Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 9 октября 2006 г. N вн 2.2-1/3235
по проекту федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы (протокол от 5.09.06 г. N 179, п. 25) проект федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Предлагаемые статьей 6 проекта закона изменения в Федеральный закон "О землеустройстве" расширяют (по сравнению с действующим Законом и Земельным кодексом Российской Федерации) предмет его регулирования, а в отдельных статьях иначе регулируют вопросы других отраслей права. В частности, предлагаемые положения новых статей 18.3-18.5, 18.6, 18.8 в части установления прав землепользователей, землевладельцев, порядка пользования земельным участком, установления и прекращения сервитута выходят за рамки вопросов, относящихся к землеустройству, и не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом не учитывается, что в соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать этому Кодексу.
Глава III.3, регулирующая порядок установления административных границ, в предлагаемой редакции не является предметом регулирования данного Закона, поскольку административные границы в соответствии с проектом - это границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований, черта городских, сельских поселений. При этом положения указанной главы следует соотнести с положениями Конституции Российской Федерации (статьями 67, 85, 102,131), Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статьями 5, 26.3), Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьями 10, 12, 13), регулирующими порядок установления и изменения таких границ, а также порядок разрешения споров. Предусмотренный Земельным кодексом термин "черта поселения" обозначает лишь внешний контур земель поселения, отграничивающий данную категорию земель от других, входящих в состав территории поселения как муниципального образования. Полагаем, что поскольку черта поселения не является административной границей, распространение предусмотренного законопроектом правового регулирования в сфере установления административных границ в Российской Федерации на вопросы, связанные с территориальным планированием и определением границ земель поселений и других категорий земель, не представляется корректным. В дополнительном обсуждении нуждаются положения статьи 18.22 в части возможности установления административной границы между субъектами Российской Федерации по соглашению между ними, поскольку данные границы уже установлены. В случае принятия в Российскую Федерацию или образования нового субъекта Российской Федерации, согласно части 3 статьи 8 и части 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", границы нового субъекта определяются положениями соответствующего федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию или образования нового субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые проектом изменения (статья 6 проекта) затрагивают положения различных законодательных актов (Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации), допуская иное регулирование одних и тех же отношений. Так, новая статья 18.8 регулирует порядок образования новых земельных участков, устанавливает требования к вновь образуемым земельным участкам без учета норм Земельного кодекса Российской Федерации (статья 33) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 41). В соответствии с новой статьей 18.9 в проекте границ должен определяться размер доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Данное положение не имеет отношения к проекту, поскольку регулируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наименование новой статьи 18.7 следует привести в соответствие с ее содержанием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 проекта закона землеустроитель должен соответствовать требованиям, установленным земельным законодательством, однако требования к землеустроителям земельным законодательством не установлены. При этом в соответствии с проектом землеустроитель, которым может быть любое физическое или юридическое лицо, наделяется таким объемом прав, что, например, будет устанавливать административные границы.
В тексте проекта имеются внутренние противоречия. В частности, согласно абзацу первому новой статьи 18.5 может быть осуществлено перераспределение (путем разделов и объединений) земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, безвозмездное срочное пользование, в аренду, а согласно абзацу третьему этой же статьи объединение таких земельных участков не допускается. В новой статье 18.14 упоминается дежурная кадастровая карта, но при этом пунктами 2 и 7 статьи 7 проекта указанная карта исключается из Земельного кодекса Российской Федерации.
В дополнительном обсуждении нуждаются положения пункта 6 статьи 6 проекта закона, которым отменяется государственный статус экспертизы землеустроительной документации, однако при этом предусматривается, что:
положительное заключение экспертизы является основанием для включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;
порядок проведения экспертизы, а также требования к лицам, которые могут привлекаться для подготовки экспертного заключения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с предлагаемой новой статьей 18.1 к видам работ по формированию земельных участков относится образование новых земельных участков. Под их образованием понимается раздел, объединение и перераспределение земельных участков. А под перераспределением понимаются "землеустроительные работы, выполняемые с целью образования новых земельных участков путем раздела и объединения исходных смежных земельных участков". Данная норма усложняет действующий порядок и, кроме того, не исключает неоднократной оплаты за одно действие. Кроме того, проект закона (статья 6) устанавливает неоправданно сложную процедуру согласования и утверждения границ земельных участков, длительную по времени и требующую значительных финансовых затрат заинтересованных лиц.
Статьей 8 проекта предлагается дополнить главу 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей "Воспрепятствование проводимому землеустройству". При этом диспозиция статьи не соответствует ее наименованию, а сформулирована она таким образом, что может привести к сложностям в правоприменительной практике, поскольку неясно, что подразумевается под "необеспечением доступа на земельный участок".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Замечания по проекту федерального закона N 330901-4
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства"
Отдел законодательной техники и систематизации законодательства изучил текст представленного законопроекта и сообщает свои замечания.
1. В наименовании законопроекта слово "некоторые" необходимо заменить словом "отдельные".
2. В статье 1 законопроекта:
1) в абзаце первом слова "N 3297-1" заменить словами "N 3297-I";
2) пункт 1 изложить следующим образом:
1) абзац первый пункта 2 статьи 1 дополнить словами ", если оно находится ____.. Российской Федерации", дополнить предложением следующего содержания: "Преобразование муниципальных образований _______. изменении его границ.";
3) в конце пункта 2 необходимо поставить закрывающие кавычки и точку.
3. В статье 3 законопроекта слова "ст. 22, 40" заменить словами "ст. 22".
4. В абзаце первом статьи 4 законопроекта слова "Изложить пункт 3" заменить словами "Пункт 3", слова "в следующей" заменить словами "изложить в следующей".
