Под грифом "секретно"
В 1990 году в России были приняты первые нормативные документы, содержащие понятие "коммерческая тайна". В настоящее время более 30-ти федеральных законов Российской Федерации регулируют вопросы, касающиеся конфиденциальной информации. Тема защиты коммерческой тайны неоднократно поднималась в прессе и на телевидении. Однако, несмотря на это, многие руководители до сих пор не понимают, что представляет собой эта самая тайна в действительности и как ее надлежит защищать от коварных посягательств.
Сведения, составляющие коммерческую тайну, - это конфиденциальная информация, которая позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить другую выгоду. Это понятие ввел Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон), который вместе со статьей 139 Гражданского кодекса регулирует отношения, связанные с секретными данными. Интересная деталь: нередко на практике информацию, составляющую коммерческую тайну, ошибочно путают с такими объектами интеллектуальной собственности, как товарный знак, патентованные объекты (промышленные образцы, полезные модели) и т.д. У интеллектуальной собственности особый порядок защиты, и право на ее использование возникает только с момента государственной регистрации. В то время как право оберегать корпоративные данные возникает сразу после введения в компании режима коммерческой тайны.
Что защищают
На практике можно встретить две крайности. С одной стороны, топ-менеджеры нередко устанавливают тотальный режим секретности, при котором к коммерческой тайне относится практически все. Последствия таких шагов бывают довольно печальные. Во-первых, размывается грань между секретной и иной информацией, что делает проблематичной ее защиту. Во-вторых, гипертрофированный объем засекреченной информации требует больших усилий и ресурсов по ее сохранению, в противном случае введение режима коммерческой тайны остается только декларацией "на бумаге". В-третьих, режим тотальной секретности может создать лишние бюрократические барьеры внутри компании и серьезно затруднить нормальное течение ежедневных бизнес-процессов.
Другая крайность - к коммерческой тайне относят только две-три ключевые позиции, сужая тем самым возможность защищать свои интересы в случае утечки другой важной информации.
Самым оправданным при определении состава секретной информации является метод "взгляда со стороны" - руководитель и топ-менеджеры ставят себя на место конкурентов или инсайдеров и анализируют, какая именно информация о бизнесе могла бы их заинтересовать. Такой подход позволит вычленить ту информацию, которая действительно имеет коммерческую ценность, и вместе с тем избежать политики тотальной секретности.
На основе опыта внедрения режима коммерческой тайны в нескольких крупных торгово-промышленных компаниях можно условно выделить четыре основных блока информации, которую возможно отнести к коммерческой тайне:
1. Стратегия развития компании, производство и управление:
секреты производственных процессов компании (ноу-хау);
бизнес-планы, программы развития и иные сведения, связанные с планированием деятельности организации;
инвестиционные программы;
правила и технологии ведения бизнес-процессов;
решения управленческого аппарата компании;
сведения об организации охраны предприятия.
2. Финансово-хозяйственная деятельность организации:
содержание договоров компании;
себестоимость выпускаемой продукции, структура цены;
бюджет компании;
данные о доходах компании и объемах продаж;
сведения о спросе и предложении на продукцию и услуги предприятия;
информация о составе и размерах имущества организации, денежных средствах, запасах на складе сырья, материалов;
данные о товарно-денежных оборотах;
сведения о банковских операциях, кредитах, долговых обязательствах, инвестициях;
содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (обязательно относится к коммерческой тайне в силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете");
результаты маркетинговых исследований.
3. Персональные данные и сведения о структуре компании:
организационная структура предприятия и функции подразделений;
информация о персонале, адреса, домашние и мобильные телефоны руководства и сотрудников фирмы;
местонахождение руководителей организации.
4. Сведения об отношениях компании с клиентами и партнерами:
состав поставщиков, партнеров, потребителей;
списки представителей или посредников компании, в том числе неофициальных;
данные о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях;
сведения о подготовке и ведении переговоров.
Отметим, что это приблизительный перечень данных, в каждом случае состав коммерческой тайны нужно определять индивидуально, исходя из особенностей конкретного бизнеса. Но вот о чем не стоит забывать - есть ряд сведений, которые не могут быть засекречены ни при каких обстоятельствах. Состав этих данных определяет статья 5 Закона. Например, нельзя скрыть содержание учредительных документов, данные о составе и численности сотрудников, системе оплаты труда и некоторые другие.
