г. Москва |
Дело N А40-27682/08-64-74 |
|
N 09АП-28377/2009-ГК |
Резолютивная часть определения объявлена 08 февраля 2010 года.
Мотивированное определение изготовлено 15 февраля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
судей: Расторгуева Е.Б., Левченко Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салахетдиновым Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления ФАУГИ, ООО "Архитектурно-строительный центр ЛМК", ФГУП "ЦНИИпроектлегконструкция" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2009г. по делу N А40-27682/08-64-74, принятое судьей Зотовой Е.А.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве
к Правительству Москвы, Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве,
ФГУП "ЦНИИПРОЕКТ-ЛЕГКОНСТРУКЦИЯ"
о признании права
В судебном заседании участвуют:
от истца: Попова С.В. по доверенности N 22-02/13776 от 18.08.09;
от ответчиков: от Правительства Москвы - Столярова Т.В. по доверенности N 4-47-9902/9 от 25.06.09;
от третьих лиц: от ООО Архитектурно-строительный центр ЛМК" - Опря О.А. по доверенности от 11.01.10),
от ФГУП "ЦНИИПРОЕКТ-ЛЕГКОНСТРУКЦИЯ" - Галустян Ю.Л. (по доверенности от 18.08.09) В судебное заседание не явились: ответчик УФРС по Москве и третье лицо Москомнаследие - извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы, Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве о признании:
- права федеральной собственности на помещения в здании, расположенном по адресу: Москва, Милютинский пер., д. 17, стр.1, общей площадью 1051,6 кв.м. (1-й этаж, комн. N N 1-5, 5а, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 14а, 15-18, 18а; 2-й этаж, комн. NN 1-13, 13а, 13б, 14, 14а, 15, 15а, 15б, 15г, 15д, 15е, 16, 16а, 16б, 17, 18, 20, 20а, 21, 21а, 22-25; 3-й этаж, комн. NN 1-7, 7а, 8-11, 13, 13а, 15, 16, 16а, 17, 18; чердак I, комн. NN 1-8);
- недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: Москва, Милютинский пер., д. 17, стр.1, общей площадью 1037,5 кв.м. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 209, 214, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 8 сентября 2008 г. по делу N А40-27682/08-64-74, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2008 г. N 09АП-12974/2008-ГК, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2009 г. N КГ-А40/12045-08 решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 сентября 2008 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2008 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда г. Москвы суда от 11.11.2009г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление ФАУГИ подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и иск удовлетворить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Архитектурно-строительный центр ЛМК" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и иск удовлетворить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "ЦНИИпроектлегконструкция" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и иск удовлетворить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Представитель Территориального управления ФАУГИ в судебном заседании поддержал доводы всех апелляционных жалоб.
Представитель ООО "Архитектурно-строительный центр ЛМК" в судебном заседании поддержал доводы всех апелляционных жалоб.
Представитель ФГУП "ЦНИИпроектлегконструкция" в судебном заседании поддержал доводы всех апелляционных жалоб.
Представитель Правительства Москвы в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, письменный отзыв на апелляционные жалобы не представил.
Представитель УФРС по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменный отзыв на апелляционные жалобы не представил.
Представитель Москомнаследия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменный отзыв на апелляционные жалобы не представил.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании постановления Мосгордумы от 20.05.1998 N 47, постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", решения Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2004 г. по делу N А40-17072/04-52-161, и выписки из Реестра объектов недвижимости от 20.03.2007, за городом Москва было зарегистрировано право собственности на здание, расположенное по адресу: Москва, Милютинский пер., д. 17, стр. 1, площадью 1037, 5 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.06.2007 серии 77 АД N 341561.
Согласно пункту 8 Приложения N 2 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, являются объектами, относящимися к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные нежилые помещения являются федеральной собственностью в соответствии с пунктом 8 Приложения N 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, так как на момент издания упомянутого постановления находились во владении и пользовании "ЦНИИпроектлегконструкция".
Суд первой инстанции установил и из материалов дела следует, что 02.04.1981 г. Мосгорисполкомом было принято решение N 776, согласно которому помещения свободных квартир NN 7,8 и 9 в строении N 4 по улице Мархлевского, 17/26, общей площадью 610 кв.м. были переданы институту "Гипроспецлегконструкция" Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР в аренду для служебных целей.
В соответствии с указанным решением Московским городским отделом нежилых помещений 14.04.1981 был выдан ордер N 032509 для занятия помещений институтом "Гипроспецлегконструкция".
Впоследствии институт "Гипроспецлегконструкция" занимал спорные помещения на основании договоров аренды от 01.02.1991 N 223-1, от 05.01.1994 N 1-13/94, от 08.09.1998 N 1-1148/98.
