Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О политических партиях"
1. Принятие настоящего федерального закона обусловлено необходимостью уточнения ряда положений, юридически определяющих природу политических партий и характер общественно-политических отношений, возникающих в связи с их участием в деятельности общества и государства, а также необходимостью устранения некоторых недостатков действующего федерального закона главным образом лингвистического характера.
2. Сравнение действующей и предлагаемой редакции ст.ст. 3, 9 и 10 приводится в таблице:
обозначе- ние |
Действующая редакция | Предлагаемая редакция |
Часть 1 ст. 3 |
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. |
Политическая партия - это общественное объединение, созданное гражданами Российской Федерации для участия в политической жизни государства посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических мероприятиях и акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления граждан в институтах и органах государственной власти и органах местного самоуправления" |
Часть 3 ст. 9 |
Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. |
Не допускается в устав политической партии включать указания на ограничения или преимущества при приеме в члены партии по признакам социальной, расовой, этнической, языковой, религиозной или профессиональной принадлежности |
Наимено- вание ст. 10 |
Государство и политические партии |
Государственная власть и политические партии |
3. Изменение, предлагаемое в части 1 ст. 3 закона:
подчеркивает, что партия создается гражданами РФ для участия в политической жизни вместо действующей редакции, из которой следует, что партия создается кем-то посторонним "в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни", следовательно, не указан субъект, создающий партии в Российской Федерации, хотя и использована возвратная форма глагола "создавать";
уточняет, что партия участвует в политической жизни государства, вместо действующей редакции, где указано, что партия участвует в политической жизни общества. Это изменение приводит настоящую норму закона в соответствие с частью 1 ст. 1 Конституции РФ, в которой однозначно установлено, что "Российская Федерация - Россия есть государство". Именно участие партии в жизни государства и делает этот вид общественного объединения политическим объединением, то есть политической партией;
вводит, помимо понятия "орган государственной власти" понятие "институт государственной власти", что вытекает из анализа взаимосвязанных норм Конституции РФ, из которых следует существенное различие между установлениями государственной власти, к каким относится Президент, палаты Федерального Собрания, представительная власть в регионах РФ, и органами этих установлений, именуемые органами государственной власти. Указанное изменение подчеркивает, что партии обеспечивают реализацию механизма представительства граждан в тех институтах государства, состав которых формируется путем выборов, и в тех органах власти, которые также могут формироваться путем представительства, если этот порядок установлен федеральным законодательством, поскольку большая часть органов власти, в отличие от институтов власти, формируется методом назначения;
вводит, помимо понятия акции, примененного в действующей редакции закона, также понятие мероприятие, которое вправе проводить партии.
4. Изменение части 3 ст. 9 связано с тем, что смысл действующей редакция, запрещающей создание партий на профессиональной, расовой, национальной или религиозной основе, носит исключительно декларативный характер и содержит в себе ряд ошибочных и неприемлемых для демократического государства выражений. К тому же запретительная норма, предусмотренная первым абзацем, опровергается разъяснением, которое содержится во втором абзаце, и совершенно обесценивается третьим абзацем, описывающим ситуацию, которую невозможно вообразить на практике.
Предлагаемая редакция этой части ст. 9, не отменяя своего запретительного смысла, выражает его в более точной и лаконичной форме. Запрет предлагается обратить не на деятельность граждан, что само по себе бессмысленно, так как его нарушение не может влечь ни административной ни уголовной ответственности, а на документ - устав партии, и запрет, устанавливаемый новой редакцией, может быть выявлен как при регистрации устава, так и в процессе деятельности партии контролирующими органами исполнительной власти.
Предлагаемая редакция устраняет также явно ошибочное предположение, которая ныне содержится в этой норме закона в эвентуальной форме, что профессиональные, расовые, национальные и религиозные интересы граждан Российской Федерации носят исключительно деструктивный, разрушительный, негативный смысл и при их защите Российской Федерации может наноситься лишь ущерб, хотя в действующем законе как раз представление интересов граждан и указывается как задача политических партий.
На самом деле все институты и органы государственной власти, политические партии и общественные организации так России, так и всех государств мира, только тем и занимается, что защищают эти интересы. А потому будет естественно, если нелепая, абсурдная и вредная норма о запрете политическим партиям защищать естественные гражданские и личные интересы будет отменена.
5. Изменение наименования ст. 10 касается замены слова "государства" на слова "государственная власть", что приводит в соответствие наименование статьи и ее фактическое содержание. Понятие "государство", как это следует из его смысла, когда оно применяется в Конституции РФ, является характеристикой России как державы, в связи с чем, когда закон имеет в виду совокупность институтов и органов государственной власти, правильнее использовать более точное понятие: государственная власть.
6. Дополнение, которое предлагается внести в часть 1 статьи 22, обусловлено необходимостью восстановления естественного права политической партии как объединения граждан РФ, участвующего в политической и общественной жизни Российской Федерации, на защиту и обеспечение ее национальных интересов.
7. Изменение пп. "д" части 1 статьи 26, уточняющее, что праву проведения партиями собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования никто не может препятствовать, приводит действующую редакцию закона в соответствии со ст. 31 Конституции РФ, из которой следует, что все такие акции и мероприятия не могут быть запрещены или ограничены органами государственной власти, если они носят мирный характер и если их участники не имеют при себе оружия.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О политических партиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О политических партиях" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О политических партиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О политических партиях" не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства, а также дополнительные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, а его реализация, в случае принятия, не потребует дополнительных финансовых и иных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.