г. Москва |
Дело N А40-91884/08-65-864 |
|
N 09АП-19209/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Левченко Н.И.,
Судей: Валиева В.Р., Трубицына А.И.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
рассмотрев в судебном заседании дело N А40-91884/08-65-864
по иску ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово"
к ОАО "Аэропорт Внуково"
с участием ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании 453 260 469 рублей 96 копеек задолженности в соответствии с поручительством
при участии представителей:
В судебном заседании участвуют: от истца: Малыщик В.В. - по доверенности от 06.04.2009, паспорт серия 4605 627992,
Горденина М.Д. - по доверенности от 01.02.2010, удостоверение N 914, выдано 14.03.2003 от ответчика: Романова В.В. - по доверенности от 07.10.2009, паспорт серия 4007 423957
от третьего лица: Лямзина О.М. - по доверенности N б/н от 12.10.2009, паспорт 3403 556425
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" (далее - ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Аэропорт Внуково" (ОАО "Аэропорт Внуково", ответчик) о взыскании 453 260 469 рублей 96 копеек задолженности по оплате услуг наземного обслуживания по Соглашению о наземном обслуживании N 116/02-05 от 10.03.2005, обязательства по которому обеспечены поручительством ответчика.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (далее -ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2009 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
С указанным решением не согласились истец, ответчик, третье лицо, подали апелляционные жалобы.
Определением от 26.11.2009 Девятый арбитражный апелляционный суд в соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела N А40-91884/08-65-864 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку в силу пункта 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела состоялось незаконным составом суда, что является безусловным основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Как установлено судебной коллегией апелляционной инстанции, в решении Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-91884/09-864 от 02.09.2009 указан председательствующий судья Ю.Б. Моисеева, когда само дело было принято к производству и рассматривалось председательствующим судьей В.П. Крыловой, доказательств передачи дела от судьи В.П. Крыловой к Ю.Б. Моисеевой в деле отсутствуют.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" поддержал доводы и требования искового заявления.
Представитель ОАО "Аэропорт Внуково" против удовлетворения исковых требований возражает, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон и третьего лица, считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 03.09.2008 ОАО "Аэропорт Внуково" направило ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" письмо N 01-20-4190, в котором поручилось за исполнение обязательств Авиакомпаниями-должниками, входящими в Альянс AIR UNION - ОАО "Авиакомпания "Красноярские Авиалинии", ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" перед истцом по перечисленным в письме договорам, в том числе по Стандартному соглашению о наземном обслуживании (упрощенная процедура) N 167/02-05 от 10.03.2005 (далее - Соглашение о наземном обслуживании), заключенному между ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" и ЗАО "ИСТ ЛАЙН ХЭНДЛИНГ" (в настоящее время наименование - ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово"), и гарантировало со своей стороны оплату текущей задолженности указанных должников со сроком возникновения с 12 августа 2008 года и сроком оказания услуг не позднее 07 сентября 2008 года.
В письме ОАО "Аэропорт Внуково" также просило истца сообщить, принимает ли он данные условия поручительства за вышеуказанные авиакомпании-должники.
Истец письмом от 11.09.2008 N 06390/HDL со ссылкой на статью 361 Гражданского кодекса Российской Федерации известил ответчика о принятии условий поручительства ОАО "Аэропорт Внуково" по обязательствам авиакомпаний-должников, в том числе - ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2009 отказано в удовлетворении иска открытого акционерного общества "Внуково-Инвест" о признании недействительной сделки поручительства, заключенной между ОАО "Аэропорт Внуково" и ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово".
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами отзыва ответчика об ограничении ответственности поручителя указанием на период времени. Сделкой поручительства не определена сумма задолженности, а только период времени, в котором данная задолженность возникла.
Оценив в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о том, что воля поручителя в отношении ограничения размера его ответственности была направлена именно на ограничение поручительства периодом времени. Конкретная сумма задолженности кредитором и поручителем согласована не была. В связи с чем возник спор, рассматриваемый в настоящем деле.
В обоснование заявленных требований истцом представлены в материалы дела: счета-фактуры, реестры оказанных услуг и первичная документация к Стандартному соглашению о наземном обслуживании N 116/02-05 от 10.03.2005 .
