Заключение
Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 2 ноября 2006 г. N вн. 3.8-13/1186
по проекту федерального закона N 335958-4 "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона N 335958-4 "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
В целях преодоления депрессивного состояния экономики Магаданской области в 1999 году Федеральным законом от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон) был установлен особый правовой режим хозяйственной деятельности - Особая экономическая зона в Магаданской области (далее - ОЭЗ).
Основными целями создания ОЭЗ являются развитие производительных сил, финансовых и товарных рынков Магаданской области. Однако, на практике широко применяемая в мире правовая конструкция свободной экономической зоны не была реализована в полной мере. Предусмотренные Законом налоговые и таможенные преференции носили компенсационный характер, направленные на поддержание имеющейся в области промышленной инфраструктуры и предотвращение резкого оттока населения.
В настоящее время в Российской Федерации отрабатываются инструменты экономической политики на примере создаваемых особых экономических зон различного типа в рамках Федерального закона от 22 июля 2005 г. "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". На региональном уровне такие инструменты реализуются, в частности, в рамках Особой экономической зоны в Калининградской области, функционирование которой регулируется специальным федеральным законом.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с созданием, функционированием, изменением и прекращением действия режима ОЭЗ в Магаданской области.
Целью законопроекта является создание благоприятных условий для развития базовых отраслей и создания новых секторов экономики области, изменения структуры промышленного производства, повышения инвестиционной привлекательности территории, развития транспортной инфраструктуры, роста благосостояния и качества жизни жителей Магаданской области, сокращения оттока трудоспособного населения.
Для реализации этой цели законопроектом предлагается:
- расширить границу ОЭЗ до пределов административной границы Магаданской области;
- ввести таможенный режим свободной таможенной зоны в Магаданской области, а также особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- установить двухуровневую систему управления ОЭЗ при участии федеральных органов исполнительной власти;
- предусмотреть переходный период сроком на 3 года в целях сохранения стабильного положения хозяйствующих субъектов - юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
Комитет поддерживает вышеуказанные меры, но при этом считает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению учесть следующие предложения к законопроекту:
1. Установить в законопроекте полномочия органов управления ОЭЗ, аналогичные установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в том числе по утверждению форм отчетных документов администрации ОЭЗ по вопросу функционирования ОЭЗ и порядка осуществления контроля за деятельностью резидентов ОЭЗ;
2. Ввести в законопроект понятие экспертного совета - консультационного органа, созданного при участии представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, научных организаций и институтов для оценки инвестиционных проектов, предоставляемых в администрацию ОЭЗ, с точки зрения их целесообразности для развития экономики региона;
3. Дополнить статью 5 законопроекта положениями, определяющими процедуру принятия решения об исключении резидента ОЭЗ из единого реестра резидентов ОЭЗ, предусмотрев порядок их досудебного обжалования;
4. Внести изменения в статью 6 законопроекта, устанавливающие гарантии резиденту ОЭЗ по внеконкурсному предоставлению земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду или в собственность, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также сохранения размера арендной платы, определенного в день заключения договора аренды в течение всего срока реализации инвестиционного проекта;
5. Включить в главу 3 законопроекта норму, согласно которой таможенные льготы распространяются только в отношении товаров инвестиционного цикла, исключая товары конечного потребления. При этом в переходный период сроком 3 года для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании Федерального закона N 104-ФЗ, необходимо сохранить возможность пользования таможенными льготами, установленными указанным законом;
6. Дополнить статью 16 законопроекта положениями, содержащими право законодательного органа Магаданской области предоставлять резидентам ОЭЗ льготы по уплате налога на имущество организаций, а также положениями о предоставлении представительными органами муниципальных образований Магаданской области льгот по уплате земельного налога.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 335958-4 "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Первый заместитель |
Ю.Г. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.