядке.
Границы частей земельного участка, сформированные при определении порядка пользования земельным участком, устанавливаются на местности в случае, если это предусмотрено договором о проведении землеустройства (формирования).
Статья 18.12. Порядок согласования проекта границ земельных участков
Проект границ земельных участков, подготовленный в случаях обязательного формирования и при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, до его утверждения подлежит согласованию с органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Согласование проекта границ земельных участков с иными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласование проекта границ земельных участков с вышеуказанными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления не требуется в случае, если он разработан на основании утвержденных в установленном порядке документации по планировке территории или схем землеустройства муниципального образования.
Лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, при согласовании проекта границ земельных участков в пределах своих полномочий проверяют соблюдение процедуры формирования земельных участков.
Указанными лицами устанавливается срок для согласования проекта границ земельных участков, который не может быть более месяца со дня направления заинтересованным лицом письма с уведомлением о вручении с приложением копии проекта границ земельных участков.
Решение о согласовании (отказе в согласовании) проекта границ земельных участков оформляется в виде письма на бланке.
Если решение о согласовании (отказе в согласовании) проекта границ земельных участков в срок, указанный в части пятой настоящей статьи, не направлено в адрес заказчика работ по землеустройству, проект границ земельных участков считается согласованным.
Проект границ земельных участков, разработанный при упорядочении границ земельных участков или при образовании новых земельных участков, подлежит согласованию с правообладателями смежных земельных участков, а также с лицами, указанными в статье 18.5 настоящего Федерального закона, в случае, если проектный план (карта) земельного участка составлен с нормативной точностью межевания для земель определенного целевого назначения.
В остальных случаях согласованию с указанными лицами подлежит положение границы земельного участка на местности при межевании земельного участка.
При согласовании проекта границ земельных участков с указанными лицами проводится согласование проектного положения границ земельных участков, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - согласование размеров убытков, подлежащих возмещению правообладателям земельных участков. Если лицами, участвующими в согласовании, проектное положение границ земельных участков (участков границ) понимается неоднозначно и порождает споры о местоположении границ, то границы таких земельных участков (участки границ) подлежат согласованию при межевании.
Проект границ земельных участков не согласовывается с теми из собственников, землевладельцев, землепользователей, границы земельных участков (участки границ) которых остаются неизменными при формировании.
Проект границ земельных участков, разработанный для целей обязательного формирования, не подлежит согласованию с заинтересованными правообладателями земельных участков в случае, если его разработка обусловлена реквизицией земельных участков и иными чрезвычайными обстоятельствами или если указанный проект содержит сведения, относящиеся к государственной тайне.
В иных случаях проект границ земельных участков, разработанный для целей обязательного формирования, подлежит согласованию с заинтересованными правообладателями земельных участков в особом порядке. Заинтересованные лица уведомляются о разработанном проекте границ земельных участков в порядке, установленном частью двадцать девятой настоящей статьи. В течение месяца после уведомления указанные лица могут направить письменные предложения, замечания или возражения по проекту границ землеустроителю, разработавшему проект границ земельных участков, а также лицу, являющемуся заказчиком такого проекта. В течение следующего месяца заказчик проекта границ земельных участков или по его поручению землеустроитель обязан рассмотреть и учесть замечания, предложения или возражения заинтересованных лиц, если это не приведет к нарушению требований настоящего Федерального закона и (или) не воспрепятствует достижению целей проведения обязательного формирования. Заинтересованные лица уведомляются о порядке ознакомления с доработанным проектом границ земельных участков в порядке, установленном частью двадцать девятой настоящей статьи.
Остающиеся разногласия не препятствуют дальнейшему проведению обязательного формирования.
Проект границ земельных участков считается согласованным при наличии письменного согласования, представленного извещенными в установленном порядке лицами, предусмотренными настоящим Федеральным законом (их представителями), или непредставлении ими (их представителями) обоснованных возражений в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Обоснованными считаются возражения, свидетельствующие о том, что в ходе согласования нарушены требования к извещению правообладателей земельных участков о согласовании проекта границ или проект границ земельных участков составлен с нарушением требований законодательства, в частности:
к местоположению ранее установленных границ смежных земельных участков;
ко вновь образуемым земельным участкам;
к соблюдению законных интересов лиц, земельные участки которых затрагиваются территориальным землеустройством, выражающихся в несогласии с приведенными в проекте границ земельных участков размерами убытков или содержанием соглашений о правах на вновь образуемые земельные участки.