От кого защищают
Информация, составляющая коммерческую тайну, является закрытой. Ее нужно охранять от трех категорий потенциальных "посягателей" - недобросовестных работников, конкурентов и контрольно-надзорных органов.
Для сотрудников компании действует следующий принцип: они обязаны не распространять секретную информацию устно, письменно, путем демонстрации или передачи, а также иными способами третьим лицам.
В отношениях с партнерами и контрагентами следует придерживаться трех простых, но эффективных правил. Во-первых, предоставление информации, отнесенной к коммерческой тайне, может иметь место только при оформленных договорных отношениях. На стадии переговоров или проработки предложений раскрытие конфиденциальных сведений исключается. Если же речь идет о проекте, в котором без раскрытия части ноу-хау будущему партнеру достичь согласия невозможно, необходимо подстраховаться уже на стадии подготовки и структурирования сделки - заключить соглашение о конфиденциальности, которое может быть разделом в соглашении о намерениях (предварительном договоре) или самостоятельным документом.
Во-вторых, при заключении любого договора целесообразно включить в него раздел о конфиденциальности, определяющий обязательства сторон в части защиты коммерческой тайны и ответственность за возможные нарушения.
В-третьих, любые документы, передаваемые контрагентам и содержащие секретную информацию, необходимо передавать по реестру и помечать их специальным грифом "Коммерческая тайна".
Отдельно о проверяющих
Что касается проверяющих, то здесь ситуация несколько сложнее. Безусловно, некоторые контролеры имеют право ознакомиться с секретной информацией компании, в том числе и с коммерческой тайной. Например, прокуратура, налоговые инспекции, правоохранительные структуры (милиция, ФСБ и др.). Полномочия проверяющих зафиксированы в специальных законах (например, ст. 8 Закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Однако есть несколько принципов, которые помогут избежать неоправданной утечки информации в недрах контрольно-надзорных органов.
Во-первых, право любого должностного лица на запрос соответствующей информации должно быть основано на норме федерального закона, а не на ведомственной инструкции, как это часто бывает. Во-вторых, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", полномочия проверяющего, его статус, предмет и объем проверки должны быть зафиксированы в распоряжении, подписанном руководителем контрольного органа. Без предъявления такого документа контролеру может быть отказано в предоставлении информации.
В-третьих, запрашиваемые документы должны быть связаны исключительно с компетенцией контрольного органа и не выходить за пределы предмета проверки. Например, налоговые органы не вправе затребовать управленческую отчетность или сведения о переговорах с контрагентами. В-четвертых, никогда не следует отдавать оригиналы документов для выноса их с территории организации. В-пятых, все копии секретных документов нужно передавать по реестру, подписанному проверяющим, и с отметками об их конфиденциальности.
Наконец, если появились подозрения в заказном характере проверки, следует отправиться по крайней мере по двум адресам - в подразделение собственной безопасности контрольно-надзорного органа и в прокуратуру. Это серьезно остудит пыл контролера и вынудит его обращаться с конфиденциальными данными более осмотрительно.
Кроме того, любые незаконные действия должностных лиц и проверяющих органов можно обжаловать в судебном порядке. Как показывает практика, более 60 процентов споров с контрольно-надзорными органами разрешается в пользу проверяемых организаций.
Как это делают
Чтобы не допустить утечки секретных данных, на предприятии целесообразно ввести режим коммерческой тайны. Для этого необходимо провести несколько последовательных действий.
Сначала разрабатывается Положение о коммерческой тайне компании (далее - Положение), которое определяет перечень закрытых сведений и вводит режим коммерческой тайны на предприятии. Затем издается приказ по организации. Он утверждает это Положение и содержит список сотрудников, имеющих доступ к корпоративной информации. Всех работников предприятия знакомят с Положением и приказом. После этого с ними заключают индивидуальные договоры о неразглашении секретных сведений. В таких соглашениях, как правило, указывают конкретные обязанности сотрудника по сохранению коммерческой тайны и санкции за их нарушение.
Во все формы финансово-хозяйственных договоров компании необходимо включить разделы о конфиденциальности. Также следует ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. Иными словами, если конфиденциальные данные на сервере компании доступны для всех сотрудников, можно легко доказать, что никакой защиты конфиденциальной информации на фирме нет. А если в бухгалтерии нет запирающихся шкафов для хранения финансовых документов, то сотрудников будет весьма проблематично обвинить в утечке каких-либо сведений.