Соглашение о наземном обслуживании заключено между обслуживающей компанией ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" и перевозчиком ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" в соответствии с правилами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) на основании Приложения Б 1.0 к Стандартному соглашению о наземном обслуживании (SGHA, апрель 1998 года).
Стороны Соглашения о наземном обслуживании пришли к согласию о выполнении части работ и услуг специализированными предприятиями - обслуживающими компаниями.
В соответствии с параграфом 1 и приложением N 1 к Стандартному соглашению о наземном обслуживании обслуживающая компания и перевозчик согласовали перечень оказываемых по договору услуг, составляющих единый технологический цикл аэропортового наземного обслуживания воздушных судов (далее - ВС), и порядок их оказания.
По выполнению каждого вида услуги ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" представлены доказательства, которые суд признает относимыми и допустимыми.
Так, факт оказания услуги по размещению экипажей воздушных судов в гостинице (проживание/питание) подтверждается регистрационными картами на проживание/питание членов экипажей ВС и оформляется на номерном бланке ЗАО "Домодедово Аэротель". Карта содержит информацию о питании/проживании членами экипажа в аэротеле: дату, время заезда, код авиакомпании, фамилию командира ВС, номер комнаты, фамилию заселяемого, графу с отметками о количестве завтраков/обедов/ужинов, подпись командира ВС.
Факт обслуживание пассажиров в зале официальных лиц и делегаций подтверждается заявками на обслуживание в зале официальных лиц и делегаций, списками пассажиров ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" и отчетом о затратах на обслуживание в зале официальных лиц и делегаций. Документы содержат информацию о номере рейса, пассажирах, способе оплаты, подпись ответственного лица от авиакомпании.
При обслуживании больных и инвалидов составлялись акты, оформляемыми на бланках ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово". Акты содержат следующую информацию: дата, номер рейса с кодом авиакомпании, дата и время вылета/прилета ВС, время начала обслуживания, время вызова службы авиационной безопасности и таможни, время посадки на борт/снятия с борта, время окончания обслуживания, ФИО больного/инвалида, подписи и Ф.И.О ответственных лиц от аэропорта и авиакомпании.
Обеспечение бортпитанием производилось по накладным на бортпитание на бланках ЗАО "Домодедово Эр Сервис", содержащих информацию о номере рейса, дате вылета, меню, наименование и количество продукции с указанием цены, подписи супервайзера и бортпроводника ВС.
Предоставление микроавтобусов пассажирам бизнес-класса: факт оказания услуги подтверждается актами, оформляемыми на бланках ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово". Акты содержат следующую информацию: номер рейса, номер борта ВС, дата и время вылета плановое/фактическое, тип рейса, код авиакомпании, подписи ответственных лиц.
Перечень аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации установлен Приказом Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110.
Документами, подтверждающими факт оказания услуг по взлет-посадке, обеспечению авиационной безопасности, обслуживанию пассажиров в аэровокзальном комплексе, т.е. услуг, за предоставление которых взимаются аэропортовые сборы и тарифы в соответствии с Приказом Минтранса от 02.10.2000 N ПО, являются Сводно-загрузочные ведомости.
Сводно-загрузочная ведомость представляет собой полетный документ установленного образца, оформляемый по правилам Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (форма АНМ 516 - сводно-загрузочная ведомость, заполняемая вручную, и АНМ 517 - сводно-загрузочная ведомость, выпускаемая с помощью ЭВМ).
В сводно-загрузочной ведомости отображается следующая информация: наименование и код авиакомпании, командир ВС, номер и дата рейса, номер борта, тип ВС, количество членов экипажа, данные для расчета эксплуатационного веса, информация о загрузке по пунктам назначения (количество пассажиров по категориям, масса грузов, багажа, пассажиров, почты, о разбивке коммерческой загрузки по местам назначения, классам обслуживания и т.п.), изменения в последнюю минуту, информация о центровке и компоновке кресел, подписи ответственных лиц от аэропорта и экипажа ВС.