Если земельный участок находится в общей собственности, проект границ земельных участков подлежит согласованию со всеми участниками общей собственности, за исключением случая, установленного частями восемнадцатой - двадцатой настоящей статьи.
Проектное положение границ земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения и находящихся в общей собственности более пяти лиц, подлежит согласованию общим собранием таких лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При образовании земельного участка в счет земельной доли на основании предварительного извещения иных участников долевой собственности согласование местоположения границы такого земельного участка осуществляется в порядке, установленном законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Проект границ земельных участков, разработанный в целях формирования земельного участка, занятого многоквартирным домом, подлежит согласованию с лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проект границ земельных участков территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, находящейся в пользовании такого объединения, согласовывается правлением данного некоммерческого объединения.
Проектное положение границы земельного участка, используемого гражданином в целях ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, согласовывается:
правлением некоммерческого объединения в отношении участка границы, смежного с земельным участком имущества общего пользования;
гражданами, указанными правлением некоммерческого объединения в качестве фактических владельцев смежных земельных участков или использующими указанные земельные участки в соответствии с правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами.
В случае если проект границ земельных участков разработан в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом межевания территории и проектное положение границ земельных участков в ходе его разработки остается неизменным, проект границ земельных участков считается согласованным после прохождения обсуждения (публичных слушаний) проекта межевания территории.
Правообладатели земельных участков извещаются о проводимом согласовании проекта границ земельных участков путем вручения им (их представителям) извещения о проведении согласования проекта границ земельных участков (далее - извещение), направления извещения по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в документах государственного земельного кадастра, либо путем опубликования извещения.
Организация согласования проекта границ земельных участков (включая извещение правообладателей земельных участков) осуществляется землеустроителем, если иное не предусмотрено договором о проведении землеустройства (формирования).
В извещении содержатся:
наименование и адрес заказчика работ по землеустройству (формированию);
наименование, адрес и номер телефона землеустроителя;
сведения о местоположении земельных участков, в отношении которых проводится формирование;
место, дата и время ознакомления с проектом границ земельных участков;
место, дата и время проведения собрания по согласованию проекта границ земельных участков;
срок направления обоснованных возражений, адрес для направления согласований проекта границ земельных участков или обоснованных возражений.
В извещении должно быть указано на возможность согласовать проект границ земельных участков путем направления по указанному землеустроителем адресу письма на фирменном бланке юридического лица или за подписью физического лица с указанием его фамилии, имени, отчества и реквизитов документа, удостоверяющего личность.
Лицо, отказавшееся принять извещение, считается извещенным о проведении согласования проекта границ земельных участков.
Извещение может быть опубликовано в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в следующих случаях:
при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в документах государственного земельного кадастра сведений о лицах, земельные участки которых затрагиваются формированием;
при необходимости согласования проекта границ земельных участков с общим собранием участников общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, общим собранием садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, а также в случаях обязательного формирования;
при формировании единого землепользования;
при возвращении уведомления с отметкой о невозможности вручения извещения.
Срок направления возражений по поводу проекта границ земельных участков не может быть менее месяца со дня, установленного для ознакомления с проектом границ земельных участков.
Срок согласования проекта границ земельных участков не может превышать 2 месяцев со дня, установленного для ознакомления с проектом границ земельных участков.
Согласование проекта границ земельных участков проводится по месту нахождения земельных участков, если иное место не определено землеустроителем по согласованию с лицами, участвующими в согласовании проекта границ земельных участков.
Землеустроитель обязан обеспечить возможность ознакомления извещенных лиц с подготовленным проектом границ земельных участков (за исключением сведений, относящихся к государственной, личной и коммерческой тайне) и представления ими обоснованных возражений, предусмотренных частями пятнадцатой и шестнадцатой настоящей статьи.
Перед началом согласования проекта границ земельных участков землеустроитель проверяет полномочия лиц, прибывших для согласования проекта границ земельных участков, разъясняет им их права.
Доверенность на право участвовать в согласовании проекта границ земельных участков оформляется в простой письменной форме.
Полномочия лица, выступающего от имени общего собрания собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или собственников помещений многоквартирного дома, подтверждаются соответствующим решением (протоколом) общего собрания.
Акт согласования проекта границ земельных участков и проектный план (карта) подписываются землеустроителем и всеми лицами, участвующими в согласовании проекта границ земельных участков, в том числе лицами, имеющими возражения.