Вывод суда первой инстанции о том, что передача спорного здания на баланс института "Гипроспецлегконструкция" была проведена в нарушение действовавшего порядка, является необоснованным.
Согласно Положению о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940 "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений" передача зданий и сооружений производится республиканскими и местными государственными органами министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР - по решению Совета Министров соответствующей союзной республики (или, по его поручению, иного государственного органа республики), предварительно согласованному с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР.
Передача зданий и сооружений производится с необходимыми для их обслуживания фондами, лимитами и ассигнованиями (пункт 5 Положения).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.04.1980 N 210 "О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений" установлен аналогичный порядок передачи зданий и сооружений.
Истцом представлено такое согласование Минмонтажспецстроем СССР и Исполнительным комитетом Московского городского совета народных депутатов, что подтверждается докладной запиской Отдела нежилых помещений 1981 года.
В материалы дела представлен ордер от 14 апреля 1981 г. N 032509, выданный Московским городским отделом нежилых помещений институту "Гипроспецлегкоконструкция", в котором указано на право института занять помещения, общей площадью 610 кв. м.
В акте приема-передачи от 21.04.1983 с баланса ЖЭК N 14 Сокольнического райсовета на баланс генподрядчика УС-2 (в/ч 62957) имеется ссылка на решение Исполкома Моссовета от 02.04.1981 г. N776, разрешительного письма Управления регулирования застройки и отводов земель от 07.05.1981 г. N8/567, задание Государственной инспекции по охране памятников архитектуры и градостроительства г. Москвы от 18.05.1981 г. N22-774, проекта реконструкции и реставрации здания, утвержденного Минмонтажспецстроем СССР и включенного в план подрядных работ Главспецстроя за счет средств государственного бюджета СССР.
Суд первой инстанции не обосновал, решения какого органа не представлено и по каким основаниям данные доказательства не были приняты в качестве доказательства соблюдения установленного порядка.
Кроме того, материалами дела подтвержден факт фактической передачи спорных нежилых помещений на баланс и введение института "Гипроспецлегконструкция", что подтверждается Актом приема-передачи от 21.04.1983 с баланса ЖЭК N 14 Сокольнического райсовета на баланс генподрядчика УС-2 (в/ч 62957) и Актом приема-передачи законченного строительства от марта 1995 года от войсковой части 62957 на баланс ТОО "АСЦ ЛМК",
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у ЖЭКа N 14 (эксплуатирующая организация государственного имущества) и войсковой части 62957 (генподрядчик) отсутствовало право распоряжения данным имуществом права, не правомерен, т.к. данные организации подписали эти акты в качестве генерального подрядчика и балансодержателя.
Вывод Арбитражного суда г. Москвы о том, что решением Исполкома Моссовета от 02.04.1981 N 776 была предусмотрена передача помещений в аренду и обязательства арендатора произвести ремонтно-реставрационные работы передаваемых помещений своими силами и за свой счет, спорное помещение находилось в ведении Моссовета и не передавалось на баланс института "Гипроспецлегконструкция", не соответствует обстоятельствам дела.
Указанные документы опровергают вывод суда первой инстанции о том, что передача спорного имущества институту не была надлежащим образом согласована.
Из материалов дела следует также, что строение, переданное институту, состояло из жилых помещений. В связи с передачей его в ведение института помещения переведены в категорию нежилых, была произведена их реконструкция.
Вышеуказанные документы опровергают обоснованность вывода суда первой инстанции о том, что на момент принятия Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 спорное здание находилось на балансе эксплуатирующих организаций г. Москвы.
Российская Федерация как собственник спорного имущества в лице своих уполномоченных органов не осуществляла никаких действий, направленных на прекращение своего права, в том числе по отчуждению данного здания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями N 1, 2, 3 к вышеуказанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 8 Приложения N 2 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга относятся научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - указанные объединения.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности.
Однако спорный объект из федеральной собственности в государственную собственность города Москвы не передавался, город Москва в лице государственных органов не вправе была включать спорный объект в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
Как следует из материалов дела, спорное здание с 1981 года входило в имущественный комплекс института, было передано ему на законных основаниях, что подтверждается решением Мосгорисполкома от 02.04.1981 N 776, ордером Московского городского отдела нежилых помещений от 14.04.1981 N 032509, и учитывалось у него на балансе, значилось и значится находящимся в федеральной собственности, из владения и из состава федеральной собственности не выбывало.
Передача данного здания подрядчику, который также является федеральным учреждением, на период его реконструкции не означает выбытие данного объекта из владения и из состава федеральной собственности.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с договорами аренды от 05.01.1994 N 1-13/94, заключенным на основании договора от 01.02.1991 N 223-1 и ордера от 14.04.1981, и от 08.09.1998 N 1-1148/98 данные нежилые помещения находились в аренде у организаций федерального института, не принимается, т.к. наличие договоров аренды и их исполнение не влияет на правовую оценку возникших отношений по законному распределению государственной собственности, о чем указано в пункте 1 постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1.
