Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в Российской Федерации действует сложная многоуровневая система реестров и кадастров недвижимого имущества.
При этом учет недвижимого имущества осуществляется как учет объектов права либо объектов управления в зависимости от целей учета.
Вместе с тем, существующие системы учета не связаны между собой и не позволяют получить объективные сведения о недвижимом имуществе на территории Российской Федерации. Получение указанных сведений по Российской Федерации в целом связано со значительными материальными и трудозатратами. Существующая система также не позволяет эффективно реализовывать программы, предполагающие комплексный анализ различных видов недвижимого имущества
Следствием отсутствия единой системы учета является также наличие большого количества неучтенных объектов, в том числе, объектов самовольной постройки и земельных участков, появившихся в результате самозахвата земель.
Проект федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - законопроект) направлен на решение вопросов регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствование деятельности в области формирования недвижимого имущества.
Основными принципами законопроекта является:
- применение единой системы и технологии для создания и ведения государственного кадастра недвижимости;
- обязательность государственного учета недвижимого имущества;
- презумпция официального описания недвижимого имущества, внесенного в государственный кадастр недвижимости;
- внесение актуальных и достоверных сведений в государственный кадастр недвижимости;
- обеспечение постоянного хранения внесенных сведений;
- соотносимость сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, с другими государственными информационными ресурсами;
- своевременное и полное информационное обеспечение в соответствие с целями законопроекта.
Законопроект состоит из восьми глав и 36 статей и направлен на регулирование отношений, возникающих при государственном кадастровом учете и формировании недвижимых вещей для целей государственного кадастрового учета, налогообложения и управления.
В первой главе законопроекта вводятся такие понятия как объект кадастрового учета, государственный кадастр недвижимости, правовая зона, опорно-межевая сеть.
Учету в государственном кадастре подлежат все вновь созданные и вновь образованные объекты, а также изменение сведений о недвижимом имуществе в случаях, предусмотренных законопроектом.
Законопроект также регулирует порядок внесения и предоставление сведений государственного кадастра недвижимости, документы и порядок ведения кадастра.
Основными принципами ведения кадастра является установление заранее определенного перечня сведений, позволяющих однозначно идентифицировать и индивидуализировать недвижимое имущество.
Вышеназванные сведения делятся на основные сведения (общие для всех объектов недвижимости) и производные.
Производные документы государственного кадастра недвижимости создаются на основе содержащихся в основных документах государственного кадастра недвижимости сведений об объектах кадастрового учета и предназначены для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости заинтересованным лицам.
Основанием для проведения государственного кадастрового учета является обращение заинтересованного лица с заявлением о проведении государственного кадастрового учета.
Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения и документы о недвижимом имуществе предоставляются путем распространения производных документов государственного кадастра недвижимости, за плату и бесплатно.
Результатом проведения государственного кадастрового учета является присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации кадастрового номера и изготовление кадастрового паспорта, используемого при регистрации прав и совершении сделок с недвижимым имуществом, а также, для определения налоговой базы.
Проведение государственной политики в сфере формирования, инвентаризации и кадастрового учета, а также создание и ведение государственного кадастра отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества.
Индивидуализирующие и идентифицирующие характеристики недвижимого имущества устанавливаются в ходе проведения формирования объектов кадастрового учета.
Результатом проведения формирования недвижимого имущества является установление сведений о недвижимом имуществе, достаточных для проведения государственного кадастрового учета.
В законопроекте устанавливается порядок проведения формирования, дается определение проводимых операций, устанавливаются требования к процедуре формирования.
Деятельность по формированию объектов кадастрового учета является коммерческой деятельностью, осуществляемой кадастровыми инженерами на основании публичного возмездного договора
Согласно законопроекту, кадастровый инженер должен быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя; иметь высшее образование, иметь стаж работы не менее двух лет по специальности в сфере учета недвижимости или пройти стажировку, не менее указанного срока, по одной из указанных специальностей у кадастрового инженера недвижимости.
Таким образом, решается задача демонополизации рынка технической инвентаризации, повышения качества оказываемых услуг и развития экономики Российской Федерации за счет расширения рынка и увеличения конкуренции.
В целях обеспечения высокого профессионального уровня и качества работ по формированию объектов кадастрового учета, самоорганизации и саморегулирования деятельности кадастровых инженеров, а также обеспечения ответственности за осуществляемую деятельность в сфере формирования объектов кадастрового учета кадастровые инженеры объединяются в саморегулируемые организации.
Предложенная структура правовой формы деятельности кадастровых инженеров основана на изучении деятельности аналогичных структур в других странах, а также опыта организации российских институтов нотариата, адвокатуры и арбитражного управления.
Учет положительного опыта и анализ недостатков деятельности перечисленных структур позволил выбрать систему, оптимально сочетающую доступность проводимой деятельности в сочетании с механизмами ответственности и коллективного регулирования.
Законопроект вводит понятие кадастровой стоимости.
Предусмотрено, что определение кадастровой стоимости недвижимого имущества производится в соответствии с методиками определения кадастровой стоимости различных категорий недвижимого имущества, учитывающих сложившиеся рыночные цены на недвижимое имущество в регионе, сведения о сделках с аналогичными объектами и иные сведения о недвижимом имуществе.
