Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Особенности расположения Магаданской области и ее транспортно-географическое и геополитическое положение требует федеральной поддержки жизнеобеспечения и развития территории.
За период между двумя переписями населения (1989-2002 гг.) численность жителей в Магаданской области сократилась на 53 процента. Экстремальные условия проживания, высокая стоимость жизни и ограниченные возможности в повышении ее качества не способствуют закреплению населения. Финансовая помощь отдельным районам области доходит до 90 процентов их бюджетов.
В целях преодоления депрессивного развития экономики в 1999 году Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон) был установлен особый правовой режим хозяйственной деятельности. Данные динамики основных показателей развития региона свидетельствуют об устойчивом росте основных макроэкономических показателей.
Рост валового регионального продукта. Начиная с 2000 года, в области прекратилось падение реального ВРП. Прогнозное значение ВРП в 2005 году ожидается в объеме 25 878,7 млрд. рублей, что превышает фактические показатели 2000 года на 5,6%.
На протяжении всего периода функционирования ОЭЗ прослеживается тенденция к оздоровлению финансового состояния предприятий и росту налогооблагаемой базы территории, что способствует росту собственных доходов консолидированного бюджета области. Так, в 1999 году поступления в консолидированный бюджет области составили 1 259 млн. рублей, а в 2005 году - 4362,5 млн. рублей.
Дополнительные средства, получаемые участниками ОЭЗ благодаря особому правовому режиму, позволили увеличить объемы производства, за счет чего растут доходы предприятий, источники инвестиций. Инвестиции в основной капитал предприятий Магаданской области выросли с 2 552 млн. рублей в 2001 году до 4 156 млн. рублей в 2005 году.
В 2004 году доля безработных по отношению к экономически активному населению составила 4,37%, что меньше уровня 2003 года (4,5%) и общероссийского показателя.
В свете новых подходов к развитию экономики Дальнего Востока, необходимостью решения стратегических задач в настоящее время требуется более интенсивное развитие региона. В связи с чем, Федеральный закон N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" требует доработки и внесения изменений.
Основная идея внесения изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - законопроект) заключается в создании эффективно работающего механизма экономических отношений в Магаданской области, позволяющего обеспечить решения для ускоренного развитие территории, создание условий для роста благосостояния населения и обеспечения социальной стабильности.
Цель законопроекта - создать благоприятные условия для:
- развития базовых отраслей экономики, изменения структуры промышленного производства Магаданской области, повышения инвестиционной привлекательности территории;
- повышения благосостояния и качества жизни жителей Магаданской области, сокращение оттока трудоспособного населения.
Предлагаемый для рассмотрения законопроект "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 16.06.2005 г. N 1013 о создании благоприятных условий для развития экономического потенциала Магаданской области, привлечения инвестиций в ее экономику. Механизмом достижения указанных целей является функционирование на территории Магаданской области режима Особой экономической зоны.
Предлагаемые в законопроекте меры необходимы для дальнейшего развития региона.
Магаданская область является высокодотационным регионом, собственных доходов бюджета не достаточно. Последствия отмены режима Особой экономической зоны негативно отразятся на всех сферах экономики области, предварительные расчеты показывают значительное ухудшение экономического состояния предприятий - участников ОЭЗ и, как следствие, резкий рост тарифов на ЖКУ, электроэнергию, грузовые перевозки, удорожание цен на потребительские товары, возникнут трудности при формировании бюджета территории, усилится нагрузка на его расходные статьи.
Принятие закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" позволит к 2010 году за счет реализации инвестиционных проектов в рамках ОЭЗ обеспечить рост собственных доходов территориального бюджета по сравнению с 2005 годом с 4 до 8,2 млрд. рублей, снижение дотационности Магаданской области с 51% в 2005 году до 36%, рост инвестиций - в 2,1 раза. В результате сохранения режима Особой экономической зоны будет сохранено и создано более 5,4 тысячи новых рабочих мест, что позволит снизить уровень безработицы с 4,6% до 2,2 %, а также создаст условия для закрепления трудоспособного населения на территории Магаданской области.
Действие предлагаемого законопроекта является необходимым условием выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации по удвоению ВВП, борьбе с бедностью, а также финансового обеспечения реализации национальных проектов со стороны Магаданской области. Так, реализация законопроекта позволит обеспечить рост ВРП в реальном выражении на 44%, повысить уровень реальных среднедушевых доходов населения на 48% (с 10,7 тыс. рублей в 2005 году до 22,4 тыс. рублей в 2010), снизить уровень бедности на 6,2% (с 18,2 в 2005 году до 12% в 2010 году).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в связи с тем, что:
1. Администрация Особой экономической зоны - структурное подразделение администрации Магаданской области, осуществляющее функции по администрированию специального правового режима Особой экономической зоны.
2. Изменений в динамике налоговых поступлений и таможенных платежей от юридических лиц, действующих в Магаданской области, не последует ввиду сохранения переходного периода существующего на основании Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
3. Налоговые льготы, которые будут предоставляться в соответствии с законопроектом, предусмотренные для участников - инвесторов Особой экономической зоны в Магаданской области, не влияют на уровень и объем сегодняшних доходов федерального и других уровней бюджета. Потери доходов будущих периодов во многом будут компенсированы увеличением поступлений от налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, занятых в новом производстве, а также иных платежей, связанных с налогообложением предприятий, участвующих в предоставлении услуг и поставках продукции для обеспечения деятельности предприятий участниками-инвесторами.
4. Необходимо дополнительно предусмотреть в расходах федерального бюджета 2007 - 2009 г.г. средства на обустройство таможенной границы особой экономической зоны в Магаданской области.
5. Принятие закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" позволит к 2010 году за счет реализации инвестиционных проектов в рамках ОЭЗ обеспечить рост собственных доходов территориального бюджета по сравнению с 2005 годом с 4 до 8,2 млрд. рублей, снижение дотационности Магаданской области с 51% в 2005 году до 36%, рост инвестиций - в 2,1 раза. В результате сохранения режима Особой экономической зоны будет сохранено и создано более 5,4 тысячи новых рабочих мест, что позволит снизить уровень безработицы с 4,6% до 2,2 %, а также создаст условия для закрепления трудоспособного населения на территории Магаданской области.
Действие предлагаемого законопроекта является необходимым условием выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации по удвоению ВВП, борьбе с бедностью, а также финансового обеспечения реализации национальных проектов со стороны Магаданской области. Так, реализация законопроекта позволит обеспечить рост ВРП в реальном выражении на 44%, повысить уровень реальных среднедушевых доходов населения на 48% (с 10,7 тыс. рублей в 2005 году до 22,4 тыс. рублей в 2010), снизить уровень бедности на 6,2% (с 18,2 в 2005 году до 12% в 2010 году).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.