Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы
Федерального Собрания РФ четвертого созыва
по проекту федерального закона N 335958-4 "Об Особой экономической зоне и Магаданской области Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесен депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, С.А. Елисейкиным, членом Совета Федерации В.Ф. Кулаковым,
первое чтение
Рассмотрев проект федерального закона N 335958-4 "Об Особой экономической зоне в Магаданской области Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
Целью рассматриваемого законопроекта является создание благоприятных условий для развития базовых отраслей экономики, изменения структуры промышленного производства Магаданской области, повышения инвестиционной привлекательности территории, а также повышения благосостояния и качества жизни жителей Магаданской области, сокращения оттока трудоспособного населения.
По мнению авторов законопроекта, наиболее эффективным механизмом достижения указанных целей является применение на территории Магаданской области режима особой экономической зоны (далее - ОЭЗ), что подтверждается итогами функционирования ОЭЗ, созданной в соответствии с Федеральным законом N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, за период действия указанного Федерального закона сложилась устойчивая тенденция к оздоровлению финансового состояния организаций и росту налогооблагаемой базы на территории области.
Выбранная авторами законопроекта юридическая техника предполагает:
введение в действие с 1 января 2007 года новой редакции федерального закона, регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием Особой экономической зоны в Магаданской области (статьи 1 - 23);
внесение изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (статья 24);
внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (статья 25);
внесение изменений в Федеральный закон N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (статья 27), с установлением срока его действия до 31 декабря 2009 года.
Основой рассматриваемого законопроекта является фактически новая редакция действующего Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", предусматривающая существенные изменения как в части правового регулирования по вопросам управления ОЭЗ, процедуры включения юридических лиц в реестр резидентов ОЭЗ и исключения из указанного реестра, заключения инвестиционных соглашений, так и в части применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области, особого порядка уплаты налога на прибыль организаций резидентами, а также законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Рассматриваемым законопроектом предлагается установить особый порядок уплаты налога на прибыль организаций резидентами ОЭЗ путем дополнения части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) новой статьей 288.2. При этом в отношении юридических лиц - участников Особой экономической зоны, ранее осуществлявших свою деятельность в соответствии с Федеральным законом N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", устанавливается трехлетний переходный период.
Следует отметить, что в соответствии с действующей редакцией Федерального закона N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" до 31 декабря 2006 года при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации), а в период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 года участники Особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
Согласно проектируемой статье 288.2 Кодекса "Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Магаданской области" резиденты используют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Магаданской области, при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Далее устанавливается, что в течение шести календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Магаданской области налог на прибыль от реализации им товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Магаданской области взимается по ставке, установленной в соответствии с абзацем три пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса (17,5 процента). При этом сумма исчисленного налога полностью зачисляется в бюджет Магаданской области, а налог на прибыль в федеральный бюджет не взимается.
Поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, Комитет считает необходимым отметить ряд положений законопроекта, нуждающихся в дальнейшей доработке.
1. Предложенная редакция законопроекта предполагает параллельное действие в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года двух правовых актов, имеющих идентичную сферу правового регулирования: измененной редакции Федерального закона N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и в случае принятия и вступления в силу федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В связи с этим представляется целесообразным ко второму чтению уточнить юридическую технику рассматриваемого законопроекта, предусмотрев введение в действие с 1 января 2007 года единого правового акта, регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием Особой экономической зоны в Магаданской области.
2. По мнению Комитета, в дополнительном обосновании нуждаются содержащиеся в подпункте 4 пункта 1 статьи 27 законопроекта положения об изменении налогового режима Особой экономической зоны, действующего для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон).
Указанные положения предусматривают на переходный период (с 1.01.2007 по 31.12.2009) освобождение указанных юридических лиц от уплаты налогов, поступающих в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации) при условии их участия в инвестировании средств в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области, в порядке, устанавливаемом законом Магаданской области. При этом минимальный объем указанного инвестирования, необходимый для применения указанного освобождения, законопроектом не предусматривается, что может создать возможности для уклонения от уплаты налогов. В то же время, функция определения порядка данного инвестирования, при соблюдении которого будет применяться освобождение, возлагается на законодательный орган Магаданской области.
По мнению Комитета данное предложение не соответствует основным началам налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, которые не допускают возможности определения условий применения льгот по федеральным налогам законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Предлагаемый в статье 24 законопроекта механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами ОЭЗ существенно отличается от уже используемого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, установленного частью второй Налогового кодекса Российской Федерации для резидентов ОЭЗ (статья 288.1 Кодекса).
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос об унификации порядка предоставления преференций по налогу на прибыль организаций для резидентов ОЭЗ.
Следует также отметить, что, с учетом правовой конструкции проектируемой статьи 288.2 Кодекса, пункт 7 указанной статьи представляется излишним.
4. Статьи 8 - 15 законопроекта регламентируют действие таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области.
Законопроектом предусмотрены следующие нововведения по сравнению с законодательством, регулирующим режим свободной таможенной зоны в Магаданской области в настоящее время.
Положениями пункта 1 статьи 10 законопроекта установлено право Правительства Российской Федерации утверждать перечень товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны в Магаданской области. Кроме того, определено право Правительства Российской Федерации устанавливать сроки, с которых (до которых), конкретные категории товаров, не могут помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны в Магаданской области.
Пункты 1, 2 статьи 13 устанавливают общий порядок завершения таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области для ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки.
Пункты 3 - 6 статьи 13 устанавливают особенности завершения таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области в отношении продуктов переработки ввезенных товаров. В отношении всех товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны в Магаданской области, при выпуске их для свободного обращения уплачиваются таможенные пошлины, налоги. Данная норма действует независимо от степени переработки товаров в режиме свободной таможенной зоны. При выпуске для свободного обращения продуктов переработки ввезенных товаров, при условии идентификации в продуктах переработки ввезенных товаров, уплачиваются таможенные пошлины и налоги, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные и использованные при переработке товары были заявлены к выпуску для свободного обращения. В случае отсутствия такой идентификации в отношении продуктов переработки применяется аналогичный порядок уплаты при условии представления декларантом документов и сведений, подтверждающих таможенную стоимость и (или) количество иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
В случае отсутствия идентификации при выпуске продуктов переработки таможенные пошлины и налоги исчисляются исходя из ставок, применяемых в отношении продуктов переработки.
В соответствии со статьей 15 законопроекта моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, автобусы, морские и воздушные суда, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Магаданской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны в Магаданской области, при соблюдении ряда условий рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок, а также перевозок товаров и пассажиров между Магаданской областью и остальной частью территории Российской Федерации. Законопроектом предусмотрен упрощенный порядок таможенного оформления таких транспортных средств.
Следует отметить, что нормы Главы 3 законопроекта будут распространяться только на лиц, обладающих статусом участников ОЭЗ, в отношении остальных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории ОЭЗ, будут действовать нормы Главы 7 законопроекта, устанавливающей положения применения таможенного режима свободной таможенной зоны в переходный период. Нормы Главы 7 в целом совпадают с нормами законодательства, регулирующими применение таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области в настоящее время.
В то же время ряд норм, регламентирующих действие таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области, нуждаются в уточнении и приведении в соответствие с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Учитывая специфику законопроекта, Комитет рекомендует в постановлении о его принятии в первом чтении предусмотреть, что поправки к статьям, вносящим изменения в таможенное законодательство и законодательство о налогах и сборах, рассматриваются в Комитете по бюджету и налогам.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 335958-4 "Об особой экономической зоне в Магаданской области Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.