Материалы дела не содержат доказательств того, что истцу было известно о заключении договоров аренды спорного недвижимого имущества, соответствующих доказательств не представлено и суду апелляционной инстанции.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорные нежилые помещения на момент издания постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 находились в ведении исполкома Моссовета и на балансе эксплуатирующих организаций города (ЖЭК N 14 Сокольнического РЖУ, территориальной дирекции "Красносельское" ЦАО, ГП ДЭЗ ТУ "Красносельское"), и спорные помещения по состоянию на 1991 год использовались на основании договоров аренды и ордера, выданного Московским городским отделом нежилых помещений, и, соответственно, спорные помещения, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона - пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 является незаконным и необоснованным.
Кроме того, суд первой инстанции неправомерно применил сроки исковой давности исходя из того, что собственник федерального имущества в лице Госкомимущества России в 1991 году должен был знать о том, что ФГУП "ЦНИИпроектлегконструкция" как федеральное государственное предприятие являлось арендатором спорного имущества и ему ежегодно выделялись средства для оплаты занимаемого им на основании договора аренды помещения, заключенного с ответчиком, то есть должен был знать о том, что спорными помещениями распоряжается город Москва.
По иску о признании права собственности установлен общий срок исковой давности в три года с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истец узнал или должен был узнать о нарушенном праве, начиная с 06 июня 2007 года - с даты государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного объекта недвижимости.
Ссылка ответчика на то, что истец должен был узнать о нарушенном праве с 1994 года - с момента, когда ответчиком принято решение о распоряжении спорным имуществом, то есть с момента заключения договоров аренды спорного объекта, является несостоятельной, т.к. доказательств того, что собственник знал или должен был знать о действиях ответчика, финансировал оплату аренды ФГУП "ЦНИИпроектлегконструкция" в материалах дела не имеется.
Как следует из материалов дела, исковое заявление было предъявлено в Арбитражный суд города Москвы 21.05.2008 г., что подтверждается оттиском штемпеля канцелярии на первой странице искового заявления, т.е. в пределах срока искововй давности.
В то же время, оснований для удовлетворения требований истца о признании недействительным зарегистрированного права собственности на спорное имущество, у суда первой инстанции не имелось, учитывая также и то, что такой способ защиты права как "признание недействительным зарегистрированного права собственности" законом не предусмотрен (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В этой части решение является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах Девятый арбитражный апелляционный суд считает апелляционные жалобы подлежащими частичному удовлетворению.
Расходы по госпошлине по апелляционным жалобам относятся согласно ст.110 АПК России на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям (50%). Учитывая, что Правительство Москвы на основании п.1.1 ст. 333.37 Налогового кодекса освобождено от уплаты госпошлины, госпошлина уплаченная ООО "Архитектурно-строительный центр ЛМК" (платежное поручение от 09.12.2009 г. N 3325, л.д.34,т.7) и ФГУП "ЦНИИпроектлегконструкция" (квитанция от 09.12.2009 г., л.д.7, т.7) в размере по 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110,176, 266-268, п.2 269, ч.3 п.1 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2009 г. по делу N А40-27682/08-64-74 отменить.
Признать право федеральной собственности на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Милютинский пер., д. 17, стр.1, общей площадью 1051,6 кв.м. (1-й этаж, комн. N N 1-5, 5а, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 14а, 15-18, 18а; 2-й этаж, комн. NN 1-13, 13а, 13б, 14, 14а, 15, 15а, 15б, 15г, 15д, 15е, 16, 16а, 16б, 17, 18, 20, 20а, 21, 21а, 22-25; 3-й этаж, комн. NN 1-7, 7а, 8-11, 13, 13а, 15, 16, 16а, 17, 18; чердак I, комн. NN 1-8).
В остальной части решение оставить без изменения.
Возвратить ООО "Архитектурно-строительный центр ЛМК" из федерального бюджета госпошлину в размере 500 руб.
Возвратить ФГУП "ЦНИИпроектлегконструкция" из федерального бюджета госпошлину в размере 500 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.В. Попов |
Судьи |
Е.Б.Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27682/08-64-74
Истец: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Территориальное управление, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве, Правительство города Москвы
Третье лицо: ФГУП "ЦНИИПРОЕКТ-ЛЕГКОНСТРУКЦИЯ", УФНС РФ по г. Москве, ООО "Архитектурно-строительный центр ЛМК", Москомнаследие
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/4761-10-П
15.02.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28377/2009
15.02.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28378/2009
15.02.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28381/2009
19.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/12045-08
27.10.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12974/2008