Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 21 сентября 2006 г. N 3.9-74/3
по проекту федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования землеустройства" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования землеустройства" и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение дополнений в Федеральный закон "О землеустройстве", определяющих понятие территориального землеустройства, случаи, когда необходимо его проведение, а также виды работ, осуществляемых при проведении территориального землеустройства. В частности, указанный Федеральный закон дополняется тремя новыми главами: "Формирование земельных участков", в которой указываются виды, содержания, порядок проведения работ по межеванию земельных участков, в том числе порядок определения их границ, определяются заказчики работ по формированию земельных участков; "Порядок установления, изменения, восстановления границ зон с особыми условиями использования территорий", в которой устанавливаются порядок проведения землеустроительных работ, выполняемых с целью определения границ действия ограничений (обременении) прав на земельные участки; "Порядок установления административных границ", в которой определяется порядок землеустроительных работ, выполняемых с целью определения положения на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, а также поселений.
Законопроектом также предусмотрено исключение избыточных функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, связанных с проведением землеустройства - утверждение землеустроительной документации, проведение ее экспертизы, утверждение карт (планов), материалов межевания объектов землеустройства. Указанные функции предлагается заменить на проверку должностными лицами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости землеустроительной документации по территориальному землеустройству при включении ее в состав документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Законопроект предусматривает также ряд комплексных изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и ряд иных федеральных законов, необходимых в целях приведения указанных законодательных актов в соответствие с новой редакцией Федерального закона "О землеустройстве".
Комитет по собственности считает законопроект актуальным и поддерживает его концепцию. Его принятие необходимо в целях упорядочивания гражданского оборота земельных участков, защиты прав собственников и иных правообладателей земельных участков, конкретизации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении различных процедур по землеустройству. Положительной чертой законопроекта является по мнению Комитета тот факт, что большая часть содержащихся в законопроекте положений являются правовыми нормами прямого действия, которые достаточно детально описывают порядок проведения соответствующих процедур.
Вместе с тем, Комитет по собственности констатирует наличие ряда недостатков в тексте законопроекта, которые необходимо устранить при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В частности, перечень видов работ в составе процесса формирования земельных участков (пункт 14 статьи 6 законопроекта) является неполным - в нем отсутствуют действия по формированию земельных участков, впервые выделяемых из состава государственных или муниципальных земель.
В качестве оснований для производства работ по формированию земельных участков не указана документация по планировке территории.
В законопроекте неоправданно расширяется предмет законодательного регулирования в области землеустройства, что может повлечь за собой создание дублирующей системы планировки территории за счет введения выполняемых в составе землеустройства и автономных от документации по планировке территорий документов - проектов границ земельных участков. Таким образом имеет место коллизия с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению Комитета по собственности, порядок разработки проектов границ административно-территориальных образований также не относится к законодательству о землеустройстве, которое должно описывать действия по фиксации указанных границ на местности. Аналогичной является позиция Комитета в отношении включения в сферу законодательства о землеустройстве правовых норм, регулирующих действия по установлению границ зон с особыми условиями использования территорий, так как указанные вопросы регулируются законодательством о техническом регулировании, об охране объектов культурного наследия и о градостроительной деятельности.
В этой связи Комитет по собственности предлагает при подготовке законопроекта ко второму чтению исключить из него соответствующие положения.
Комитет полагает необходимым упростить процедуру согласования границ земельных участков положением о том, что если в течение 7 дней со дня проведения межевых работ не поступило письменных возражений от землепользователей, то границы и местоположение земельного участка считается согласованным. При недостижении соглашения спор по границам рассматривается в судебном порядке.
По тексту законопроекта имеются также замечания правового и редакционного характера.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования землеустройства" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.