5. В статье 5 законопроекта:
1) в пункте 2:
абзац седьмой после слов "О землеустройстве" дополнить словами "(далее - Федеральный закон "О землеустройстве")", в конце абзаца поставить точку с запятой;
в абзаце десятом слова "от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ" исключить;
абзац одиннадцатый необходимо объединить с абзацем десятым в один абзац;
в абзаце двенадцатом слова "пункта 2 настоящей статьи" заменить словами "настоящего пункта";
2) в абзаце третьем пункта 3 слова "от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ" исключить;
3) в пункте 5:
в абзаце втором слова "пункт 1" заменить словами "абзац четвертый пункта 1", слова "10 рабочих" заменить словами "десяти рабочих";
в абзаце четвертом слова "до вступления", заменить словами "до дня вступления".
6. В статье 6 законопроекта:
1) в пункте 1 слова "дополнить преамбулу" заменить словами "преамбулу дополнить";
2) в абзаце первом пункта 4 слово "абзацем" заменить словами "частью второй";
3) в абзаце первом пункта 9 слово "абзацем" заменить словами "частью второй";
4) в абзаце третьем пункта 11 слово "частью" заменить словами "частью третьей";
5) в пункте 14:
предлагаем разбить данный пункт на три пункта, каждым из которых дополнять по одной главе, изменив последующую нумерацию пунктов данной статьи, при этом обозначение главы печатается прописными буквами, наименование главы также печатается прописными буквами полужирным шрифтом, например,
Глава III.1. Формирование земельных участков
в тексте дополняемых статей недопустимы сокращения "т.п." (стр. 32, 75);
часть третью дополняемой статьи 18.9 необходимо дополнить словами "(далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения")" (стр. 33);
по дополняемой статье 18.12:
поскольку статья состоит из сорока четырех частей ее необходимо разбить на несколько статьей, изменив соответственно ссылки на структурные единицы;
непонятно о каких лицах идет речь в данной статье;
также при ссылках на законодательство необходимо уточнить о каком законодательстве идет речь (стр. 43, 64, 72);
на стр. 48, 61 слова "от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ" исключить;
в дополняемой статье 18.23 уточнить о каких актах идет речь;
6) пункты 15 и 16 считать пунктами 17 и 18;
пункт 17 считать пунктом 19 и разбить его на два пункта, изложив абзац первый следующим образом:
19) статью 22 изложить в следующей редакции:
пункт 18 считать пунктом 21 и в нем:
в абзаце третьем слово "названного" заменить словом "указанного";
в абзаце пятом слово "частью" заменить словами "частями пятой и шестой".
(Правки по тексту статьи 6 законопроекта прилагаются).
7. В статье 7 законопроекта:
1) абзац пятый пункта 1 дополнить словами "(далее - Федеральный закон "О землеустройстве")";
2) в абзаце втором пункта 3 слова "от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ" исключить;
3) абзацы пятый - седьмой пункта 4 необходимо объединить в один абзац, изложив его следующим образом:
в абзаце первом пункта 2 слова "Максимальные размеры" заменить словом "Размеры", слово "гражданам" исключить;
4) в абзаце восьмом пункта 5 и абзаце седьмом пункта 7 слова "от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ" исключить;
5) пункт 8 изложить следующим образом:
8) в пункте 5 статьи 38.2 после слов "настоящего Кодекса" дополнить словами "проект границ .................. земельного участка,", слово ", межеванию" исключить;
9) в абзаце пятом пункта 9 после слова "нужд" кавычки снять, а после слова "собственники" кавычки поставить.
8. В статье 8 законопроекта:
1) абзац первый после слов "ст. 636" дополнить словами "; N 31, ст. 3432";
2) пункт 1 изложить следующим образом:
1) главу 7 дополнить статьей 7.34 следующего содержания:
"Статья 7.34. Воспрепятствование проводимому землеустройству
Необеспечение доступа ............................ по землеустройству - влечет наложение ....................... оплаты труда.";
3) в пункте 2 цифры "7.33" заменить цифрами "7.34".
9. В пункте 1 статьи 10 законопроекта слова "абзаце первом пункта 1" заменить словами "пункте 1".
10. Статью 13 источники официального опубликования необходимо дополнить словами "; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296".
11. В пункте 2 статьи 14 законопроекта:
1) абзац второй дополнить словами "(далее - Федеральный закон "О землеустройстве")";
2) в абзаце третьем слово "абзацами" заменить словами "частями 3.1 и 3.2";
3) в абзаце четвертом слово "Согласованный" заменить словами "3.1. Согласованный", слова "от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ" исключить;
4) в абзаце пятом слово "Общее" заменить словами "3.2. Общее".
12. Поскольку в законопроекте статьи о внесении изменений в отдельные законодательные акты должны располагаться в хронологическом порядке (по дате их подписания), предлагаем статьи 15 и 16 данного законопроекта поменять местами.
13. В пункте 1 статьи 15 законопроекта (бывшая 16):
1) в абзаце первом слова "часть 1 статьи 5 дополнить абзацем" заменить словами "статью 5 дополнить частью 1.1";
2) в абзаце втором слово "Если" заменить словами "1.1. Если".
14. В статье 16 законопроекта (бывшая 15):
1) в абзаце втором пункта 2 слова "предложениях первом и втором" исключить;
2) в абзаце первом пункта 3 слова "дополнить статью 44" заменить словами "статью 44 дополнить".
15. По статье 18 законопроекта.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу.
В настоящем законопроекте предполагается вступление в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования.
Полагаем необходимым при определении срока вступления в силу использовать терминологию вышеуказанного федерального закона, а именно "по истечении ....... дней после дня его официального опубликования".
В связи с вышеизложенным, слова "трех месяцев со" заменить словами "девяносто дней после".
Начальник отдела |
Н.Ю. Тихомирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.