Вся первичная документация об оказанных услугах оформлена в двустороннем порядке, с участием представителей авиакомпании (командиры воздушных судов, члены экипажа) и содержит отметки о принятии авиакомпанией оказанных услуг. Первичная документация была составлена в двух экземплярах, по одному для аэропорта и для авиакомпании.
Заправка ВС топливом осуществлялась на основании требований на заправку воздушного судна (форма N 1-ГСМ). Требование представляет собой номерной бланк ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" и содержит: реквизиты авиакомпании (код), тип ВС, бортовой номер ВС, фамилию пилота, дату и время заправки, цель, наименование продукта, количество авиаГСМ (в литрах и в кг), плотность и температуру замера, номер контрольного талона, номер заправочного средства, ФИО и подписи лица, выдавшего топливо, и члена экипажа, получившего топливо (бортинженер, авиатехник).
При дозаправке ВС обслуживающей компанией согласно Соглашению о наземном обслуживании предоставлялись пожарные машины, об этом оформлялись акты, в которых указывалось причина вызова пожарной машины, инициатора вызова, дату, номер рейса, код авиакомпании, номер борта ВС, тип ВС, время использования пожарной машины, подписи от ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово", ЗАО "АТБ "Домодедово", члена экипажа ВС.
При предоставлении документации по аэронавигационной информации (АНИ) составлялись акты предоставления сборников АНИ. Акт оформляется на бланке ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" и содержит следующую информацию: наименование авиакомпании-заказчика, номер рейса, номер борта ВС, наименование документации, дата выдачи, стоимость услуги, фамилия и подпись лица, получившего документы, фамилия и подпись лица, сдавшего документы, подпись руководителя Службы наземного штурманского обеспечения полетов-главного штурмана аэропорта.
Документом, подтверждающим факт оперативного технического обслуживание воздушных судов, является карта - наряд на оперативное техническое обслуживание (код 851, форма введена в действие Распоряжением Заместителя руководителя Ространснадзора от 03.10.2007 N АВ14-414), оформленная на бланке ЗАО "АТБ "Домодедово". Содержит информацию о типе ВС, номер борта, авиакомпании, таблицу с разбивкой по видам работ и отметками исполнителя и контролера работ, ФИО и подписи подтверждающие выполнение работ : от ЗАО "АТБ "Домодедово" инженера смены/ инженера по эксплуатации/ авиатехника, от авиакомпании - бортинженер/ бортмеханик/пилот.
Техническое обслуживание воздушных судов подтверждается заказ-заданием на устранение дефектов, дополнительные работы и восстановительный ремонт изделий, (не)связанных с вылетом ВС (форма ФО-3). Заказ-задание оформляется на бланке ЗАО "АТБ "Домодедово" и содержит следующую информацию: тип ВС, номер борта, авиакомпания, дата и время вылета ВС, характер необходимой работы, фамилии и подписи представителей заказчика и начальника (инженера) смены. Далее на этом же бланке отображается справка - отчет (расходы по устранению дефектов и восстановительному ремонту), состоящий из данных о трудозатратах, материальных затратах, использованном спецтранспорте и стандартном наземном оборудовании, фамилии и подписи исполнителя и заказчика об исполнении работы и её принятии.
Предоставление комплекта стандартного наземного оборудования (дополнительные услуги АТБ) подтверждается заявками на предоставление стандартного наземного оборудования (СНО). Заявка оформляется на номерном бланке ЗАО "АТБ "Домодедово", содержащим: наименование заказчика (код авиакомпании), номер ВС, наименование предоставляемой услуги, количество, время использования, подпись и Ф.И.О ответственного за предоставление услуг, подпись и Ф.И.О представителя заказчика, подтверждающие предоставление услуги.
Оказание услуги по обработке груза и почты подтверждается грузовыми ведомостями и почтово-грузовыми ведомостями, грузовыми авианакладными (утв. Минфином Российской Федерации в 1998 году, Код формы по ОКУД 0751323), актами приема-передачи средств пакетирования, квитанциями разных сборов, оформляемыми на бланках ЗАО "Домодедово Терминал Карго".