Об обоснованности возражений, поданных в ходе согласования проекта границ земельных участков, землеустроителем составляется заключение, в котором проверяется соответствие поданных возражений требованиям настоящего Федерального закона и высказывается предложение заказчику работ по формированию возможности их учета.
В случае признания возражений обоснованными проект границ земельных участков подлежит доработке и повторному согласованию с лицом, подавшим возражение.
Споры, сохраняющиеся по итогам согласования проекта границ земельных участков, должны быть разрешены в суде до утверждения проекта границ земельных участков.
В случае отказа лица, представившего возражение, подписать акт согласования проекта границ земельных участков либо если данное лицо направило возражения почтовым отправлением, землеустроитель делает отметку в акте согласования проекта границ земельных участков с приложением поступивших письменных возражений.
В случае если надлежащим образом извещенное лицо (его представитель) отсутствовало при согласовании проекта границ земельных участков либо не представило в установленный срок свои возражения, проект границ считается согласованным, о чем землеустроитель делает соответствующую запись в акте согласования проекта границ земельных участков.
В состав проекта границ земельных участков включаются копии следующих документов:
свидетельствующие об извещении лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;
подтверждающие полномочия лиц, участвующих в согласовании;
письменные согласования и возражения лиц, участвующих в согласовании;
акт согласования проекта границ земельных участков.
Согласованный проект направляется для утверждения лицам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статья 18.13. Утверждение проекта границ земельных участков
Проект границ земельных участков утверждается:
собственником (собственниками) земельного участка, за исключением случаев утверждения проекта границ земельных участков, образуемых из земельных участков, находящихся в общей собственности, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков, занятых многоквартирными домами, осуществляемого в порядке, установленном для согласования проектов границ данных земельных участков;
исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в случаях проведения обязательного формирования;
органом местного самоуправления или в установленных законодательством случаях исполнительным органом государственной власти, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
лицом, определенным решением суда.
Статья 18.14. Межевание земельных участков
Межевание земельных участков проводится в случаях:
установления на местности проектных границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом границ земельных участков. Установление границ на местности сопровождается уточнением содержащихся в проекте границ земельных участков сведений о местоположении их границ и площади земельных участков в пределах графической точности проектного плана (карты);
упорядочения границ земельных участков;
восстановления границ земельных участков.
Установление на местности границ частей земельных участков осуществляется, если это предусмотрено договором о проведении землеустройства (формирования).
Межевание включает в себя:
осуществление подготовительных работ (получение сведений государственного земельного кадастра, сведений об опорной межевой сети и иных исходных данных, полевое обследование земельных участков, составление технического проекта);
определение границы на местности, ее согласование и закрепление характерных точек временными или долговременными межевыми знаками, выбор которых осуществляет заказчик работ по межеванию;
определение плоских прямоугольных координат межевых знаков в системе координат, в которой ведется дежурная кадастровая карта соответствующего кадастрового квартала;
составление землеустроительного дела и карты (плана) земельного участка.
При упорядочении границ земельных участков межевание проводится по границе, признаваемой правообладателями смежных земельных участков.
Требования к оформлению карты (плана) земельного участка, технического проекта, а также к долговременным межевым знакам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений.
При наличии в государственном земельном кадастре однозначных сведений о местоположении границ исходных земельных участков межевание участков границ, не затрагиваемых землеустройством, не проводится.
Характерные точки границы земельного участка могут не закрепляться межевыми знаками в случаях, если участок границы земельного участка совпадает с объектами местности (объекты внешнего благоустройства, линейные объекты, конструктивные элементы объектов капитального строительства, защитные лесные насаждения, водные объекты и другие природные и созданные трудом человека объекты), отраженными на планово-картографическом материале в соответствующем масштабе. Такие объекты местности отображаются на карте (плане) земельного участка.
В результате определения местоположения границ земельных участков (их частей) оформляется карта (план) земельного участка, которая подписывается заказчиком и землеустроителем.
Экземпляр карты (плана) земельного участка передается землеустроителем в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Установление границ частей земельных участков осуществляется в соответствии с проектом границ земельных участков и включает обозначение границы на местности, закрепление границы, а также определение координат характерных точек границы в системе координат, в которой ведется дежурная кадастровая карта соответствующего кадастрового квартала.
Статья 18.15. Согласование местоположения границ земельных участков
Согласование местоположения границ земельных участков осуществляется с собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами смежных земельных участков.
