Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 18 (14)
Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203, Российская газета, 2005, 31 декабря) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Оформление права собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится на основании решений Правительства Российской Федерации в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.";
б) дополнить новым пунктом 5 следующего содержания:
"5. Установить, что на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, включая находящиеся в их границах водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном иными законодательными актами Российской Федерации.
Установить, что на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, к недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанного имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.";
2) наименование главы II изложить в следующей редакции:
"Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия";
3) в статье 9:
а) в наименовании слова "Российской Федерации" заменить словами "федеральных органов государственной власти";
б) в абзаце первом слова "Российской Федерации" заменить словами "федеральных органов государственной власти";
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;";
г) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:
"5.1) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;";
д) дополнить подпунктом 11.1 следующего содержания:
"11.1) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;";
е) дополнить пунктом 24 следующего содержания:
"24) определение порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения.";
4) главу II дополнить статьями 9.1 - 9.3 следующего содержания:
"Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) находящихся в федеральной собственности;
государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:
а) формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия;
б) организации и проведения историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере охраны культурного наследия;
в) согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения и их зон охраны.
2. Средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе утвержденной Правительством Российской Федерации методики, исходя из количества и категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
5. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела:
1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;
2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
3) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
4) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия:
1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:
об устранении выявленных нарушений;
о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
3) издает обязательные для исполнения методические указания и инструкции по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
4) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
5) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению.
8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела;
2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере объектов культурного наследия, в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельный (не наделенный функциями, не предусмотренными данным законом) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специально уполномоченный в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктами 6 и 7 настоящей статьи;
4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия:
ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций;
экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 9.2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;
2) разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
4) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
5) установление порядка изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения;
6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия;
7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению.
8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения.
Статья 9.3. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселений или городских округов;
2) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения;
3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.";
5) пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"4. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Российской Федерации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.";
6) в пункт 9 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"9. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения включаются в реестр на основании акта Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального значения вносятся в реестр федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении в реестр объектов культурного наследия регионального значения.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения вносятся в реестр федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.
Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.
7) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра
Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется Правительством Российской Федерации:
в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;
в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.";
8) подпункт 1 пункта 2 статьи 33 исключить;
9) абзац второй пункта 4 статьи 35 изложить в следующей редакции:
"в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющем функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона;";
10) абзац второй пункта 2 статьи 45 изложить в следующей редакции:
"в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом исполнительной власти, осуществляющем функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона;";
11) пункт 4 статьи 48 изложить в следующей редакции:
"4. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия) и регионального значения, и администрацией муниципального образования в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального значения).
В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.";
12) статью 50 дополнить новым пунктом 4 следующего содержания:
"4. При отчуждении объектов культурного наследия из государственной и муниципальной собственности, новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.";
13) абзац второй пункта 5 статьи 55 изложить в следующей редакции:
"Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия) и регионального значения;
местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.";
14) пункт 2 статьи 63 изложить в следующей редакции:
"2. Установить, что при реализации пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного значения до 27 декабря 1991 года, Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения (далее в настоящем пункте данной статьи - перечни объектов) формируются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия, по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предложения по перечням объектов оформляются на основании данных государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность, и должны быть представлены в федеральный орган исполнительной власти по управлению федеральным имуществом не позднее шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
В перечни объектов, на которые предлагается оформить право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не могут включаться объекты, используемые для федеральных нужд, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, предоставления дополнительного образования, а также объектов, предназначенных для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные решениями Правительства Российской Федерации перечни объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, считается возникшим с даты государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если право собственности на объект было зарегистрировано субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием до вступления в силу настоящего Федерального закона, то:
- в случае если объект включен в перечень объектов, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации сохраняется, перерегистрация указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется;
- в случае если объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации должно быть оформлено право собственности Российской Федерации, указанное право оформляется после отказа соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования от права собственности на данный объект, который может быть оформлен в трехмесячный срок с даты вступления в силу решения Правительства Российской Федерации.
В случае если субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в указанный срок не оформлен отказ от права собственности на объект, Российская Федерация вправе требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект в судебном порядке.
До утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов, в отношении которых от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в срок, установленный в настоящем пункте данной статьи, поступили предложения в федеральный орган исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, отчуждение указанных объектов, а также включение их в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности, не допускается.
В случае, если предложения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по перечням объектов в срок, установленный настоящим пунктом, в федеральный орган исполнительной власти по управлению федеральным имуществом не поступили, Российская Федерация вправе:
в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Российской Федерации на объекты, право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на которые не зарегистрировано, а также осуществлять пользование, владение и распоряжение указанными объектами, в том числе включение таких объектов в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности;
требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации в судебном порядке на объекты, право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на которые зарегистрировано, если в течение трех месяцев с момента истечения указанного срока соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование не оформил отказ от права собственности на указанные объекты.".
<< Статья 17 (13) |
Статья 19 >> Статья 19 |
|
Содержание Проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.