Значительное внимание в законопроекте уделено процедуре согласования местоположения и границ земельного участка, что позволит в дальнейшем избежать судебных разбирательств и способно оказать значительное влияние на укрепление и стабилизацию рынка земель.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"
Действующее законодательство, регулирующее вопросы учета и регистрации прав на недвижимое имущество не обеспечивает достаточной защиты прав собственников на недвижимое имущество. Так, в законодательстве отсутствуют единые подходы к формированию и инвентаризации объектов недвижимого имущества, единая информационная система об объектах недвижимого имущества, механизмы обмена информацией между земельным кадастром и информационными системами о зданиях, сооружениях и помещениях. В результате собственники недвижимого имущества несут существенные затраты при учете и регистрации прав на недвижимое имущество, также возникают сложности с определением местоположения объектов недвижимого имущества, имеют место ситуации, когда на один и тот же объект недвижимого имущества регистрируются права разных лиц.
Все названные проблемы сказываются на объеме инвестиций в недвижимость. При этом следует отметить, что инвестиции в недвижимость, являются наиболее "качественными" по сравнению с другими инвестиционными проектами, поскольку даже в условиях динамичного рынка недвижимости невозможно их моментальное изъятие из экономики.
Проект федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - законопроект) призван решить вышеуказанные проблемы.
Законопроект предусматривает создание единой системы документов и сведений об объектах недвижимого имущества в Российской Федерации (государственный кадастр недвижимости). При этом создание государственного кадастра недвижимости не только повысит государственные гарантии прав собственности на недвижимое имущество, что будет способствовать привлечению инвестиций в недвижимость, но и позволит эффективно осуществлять функции государственного управления недвижимым имуществом.
Другой проблемой законодательства является неэффективность системы имущественного налогообложения. В настоящее время налогооблагаемая база определяется без учета рыночной стоимости недвижимого имущества, что, безусловно, не стимулирует собственников недвижимости к максимально эффективному использованию их имущества. Принятие законопроекта будет способствовать переходу к учету рыночной стоимости имущества при налогообложении.
Финансирование реализации законопроекта намечается в рамках осуществления подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2007 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560 (далее - подпрограмма).
Общий объем финансирования подпрограммы на 2006 - 2011 годы за счет всех источников составляет 38392,09 млн. рублей, из них средства федерального бюджета - 28392,09 млн. рублей, в том числе средства МБРР - 2886,95 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 27,9 млн. рублей, в том числе МБРР - 15,48 млн. рублей; капитальные вложения 10687,71 млн. рублей, в том числе средства МБРР 2227,31 млн. рублей; прочие нужды - 17676,48 млн. рублей, в том числе средства МБРР - 644,16 млн. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 10000 млн. рублей.
Указанные средства подпрограммы будут реализовываться по следующим направлениям:
создание нормативно-правовой базы, в том числе обеспечивающей введение норм и правил создания и ведения государственного кадастра недвижимости, формирования объектов кадастрового учета, а также развитие института налоговой оценки объектов недвижимости;
реализация переходных процессов по переносу информационных ресурсов из ранее созданных кадастров и реестров в базы данных государственного кадастра недвижимости;
создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости;
проведение работ по оценке объектов недвижимости в целях налогообложения;
создание инфраструктуры государственного кадастрового учета, включая организационное развитие системы и внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;
обучение кадров территориальных органов Роснедвижимости и подведомственных ей организаций.
В федеральном бюджете на 2006 год на реализацию мероприятий подпрограммы предусмотрено 3014,55 млн. рублей. Кроме того, 976,88 млн. рублей средств МБРР, предусмотренных программой государственных внешних заимствований на соответствующий год.
В соответствии с вышеизложенным, финансирование реализации законопроекта предусмотрено законом о бюджете на 2006 год и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Кроме того, принятие законопроекта позволит улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации, поскольку инвестиции в недвижимость будут обеспечены правовой защитой.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
Акты федерального законодательства, подлежащие изменению:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации; 1994; N 32; ст. 3301);
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации; 1998; N 19; ст. 2069);
3. Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства РФ; 2001, N44, ст. 4147);
4. Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации; 2005, N 1; ст. 14);
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации; 1997; N 30; ст. 3594);
6. Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Собрание законодательства Российской Федерации; 2001; N 26; ст. 2582);
7. Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации; 2003; N 40; ст. 3822).
Акты федерального законодательства, подлежащие признанию утратившими силу:
Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (Собрание законодательства Российской Федерации; 2000; N 2; ст. 149).
Акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации; 1997; N 42; ст. 4787);
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства (Собрание законодательства Российской Федерации; 2000; N 50, ст. 4901; 2004, N 38, ст. 3803);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2002 года N 273 "Об утверждении положения о контроле за проведением землеустроительной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации; 2002; N 18; ст. 1762);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002 года N 396 "Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 10.06.2002, N 23, ст. 2193);
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2002 года N 214 "Об утверждении положения о государственной экспертизе землеустроительной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации; 2002; N 15; ст. 1432);
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 года N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.09.2004, N 38, ст. 3803).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.