При наличии в государственном земельном кадастре однозначных сведений о местоположении границы (участка границы) земельного участка согласование ее местоположения не требуется.
Согласование местоположения границ земельных участков не проводится в случаях их восстановления, состоявшегося согласования проектного положения границы земельного участка, содержащегося в утвержденном проекте границ земельных участков, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласование местоположения границ земельных участков в случае проведения обязательного формирования земельных участков проводится в порядке, установленном настоящей статьей.
Граница земельного участка считается согласованной в случае подписания акта согласования границ земельных участков землеустроителем и надлежащим образом извещенными правообладателями земельных участков (их представителями), границы земельных участков которых были изменены в ходе формирования, или непредставления ими (их представителями) обоснованных возражений в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Обоснованными считаются возражения, свидетельствующие о том, что:
изменено местоположение ранее установленных границ смежных земельных участков, сведения государственного земельного кадастра о которых однозначны, если изменение указанных границ не было целью формирования для случаев раздела или перераспределения;
обозначенная на местности граница не соответствует утвержденному проекту границ земельных участков;
проект границ земельных участков не согласован или не утвержден либо согласован или утвержден с нарушением требований настоящего Федерального закона;
формируемые земельные участки не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
лица, земельные участки которых затрагиваются формированием, не согласны с приведенными в проекте границ земельных участков размерами убытков и (или) компенсации, содержанием соглашений о сохранении прав на вновь образуемые земельные участки.
В случае, если земельный участок находится в общей собственности, местоположение границ земельных участков подлежит согласованию всеми участниками общей собственности, за исключением случаев, установленных частями девятой - одиннадцатой настоящей статьи.
Согласование местоположения границ земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности более пяти лиц, осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения":
обоснованными признаются также возражения, указывающие на то, что местоположение границы не соответствует решению общего собрания, или на то, что обозначенная граница не соответствует описанию ее местоположения;
заинтересованные лица во всех случаях извещаются о проведении согласования местоположения границ земельных участков путем опубликования объявления в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Местоположение границы земельного участка, занятого многоквартирным домом, согласовывается с лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Местоположение границы земельного участка, расположенного на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, согласовывается с председателем правления данного некоммерческого объединения, а также с собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами смежных земельных участков.
Извещение правообладателей смежных земельных участков о согласовании местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 18.12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за две недели до проведения согласования местоположения границ земельных участков.
Срок направления возражений по поводу местоположения границ земельных участков не может быть более двух недель со дня вручения (опубликования) извещения.
Организация согласования местоположения границ земельных участков, ознакомление с утвержденным проектом границ земельных участков и представление возражений по проекту границ осуществляются в порядке, установленном статьей 18.12 настоящего Федерального закона.
Результаты согласования местоположения границ земельных участков оформляются и подписываются в виде акта согласования и схемы границ в порядке, установленном статьей 18.12 настоящего Федерального закона для составления акта согласования проекта границ.
Лица, интересы которых могут быть затронуты согласованием местоположения границ земельных участков, вправе обжаловать действия землеустроителя в судебном порядке.
Споры, не разрешенные при согласовании местоположения границ земельных участков, рассматриваются в судебном порядке.
В состав землеустроительного дела по межеванию помимо копий документов, включаемых в соответствии со статьей 18.12 настоящего Федерального закона в состав проекта границ земельных участков, подлежат включению копии акта согласования и схемы границ земельных участков.
Глава III.2. Порядок установления, изменения, восстановления границ зон с особыми условиями использования территорий
Статья 18.16. Установление (изменение) границ зон с особыми условиями использования территорий
Под установлением (изменением) границ зон с особыми условиями использования территорий понимаются землеустроительные работы, выполняемые с целью определения границ действия ограничений (обременении) прав на земельные участки.
Установление (изменение) границ зон с особыми условиями использования территорий включает в себя:
подготовительные работы (получение сведений государственного земельного кадастра, документации по планировке территории и иных исходных данных);
разработку проекта границы зоны с особыми условиями использования территории и его утверждение;
обозначение границы зоны с особыми условиями использования территории на местности информационными знаками в случае, если это предусмотрено законодательством или договором о проведении землеустройства.
Для выполнения работ по установлению (изменению) или восстановлению границ зон с особыми условиями использования территорий заказчик обязан предоставить землеустроителю сведения государственного земельного кадастра о соответствующих земельных участках и их правообладателях, кадастровом делении или выдать доверенность на получение необходимых сведений.