Также нужно организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну компании, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана. Необходимо регистрировать все исходящие документы, содержащие секретную информацию, и наносить на них специальный штамп (гриф) "Коммерческая тайна компании ХХХ".
После проведения комплекса этих мероприятий режим коммерческой тайны считается установленным, и компания может защищать секретную информацию всеми законными способами, в том числе и путем привлечения к ответственности нарушителей.
Ответственность нарушителей
При обнаружении факта разглашения корпоративных сведений в организации проводится служебная проверка. Для этого создается комиссия, по результатам которой:
составляют акты о нарушении коммерческой тайны и акт о размере причиненного материального ущерба, который подписывается комиссией во главе с главным бухгалтером организации (ст. 247 ТК РФ);
получают письменное объяснение о факте нарушения работником режима коммерческой тайны, а также показания иных сотрудников организации и свидетелей;
фиксируют другие доказательства факта нарушения режима коммерческой тайны (документы, копии электронных писем, копия страницы сайта в сети Интернет с размещенной конфиденциальной информацией, видеозапись и т.д.)
Далее фирмой могут быть приняты меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение). При наличии достаточных доказательств факта нарушения коммерческой тайны работник может быть уволен на основании подпункта "в" пункта 6 статьи 81 ТК РФ. Это подтверждает и судебная практика (постановление пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Помимо этого с работника взыскивается причиненный ущерб в пределах среднемесячного заработка, в порядке применения мер материальной ответственности на основании статей 238, 241 ТК РФ. При этом распоряжение должно быть сделано не позднее месяца со дня установления размера причиненного ущерба (ст. 248 ТК РФ).
В том случае, если разглашение коммерческой тайны повлекло причинение ущерба организации или создало реальную угрозу причинения такого ущерба, сотрудник обязан на основании статьи 139 Гражданского кодекса, пункта 7 статьи 243 Трудового кодекса, подпункта 4 пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О коммерческой тайне" возместить компании понесенные убытки, но только в размере реального ущерба.
Если речь идет о бывшем работнике, прекратившем трудовые отношения, то компания вправе потребовать возмещения причиненных убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, которая могла быть получена при сохранности конфиденциальности информации. Разумеется, привлечь бывшего работника к ответственности можно только в том случае, если в организации был введен режим коммерческой тайны и работник был под роспись ознакомлен с перечнем сведений, содержащих коммерческую тайну (в Положении о коммерческой тайне).
Что касается недобросовестных контрагентов и государственных контролеров, то им можно предъявить требования о возмещении всех убытков (ст. 15 ГК РФ). Такое материальное взыскание применяется и к третьим лицам, которые узнали информацию незаконно (п. 2 ст. 139 ГК РФ). Конкретные должностные лица также могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Принципиально важно: при предъявлении иска в суд для того, чтобы убытки были взысканы, правообладателю придется доказывать по крайней мере три факта:
факт разглашения конфиденциальной информации;
размер причиненных убытков;
причинно-следственную связь между фактом разглашения и возникшими убытками.
Одним словом, успех дела в суде будет на 90 процентов зависеть от того, как хорошо был организован режим коммерческой тайны в компании и насколько качественные доказательства были собраны.
Что говорит закон
Согласно статье 3 Закона, информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-технические, технологические, производственные, финансово-экономические или другие данные, которые имеют действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К такой информации нет свободного доступа, и в отношении нее установлен режим коммерческой тайны.
Ответственность работников за разглашение коммерческой тайны
Вид наказания | Основание |
Увольнение | Подпункт "в" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса |
Возмещение ущерба | Пункт 7 статьи 243 Трудового кодекса, пункт 2 статьи 139 Гражданского кодекса |
Штраф в размере до 120 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода работника за период до одного года с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет |
Пункт 2 статьи 183 Уголовного кодекса |
Штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода работника за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет (если причинен ущерб на сумму свыше 250 000 рублей) |
Пункт 3 статьи 183 Уголовного кодекса. Сумма ущерба определена в соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса |
Лишение свободы на срок до 10 лет (если раскрытие коммерческой тайны привело к тяжким последствиям). При этом к тяжким последствиям можно отнести банкротство фирмы, ухудшение ее финансового положения, разорение индивидуального предпринимателя и т.д. |
Пункт 4 статьи 183 Уголовного кодекса |
С. Рыбаков,
адвокат адвокатского бюро "РОС"
"Консультант", N 19, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.