Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности"
Досье на проект федерального закона
Для создания рынка недвижимости, развития ипотеки, упорядочения земельных и гражданских правоотношений необходимо обеспечить переход от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками к праву собственности и праву аренды.
Статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды либо приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2008 г.
В настоящее время выкуп земельных участков регулируется статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", которые предусматривают, что субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений - в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
С момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" число переоформленных с права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков составляет менее 25% от общего числа земельных участков, которые могут быть переоформлены. При этом наблюдается снижение объемов выкупа федеральных земель под объектами недвижимости, находящимися в частной собственности. Так, по участкам, занятым приватизированными предприятиями, в 2001 году был приватизирован 731 земельный участок общей площадью 2161 га, в 2002 году - 3039 земельных участков общей площадью 45815 га, в 2003 году - 2476 земельных участков общей площадью 11522 га, в 2004 году - 987 земельных участков общей площадью 4502 га.
Одной из основных причин, по которым выкуп земельных участков осуществляется низкими темпами, является высокий уровень выкупных цен. Для большинства предприятий приватизация земельных ресурсов по установленным ценам означает изъятие порядка 20-40% чистой прибыли.
В целях снижения выкупных цен за землю законопроектом предлагается установить, что цена выкупа определяется субъектами Российской Федерации в пределах не более:
20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Законопроектом предполагается предоставить право приобретения земельных участков по указанным выше ценам исключительно собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, право частной собственности на которые возникло в силу их отчуждения из государственной или муниципальной собственности по следующим основаниям.
В настоящее время в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
В то же время основная масса предприятий была приватизирована до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Нормативными правовыми актами, действовавшими до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", не предусматривалось одновременное отчуждение земельных участков, занимаемых приватизируемыми зданиями, строениями и сооружениями, лицам, приобретающим такое имущество.
Таким образом, законопроектом предлагается уравнять в правах лиц, приватизировавших здания, строения, сооружения до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", и лиц, приватизировавших и приватизирующих здания, строения, сооружения, в соответствии с данным законом. При этом цена выкупа земельного участка, предлагаемая законопроектом, будет распространяться на весь земельный участок, предоставленный при приватизации зданий, строений, сооружений, независимо от наличия или отсутствия на нем вновь возведенных строений.
Право приобрести земельный участок в собственность на условиях, предусмотренных законопроектом, не распространяется на тех собственников недвижимости, которым земельные участки изначально предоставлялись в аренду для строительства. Такие собственники недвижимости будут приобретать соответствующие земельные участки по их кадастровой стоимости.
Выбор кадастровой стоимости в качестве базы для расчета выкупных цен и арендных платежей обусловлен тем, что в настоящее время это единственный показатель, максимально приближенный к рыночной стоимости земли и рассчитанный для всей территории России. Работы по государственной кадастровой оценке земель завершены в 2005 году.
В части определения размеров арендной платы законопроектом предлагается установить, что при переоформлении прав на земельные участки размер годовой арендной платы за такие земельные участки определяется собственником земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 2% кадастровой стоимости. Кроме того, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, должен будет устанавливаться не выше размеров земельного налога, а за земельные участки, расположенные на землях, ограниченных в обороте, - в размере земельного налога.
В целях ограничения спекуляции приватизированными земельными участками в крупных городах законопроект предусматривает механизм изъятия в бюджет спекулятивного дохода. Законопроектом устанавливается возможность введения ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство на соответствующем земельном участке, в поселениях, городских округах с численностью населения свыше трех миллионов человек, и плата за снятие указанного ограничения.
Законопроектом предусмотрено, что ограничение прав на землю, запрещающее реконструкцию и строительство на соответствующем земельном участке, не распространяется на случаи реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая осуществляется в целях приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, а также на случаи реконструкции и строительства на земельном участке, которые не приводят к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Законопроектом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления порядка зачисления платы за снятие ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство на земельном участке, в бюджеты поселений, городских округов с численностью населения свыше трех миллионов человек.
В целях комплексного решения вопроса о переоформлении прав на земельные участки законопроектом вносится ряд необходимых изменений в другие законодательные акты, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за невыполнение требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - законопроект) приведет в среднем к снижению выкупных цен по сравнению с 2006 г.:
в поселениях - в 9 раз;
в городах Москве и Санкт-Петербурге - в 2,3 раза;
на межселенной территории - в 7,3 раза.
Снижение выкупных цен в ставках земельного налога составит примерно по России - с 9 до 1,7 ставок земельного налога, в городах Москве и Санкт-Петербургу - с 30 до 13 ставок земельного налога.
В случае, если все земельные участки будут переоформлены по максимальным выкупным ценам, совокупные затраты промышленных предприятий на выкуп земельных участков и совокупные поступления в бюджеты всех уровней составят примерно:
в целом на всей территории Российской Федерации, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, - 46,2 млрд. руб., в том числе межселенной территории - 2,1 млрд. руб., на территории поселений - 44,1 млрд. руб.;
в городах Москве и Санкт-Петербурге - 144,6 млрд. руб.
Таким образом, совокупные максимальные затраты промышленных предприятий на выкуп земельных участков в целом в Российской Федерации и совокупные возможные поступления в бюджеты всех уровней снизятся с 736,5 млрд. руб. до 190,8 млрд. руб., то есть примерно в 4 раза.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.