Статья 18.17. Особенности подготовки проекта границы зоны с особыми условиями использования территории
При проектировании границы зоны с особыми условиями использования территории применяются требования к составлению проекта границ земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Проект границы зоны с особыми условиями использования территории разрабатывается на основании сведений государственного земельного кадастра с учетом документации по планировке территории, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, и иных документов, регулирующих использование земель.
Проект границы зоны с особыми условиями использования территории является документом, содержащим графическую и текстовую части, разрабатываемым для принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления об установлении указанной зоны во всех случаях, связанных с ее установлением или изменением.
Графическая часть проекта границы зоны с особыми условиями использования территории представляет собой проектный план (карту), на котором указываются:
объекты местности, позволяющие определить положение границ единиц кадастрового деления и проектируемой границы зоны с особыми условиями использования территории (картографическая основа);
границы единиц кадастрового деления (кадастровая основа);
проектируемая граница зоны с особыми условиями использования территории.
В текстовой части проекта границы зоны с особыми условиями использования территории указываются:
сведения о землеустроителе, подготовившем проект границы зоны с особыми условиями использования территории, и реквизиты документов, явившихся основанием для заключения договора о проведении землеустройства;
реквизиты документов, использованных в качестве исходных данных для подготовки проекта границы зоны с особыми условиями использования территории (в том числе реквизиты картографической и кадастровой основы проектного плана (карты);
описание территории, где устанавливается зона, с указанием кадастровых номеров единиц кадастрового деления и земельных участков, в границах которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории;
описание местоположения границы зоны с особыми условиями использования территории, в том числе границ частей земельных участков в случае, если ограничения (обременения) прав, связанные с установлением зоны, распространяются на части земельных участков, в виде плоских прямоугольных координат характерных точек границы зоны в системе координат, в которой ведется дежурная кадастровая карта соответствующего кадастрового квартала;
обоснование проектных решений;
содержание и сроки действия ограничений (обременений) прав для всех входящих в состав зоны с особыми условиями использования территории земельных участков;
сведения о лицах, в пользу которых устанавливаются ограничения (обременения) прав на входящие в состав зоны с особыми условиями использования территории земельные участки;
расчеты убытков и источники их возмещения в случае, если установление зоны с особыми условиями использования территории влечет необходимость их возмещения.
При установлении зоны с особыми условиями использования территории, расположенной в пределах двух и более кадастровых округов, в проекте границы зоны с особыми условиями использования территории выделяются разделы по количеству кадастровых округов.
Проектный план (карта) составляется с учетом требований, установленных частью седьмой статьи 18.9 настоящего Федерального закона.
В случае, если формирование земельного участка влечет за собой установление зоны с особыми условиями использования территории, проект границы зоны с особыми условиями использования территории разрабатывается в составе проекта границ земельных участков.
Статья 18.18. Утверждение проекта границы зоны с особыми условиями использования территории
Проект границы зоны с особыми условиями использования территории утверждается решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - решение) без проведения согласования проекта с правообладателями земельных участков, входящих в состав указанной зоны.
Для ознакомления правообладателей земельных участков с содержанием ограничений (обременений) прав, установленных зоной с особыми условиями использования территории, решение, а также место ознакомления с утвержденным проектом границы зоны с особыми условиями использования территории подлежат опубликованию в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение.
Копия решения, экземпляр утвержденного проекта границы зоны передаются в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Заказчик работ по установлению границы зоны с особыми условиями использования территории обязан в недельный срок со дня утверждения проекта границы зоны с особыми условиями использования территории обратиться в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с заявкой о проведении государственного кадастрового учета текущих изменений для отражения в государственном земельном кадастре сведений о частях земельных участков, входящих в состав указанной зоны, и ограничениях (обременениях) прав на земельные участки, связанных с ее установлением.
Статья 18.19. Восстановление границ зон с особыми условиями использования территорий
Восстановление границ (участков границ) зон с особыми условиями использования территорий осуществляется по решению любого заинтересованного лица на основании сведений государственного земельного кадастра.
Восстановление границ зон с особыми условиями использования территорий включает в себя:
осуществление подготовительных работ (получение сведений государственного земельного кадастра, сведений об опорной межевой сети и иных исходных данных, полевое обследование земельных участков, составление технического проекта);
определение границы на местности и обозначение характерных точек границы информационными знаками, выбор которых осуществляет заказчик работ по землеустройству;
подготовку технического отчета для заказчика работ.
