Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 2 октября 2006 г.
по проекту федерального закона N 178869-4 "О внесении изменения в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 178869-4 "О внесении изменения в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Волковым, A.M. Розуваном, В.И. Илюхиным и Н.Н. Езерским.
Законопроектом предлагается внести в часть третью статьи 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменение, увеличив общий срок производства предварительного расследования в форме дознания с 20 до 30 суток и предусмотрев возможность продления указанного срока прокурором не на 10 суток, как предусмотрено в ныне действующей редакции статьи 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а на один месяц.
По мнению авторов законопроекта, данное изменение вызвано тем, что предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством срок дознания объективно недостаточен для завершения расследования в форме дознания. Так, при расследовании ряда отнесенных к последственности органов дознания преступлений возникает необходимость назначения различного рода экспертиз (химических, баллистических, судебно-медицинских и т.д.), сроки проведения которых могут составлять до полутора месяцев, в результате чего органы дознания по истечении указанного срока дознания из-за нехватки времени вынуждены передавать многие уголовные дела в органы предварительного следствия.
Таким образом, в случае принятия указанного законопроекта органы дознания получат возможность самостоятельно завершать расследование преступлений, отнесенных к их подследственности, освободив, тем самым, органы предварительного следствия для расследования тяжких и особо тяжких преступлений.
Соглашаясь, в принципе, с предложением авторов законопроекта об увеличении срока производства предварительного расследования в форме дознания, Комитет считает необходимым при подготовке данного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении учесть два обстоятельства.
Во-первых, предлагаемый срок дознания при его продлении прокурором будет составлять два месяца, то есть фактически будет равен сроку предварительного следствия (статья 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Такое уравнивание сроков производства дознания и предварительного следствия, по мнению Комитета, лишает смысла разделения этих форм предварительного расследования. В связи с этим Комитет полагает целесообразным предусмотреть возможность продления прокурором срока дознания не более чем на 20 суток.
Во-вторых, в соответствии с частью второй статьи 224 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт (документ, завершающий производство дознания), должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. Таким образом, продолжительность дознания в данном случае становится менее 20 суток, указанных в действующей редакции части третьей статьи 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и, тем более, менее 30 суток, предусмотренных законопроектом. В этой связи Комитет считает необходимым отметить, что предлагаемое законопроектом изменение не может распространяться на положение части второй статьи 224 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и, соответственно, влиять на изменение срока составления обвинительного акта при избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 178869-4 "О внесении изменения в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.