Грузовая ведомость содержит информацию о рейсе, времени вылета, аэропорте отправления, аэропорте назначения, принадлежности груза к авиакомпании, количестве мест, характере груза, весе и отметки лиц, отправивших и принявших груз.
Почтово-грузовая ведомость содержит информацию о рейсе, времени вылета, аэропорте отправления, аэропорте назначения, принадлежности груза к авиакомпании, отметки лиц, отправивших и принявших груз, отметку члена экипажа ВС, ответственного за загрузку.
Грузовая авианакладная содержит следующую информацию: наименование и адрес отправителя и получателя груза, аэропорт назначения, аэропорт отправления, вес, наименование груза, отметки лиц, отправивших и принявших груз.
Акты приема-передачи средств пакетирования содержат: наименование и код авиакомпании, тип ВС, номер рейса, аэропорт назначения, аэропорт отправления, время начала и окончания погрузочно-разгрузочных работ под бортом ВС, отметки ответственных лиц от ЗАО "Домодедово Терминал Карго" и авиакомпании.
Квитанция разных сборов содержит информацию о заказчике, наименовании услуги, объеме, подписи ответственных лиц от заказчика и исполнителя.
Согласно пункту 2.6 Соглашение о наземном обслуживании обслуживающая компания каждые 10 дней выставляет счета-фактуры для оплаты расходов, связанных с предоставлением услуг. Счета-фактуры направляются в адрес перевозчика не позднее 5 календарных дней с момента окончания декады.
Первичная документация об оказанных услугах оформлена в двустороннем порядке, с участием представителей авиакомпании (командиры воздушных судов, члены экипажа), и содержит отметки о принятии авиакомпанией оказанных услуг.
Судом апелляционной инстанции предлагалось провести сверку расчетов и оригиналов документов. Истцом представлен расчет исковых требований, который судом проверен.
Доводы ответчика о недоказанности задолженности в связи с ненадлежащим оформлением первичной документации при оказании услуг судом отклоняются.
При этом суд учитывает условия пункта 2.3 Соглашения о наземном обслуживании о наличии права ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (третье лицо по настоящему делу) направлять в срок не позднее трех месяцев с даты оказания услуги письменную претензию с указанием конкретных рейсов, дат и бортов воздушных судов в адрес ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" в случае несовпадения сумм, предъявляемых к оплате с собственными данными.
Доказательств суду направления претензий со стороны третьего лица не представлено.
В соответствии со статьей 364 Гражданского кодекса Российской Федерации, поручитель вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник. ОАО "Аэропорт Внуково" также не представлено данных доказательств.
Истец указывает на неисполнение своих обязательств по оплате оказанных услуг ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", за которое поручился ответчик, в связи с чем, указывает на образовавшуюся задолженность в размере 453 260 469 рублей 91 копейка, даты выставления счетов-фактур с 31.05.2008 по 30.09.2008.
Суд апелляционной инстанции, учитывая условия поручительства о периоде поручительства со сроком возникновения текущей задолженности с 12 августа 2008 года и сроком оказания услуг не позднее 07 сентября 2008 года, приходит к выводу об удовлетворении требований истца в размере 216 056 945 рублей 18 копеек. Данная сумма рассчитана судом на основании данных, выставленных истцом в адрес ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" счетов-фактур за период с 20.08.2008 по 30.09.2008 (т. 20 л.д. 55-56). Факт оказания услуг наземного обслуживания, по оплате которых выставлены названные счета-фактуры, подтвержден первичной документацией, имеющейся в материалах дела.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО "Аэропорт Внуково" в ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" подлежит взысканию 48 667 рублей 29 копеек расходов по оплате государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 сентября 2009 года по делу N А40-91884/08-65-864 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Аэропорт Внуково" в пользу закрытого акционерного общества "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" 216 056 945 рублей 18 копеек задолженности по договору наземного обслуживания N 116/02-05 от 10 марта 2005 года, а также 48 667 рублей 29 копеек расходов по уплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91884/08-65-864
Истец: ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово""
Ответчик: ОАО "Аэропорт Внуково"
Третье лицо: ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии""
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21617/2010
26.05.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19209/2009
26.05.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20417/2009
26.05.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24326/2009