Глава III.3. Порядок установления административных границ
Статья 18.20. Установление административной границы
Под установлением (изменением) административной границы понимаются землеустроительные работы, выполняемые с целью определения положения на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, а также черты поселений.
Установление (изменение) административной границы включает в себя:
разработку проекта административной границы, его согласование и утверждение;
определение административной границы на местности, закрепление характерных точек границы долговременными межевыми знаками и определение их координат в случае, если это предусмотрено законодательством или договором о проведении землеустройства.
При установлении административной границы выполняются следующие требования:
административная граница муниципального образования, закрытого административно-территориального образования, а также черта поселения устанавливаются по существующим или проектируемым границам земельных участков;
административная граница (участки границы) между субъектами Российской Федерации устанавливается по границам муниципальных образований;
иные требования, установленные законодательством.
Установление административной границы, а также территориальное землеустройство, связанное с упорядочением или образованием новых земельных участков в связи с установлением административной границы по решению органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляется соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
Статья 18.21. Разработка проекта административной границы
Решение о разработке проекта административной границы принимается:
Правительством Российской Федерации - в отношении административной границы закрытого административно-территориального образования;
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении границы между субъектами Российской Федерации либо границ вновь создаваемых (изменяемых) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации муниципальных образований;
органом местного самоуправления - в отношении иных административных границ.
С ходатайством о принятии решения о подготовке проекта административной границы закрытого административно-территориального образования в Правительство Российской Федерации обращается соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся объекты, в связи с деятельностью которых создается закрытое административно-территориальное образование, или высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены указанные объекты.
К ходатайству прикладываются материалы, содержащие сведения о предполагаемом размещении (изменении границы) закрытого административно-территориального образования и обоснование выбранного варианта его размещения (изменения границы).
Проект административной границы разрабатывается на основе сведений государственного земельного кадастра и утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, сведений государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также сведений государственного картографо-геодезического фонда.
Проект административной границы, содержащий графическую и текстовую части, после утверждения является основанием для установления административной границы на местности.
Проект административной границы разрабатывается отдельно для каждого участка границы между двумя смежными субъектами Российской Федерации.
Графическая часть проекта административной границы оформляется в виде проектного плана (карты), на котором указываются:
объекты местности, позволяющие понять положение существующих административных границ и проектируемого участка административной границы (картографическая основа);
существующие и проектируемые границы земельных участков (частей земельных участков), затрагиваемых землеустройством (при подготовке проекта административной границы муниципального образования или черты поселения), линии кадастрового деления (кадастровая основа);
существующие и проектируемые административные границы.
Графическая часть проекта административной границы муниципального образования, черты поселения кроме проектных планов (карт) включает карту-схему расположения муниципального образования, поселения.
Описание местоположения административной границы на проектном плане составляется в виде плоских прямоугольных координат характерных точек границы, за исключением описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации. Для составления описания местоположения административных границ могут использоваться однозначно понимаемые и отражаемые на планово-картографическом материале в соответствующем масштабе объекты местности (дороги, линейные объекты, защитные лесные насаждения, водные объекты и т.п.).
На графической части проекта административной границы закрытого административно-территориального образования дополнительно к сведениям, указанным в части седьмой настоящей статьи, отображаются:
проектируемая граница закрытого административно-территориального образования;
проектируемые и существующие границы земельных участков, необходимых для размещения объектов, в связи с деятельностью которых создается закрытое административно-территориальное образование;
проектируемые и существующие границы охранных, санитарно-защитных и иных зон объектов, в связи с деятельностью которых создается закрытое административно-территориальное образование;
черта поселений, включаемых в состав территории закрытого административно-территориального образования;
границы земель различных категорий (в случае, если в состав закрытого административно-территориального образования включаются земли различных категорий).
В текстовой части проекта административной границы указываются: сведения о лице, подготовившем проект административной границы, и реквизиты решения о подготовке проекта административной границы;
реквизиты документов, использованных в качестве исходных данных для подготовки проекта административной границы, в том числе реквизиты картографической и кадастровой основы проектного плана (карты);
кадастровые номера земельных участков, границы которых подлежат упорядочению или изменению в связи с установлением административной границы;
органы государственной власти или местного самоуправления, с которыми должно быть согласовано местоположение административной границы;
описание местоположения административной границы в виде плоских прямоугольных координат или в виде текстового описания в случае, если для описания местоположения использованы указанные в части восьмой настоящей статьи объекты местности;
обоснование проектных решений, в том числе обоснование перевода земельных участков в состав земель поселений, связанного с установлением черты поселений;
предположительные сроки установления административной границы на местности в соответствии с утвержденным проектом административной границы;
расчеты убытков, вызванных установлением административной границы;
документы, касающиеся согласования проекта административной границы.
