Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций от 13 сентября 2006 г.
на проект федерального закона N 271644-4 "О внесении изменений в Федеральный закон О политических партиях"
Комитет, рассмотрев проект федерального закона N 271644-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", внесенный депутатом Государственной Думы Савельевым А.Н., отмечает следующее.
Представленный законопроект направлен на уточнение ряда положений Федерального закона "О политических партиях", касающихся определения понятия "политическая партия", ограничений на создание и деятельность политических партий, наименования статьи 10, программы политической партии, а также проведения политическими партиями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
1. В определении понятия "политическая партия" по действующему закону, по мнению автора законопроекта, не указан субъект, создающий партии Законопроектом предлагается в статье 3 Федерального закона "О политических партиях" указать, что политические партии создаются гражданами Российской Федерации. С нашей точки зрения, это избыточная норма, поскольку данное положение содержится в статьях 1 и 2 указанного закона, согласно которым предметом регулирования Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии, которое включает в себя и право создавать политические партии.
Законопроектом устанавливается, что партии должны создаваться в целях участия граждан в политической жизни государства, а не общества, как это закреплено в действующем законе. Политическая партия является одним из видов общественного объединения, в задачу которого входит не только управление государством посредством представления своих членов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, но и участие в общественных и политических акциях, формирование общественного мнения, выражение мнения граждан по различным вопросам общественной жизни и доведения этого мнения до властных органов.
Не совсем корректно и дополнение в ту же статью 3 действующего закона, в соответствии с которым политические партии создаются в целях представления граждан "в институтах государственной власти", поскольку данный термин законодательно не закреплен.
2. Предлагаемая законопроектом редакция части 3 статьи 9 вводит запрет на включение в устав партии ограничений или преимуществ при приеме в члены партии по признакам социальной, расовой, этнической, языковой, религиозной или профессиональной принадлежности. Данное положение существенно сужает сферу регулирования статьи 9 действующего закона, где установлен запрет именно на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
3. В законопроекте предлагается изменить наименование статьи 10 Федерального закона - "Государственная власть и политические партии" вместо "Государство и политические партии". Предлагаемая редакция наименования статьи не вполне соответствует ее содержанию, поскольку в ней говорится о взаимодействии политических партий не только с органами государственной власти, но и органами местного самоуправления, которые, как известно, согласно статье 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти.
4. Дополнение, которое вносится законопроектом в статью 22 Федерального закона, предусматривает включение в программу политической партии в качестве ее цели указания на защиту и обеспечение национальных интересов. Следует заметить, что в действующем законе нет запрета на включение в программу политической партии указанных положений. Кроме того, политическая партия вправе самостоятельно определить свою программу, включая ее цели и задачи, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
5. Вызывает возражение и изменение подпункта "д" пункта 1 статьи 26 действующего Федерального закона, в соответствии с которым политической партии предоставляется возможность беспрепятственно организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. По мнению автора законопроекта, все публичные мероприятия, если они носят мирный характер и если их участники не имеют при себе оружия, не могут быть запрещены или ограничены органами государственной власти.
Данное утверждение противоречит целому ряду положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", где установлены определенные ограничения, связанные с обеспечением порядка организации и проведения публичного мероприятия, а также обеспечением особого режима безопасности граждан при проведении публичных мероприятий (статьи 5, 8, 9, 15 и 16), что полностью соответствует статье 55 Конституции РФ, допускающей возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан в той мере, в какой это необходимо в конституционно-значимых целях.
На основании изложенного Комитет не поддерживает концепцию представленного законопроекта и считает необходимым сохранить действующую редакцию Федерального закона "О политических партиях".
Председатель Комитета |
С.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.