Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О политических партиях"
Статья 33 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" предусматривает государственное финансирование каждой политической партии, если выдвинутый ею федеральный список кандидатов получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Таким образом, средства федерального бюджета выделяются, в том числе, политическим партиям, не допущенным к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.
С учетом положений Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" к числу указанных партий после проведения очередных выборов депутатов Государственной Думы будут относиться партии, набравшие от 3% до 7% голосов избирателей, что, надо полагать, составит достаточно большое количество партий (если принять во внимание статистику прошедших думских выборов).
Из приложенного к предлагаемому законопроекту финансово-экономического обоснования видно, что даже если бы на очередных выборах в Государственную Думу (5-го созыва) действовал 5%-ный барьер, то политическим партиям, набравшим более 3% голосов избирателей, но не допущенным к распределению депутатских мандатов, ежегодно должны были бы выделяться средства федерального бюджета на сумму около 60 млн. руб. (за каждый полученный голос - 5 руб.). При 7%-ном барьере эта сумма, очевидно, окажется больше.
Указанные средства можно было бы направить на социальные нужды, на увеличение помощи нуждающимся, улучшение материального положения работников бюджетной сферы, проведение других социально значимых преобразований.
Государственное финансирование политических партий, которые от выборов к выборам являются политическими аутсайдерами и не могут добиться значительной поддержки избирателей и занять места в Государственной Думе, представляется неоправданным. Поскольку такие партии не являются парламентскими и не выполняют значимой социальной роли, они должны действовать на собственные средства. Трудно улучшить социальное положение российских граждан, если предоставлять бюджетные средства политическим субъектам, не пользующимся общественным доверием.
В связи с этим предлагается внести изменение в статью 33 Федерального закона "О политических партиях" и установить, что средства федерального бюджета начиная с 1 января года, следующего за годом проведения очередных выборов депутатов Государственной Думы, выделяются в порядке государственной поддержки только тем политическим партиям, которые были допущены к распределению мандатов в Государственной Думе.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О политических партиях"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О политических партиях" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Реализация предлагаемого законопроекта приведет к ежегодной экономии средств федерального бюджета (начиная с года, с которого данный законопроект будет применяться), которая может составить примерно 60 млн. руб. с учетом приведенных ниже расчетов.
Согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 33 Федерального закона "О политических партиях" с 1 января года, следующего за годом проведения первых после 1 января 2006 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственное финансирование политических партий, имеющих право на получение соответствующих средств федерального бюджета, осуществляется ежегодно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией.
Возьмем за основу результаты выборов депутатов Государственной Думы. За политические партии, набравшие по результатам выборов более 3% голосов избирателей (всего их - 9), проголосовало в общей сложности 54 млн. 790 тыс. 762 избирателя. Следовательно, общий объем средств федерального бюджета, которые должны получить эти партии (в совокупности, начиная с 1 января года, следующего за годом выборов) составляет 54790762 х 5 руб. = 273 953 810 руб. (ежегодно).
Если же взять в расчет только те партии, которые (при 5%-ном заградительном барьере) были допущены к распределению депутатских мандатов (их число - 4), то общее число избирателей, проголосовавших за выдвинутые ими списки кандидатов, составило 42 млн. 840 тыс. 540 чел. Таким образом, совокупный объем причитающихся им средств федерального бюджета должен составить 42840540 х 5 руб. =214 202 700 (ежегодно).
Разница между указанными суммами равна 59 751 110 руб. (ежегодно).
То есть, если предоставлять средства федерального бюджета в порядке государственной поддержки только партиям, которые допущены к распределению депутатских мандатов, можно (при 5%-ном барьере и с учетом результатов предшествующих думских выборов) получить ежегодную экономию в сумме около 60 млн. руб. (округленно).
Необходимо иметь в виду, что при проведении очередных выборов депутатов Государственной Думы заградительный барьер составит 7%, что еще больше может увеличить ежегодную экономию средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О политических партиях"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "О политических партиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.