В текстовой части проекта административной границы муниципального образования, черты поселения дополнительно приводится расчет площади земель муниципального образования, поселения. В случае подготовки проекта административной границы муниципального образования, в состав которого включаются земли различных категорий, приводится расчет площади земель каждой категории.
При подготовке проекта административной границы муниципального образования, закрытого административно-территориального образования, черты поселения должны быть разработаны проекты границ земельных участков, образуемых или упорядочиваемых в ходе установления административной границы. Правообладатели земельных участков, затрагиваемых территориальным землеустройством, уведомляются о разработке данных проектов в порядке, установленном статьей 18.12 настоящего Федерального закона.
Статья 18.22. Согласование проекта административной границы
Проект административной границы закрытого административно-территориального образования согласовывается с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории, в двухмесячный срок со дня направления соответствующего проекта.
Организация согласования проекта административной границы закрытого административно-территориального образования возлагается на орган, направивший в Правительство Российской Федерации ходатайство о принятии решения о подготовке соответствующего проекта.
Споры о местоположении административной границы закрытого административно-территориального образования разрешаются Президентом Российской Федерации на основании представленных Правительством Российской Федерации материалов.
Проект административной границы, определяющий местоположение участка границы между двумя смежными субъектами Российской Федерации, подлежит согласованию в двухмесячный срок с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о подготовке проекта административной границы, направляет экземпляр проекта административной границы в законодательный (представительный) и в высший исполнительный органы власти смежного субъекта Российской Федерации.
Согласование местоположения административной границы между субъектами Российской Федерации оформляется в виде соглашения об установлении (изменении) границы между субъектами Российской Федерации, заключаемого высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.
В случае, если установление (изменение) границы между субъектами Российской Федерации предусматривает изменение границ муниципальных образований, проект административной границы подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления в порядке, установленном частью одиннадцатой настоящей статьи.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на согласование к которому поступил проект административной границы, в течение двух месяцев согласовывает или с указанием причин отказывает в согласовании проекта административной границы в порядке, установленном законодательством. Если в указанный срок мнение органа государственной власти субъекта Российской Федерации не будет выражено, местоположение административной границы считается согласованным.
Споры о местоположении границ между субъектами Российской Федерации могут быть решены путем осуществления согласительных процедур Президентом Российской Федерации либо рассмотрены в суде.
Проекты административных границ, разработанные в целях изменения границ муниципальных образований или преобразования муниципальных образований, подлежат согласованию в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для изменения границ муниципальных образований или преобразования муниципальных образований.
Доведение до заинтересованных органов местного самоуправления и местного населения сведений, содержащихся в проекте административной границы, осуществляется в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.
Не подлежит согласованию местоположение границ вновь создаваемых муниципальных образований, участков административных границ, остающихся неизменными в процессе территориального землеустройства, а также участков административных границ, совпадающих с государственной границей Российской Федерации.
Статья 18.23. Утверждение проекта административной границы
Утверждение проекта административной границы осуществляется в виде:
акта Президента Российской Федерации о создании закрытого административно-территориального образования или об изменении границы закрытого административно-территориального образования;
акта законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении границы между субъектами Российской Федерации, принимаемого на основании соглашения, указанного в части шестой статьи 18.22 настоящего Федерального закона;
акта Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации на основании соглашения, указанного в части шестой статьи 18.22 настоящего Федерального закона;
акта законодательного (представительного) органа государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, принимаемого при отсутствии поданных высшим исполнительным органом государственной власти смежного субъекта Российской Федерации в установленный срок возражений на проект устанавливаемой границы между субъектами Российской Федерации;
федерального закона об утверждении или изменении черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации;
закона субъекта Российской Федерации о создании, преобразовании муниципального образования или об изменении границ муниципального образования;
акта об утверждении или изменении черты поселения, принятого органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в отношении черты поселений, входящих в состав закрытого административно-территориального образования, - Правительством Российской Федерации.
Утвержденный проект административной границы подлежит включению в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
По решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации проект административной границы может предусматривать установление границы муниципального образования и черты поселения, находящегося в пределах муниципального образования. В случае утверждения проекта административной границы муниципального образования черта поселения считается утвержденной.
Статья 18.24. Определение административной границы на местности
Административные границы между субъектами Российской Федерации на местности не определяются.
Определение на местности административных границ муниципальных образований, границ закрытых административно-территориальных образований, а также черты поселений (включая черту городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) проводится на основании утвержденного в установленном порядке проекта административной границы или проекта черты поселения и включает в себя:
подготовительные работы (получение сведений государственного земельного кадастра, сведений об опорной межевой сети и иных исходных данных, полевое обследование земельных участков, составление технического проекта);
определение границы на местности, закрепление характерных точек границы долговременными межевыми знаками, выбор которых осуществляет заказчик работ по землеустройству;
определение плоских прямоугольных координат межевых знаков в системе координат, в которой ведется дежурная кадастровая карта соответствующего кадастрового квартала;
оформление землеустроительного дела по установлению административной границы.
Не подлежат определению на местности участки административной границы, совпадающие с государственной границей Российской Федерации, установленные ранее или совпадающие с указанными в статье 18.21 настоящего Федерального закона объектами.
Результаты работ по определению административной границы на местности оформляются в виде землеустроительного дела по установлению административной границы, требования к оформлению которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений.
В случае, если утвержденным проектом административной границы предусматривается упорядочение границ земельных участков или образование новых земельных участков, за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, проводится формирование земельных участков, а также возмещаются убытки правообладателям земельных участков. В этом случае определение административной границы на местности осуществляется одновременно с межеванием земельных участков.
Утвержденное заказчиком землеустроительное дело по установлению административной границы передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В случае, если установление административной границы связано с формированием земельных участков, заказчик работ по установлению административной границы обязан в течение семи дней со дня утверждения проекта административной границы или землеустроительного дела по установлению административной границы обратиться в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с заявкой о проведении государственного кадастрового учета.";
15) в статье 19:
в части первой:
абзацы второй, третий и четвертый изложить в следующей редакции:
"схемы землеустройства, схемы использования и охраны земель;
проекты границ земельных участков, проекты границ зон с особыми условиями использования территории, проекты административных границ;
землеустроительные дела;";
в абзаце пятом слова "объектов землеустройства" заменить словами "земельных участков";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"рабочие землеустроительные проекты;";
в абзаце восьмом слова", инвентаризации земель" исключить;
часть третью признать утратившей силу;
16) статью 20 признать утратившей силу;
17) статьи 22 и 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Землеустроительное дело
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, результаты работ по формированию, установлению административных границ и инвентаризации земель оформляются в виде землеустроительного дела, утверждаемого заказчиком работ по землеустройству. Землеустроительное дело оформляется для всех одновременно формируемых земельных участков.
Требования к оформлению землеустроительного дела устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений.
Статья 23. Документы, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков
Документы, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, оформляются в виде описания земельных участков на основании землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а в случаях, когда для образования новых земельных участков разработка землеустроительной документации не требуется, - на основании сведений государственного земельного кадастра об исходных земельных участках.
Документы, свидетельствующие о согласовании местоположения границы земельного участка (оригиналы акта согласования местоположения границы земельного участка и документов, связанных с согласованием местоположения границы земельного участка), подлежат включению в состав документов государственного земельного кадастра.
В случаях, когда допускается определять местоположение границы земельного участка (части земельного участка) без установления ее на местности, оригиналы акта согласования проекта границы земельного участков и документов, связанных с согласованием проекта границы земельного участка, подлежат включению в состав документов государственного земельного кадастра.
Описание земельных участков оформляется землеустроителем, осуществляющим территориальное землеустройство, связанное с формированием земельных участков, если договором о проведении землеустройства (формирования) не установлено иное.";
18) в статье 24:
часть первую дополнить словами "и является государственным информационным ресурсом";
в части второй слова "а также порядок их использования определяется" заменить словами "а также условия и плата за пользование документами названного фонда определяются";
в части четвертой слова "Граждане и юридические лица" заменить словом "Землеустроители";
дополнить частью следующего содержания:
"При включении землеустроительной документации, полученной в результате проведения территориального землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, должностными лицами органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра, осуществляется контроль за проведением землеустройства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение о возможности включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, принимается в течение семи дней со дня соответствующего обращения землеустроителя.".
<< Статья 5 Статья 5 |
Статья 7 >> Статья 7 |
|
Содержание Проект федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.