Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на обеспечение доступности высшего образования для лиц, добросовестно отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "в" и "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также на приведение Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В настоящее время правовое регулирование по обеспечению так называемого "социального пакета военнослужащего-контрактника" в сфере высшего образования находится в стадии формирования.
Льготы по получении высшего профессионального образования, установленные статьей 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 26 апреля 2004 г.) "О статусе военнослужащих", могут быть реализованы молодыми солдатами, матросами, сержантами, старшинами, первоначальный контракт с которыми заключается на 3 года, лишь в период службы по контракту или в случае увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, т.е. при досрочном расторжении контракта.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах*. Вместе с тем, ни Закон Российской Федерации "Об образовании", ни Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" такого права указанным военнослужащим не предоставляет.
Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (т.е. в период службы) и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более, имеют право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных экзаменов:
на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;
на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также в должной мере не регулируют рассматриваемые отношения. В каждом из названных законов содержатся нормы, устанавливающие льготы, которые могут быть отнесены как к военнослужащим-призывникам, так и к военнослужащим-контрактникам.
Таким образом, доступность высшего образования для лиц, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, правовыми нормами действующих федеральных законов в должной мере не обеспечивается: отсутствует гарантированное и достаточное стипендиальное обеспечение на период учебы, предоставление льгот при поступлении в вуз не связано со сроком контрактной службы и предоставляется выборочно.
Между тем в соответствии с утвержденными планами реформирования армии в Российской Федерации в настоящее время идет процесс формирования в сухопутных, воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 году. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках. При этом опережающими темпами на профессиональную основу переводится сержантский состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Продолжительность службы по призыву с 2008 года должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора - либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. "Отслужившие 3 года по контракту, - говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г., - должны получить ряд преференций, в том числе гарантированное право на высшее образование за государственный счет".
Реализация преференций, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования лицам, прослужившим определенный срок по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, требует законодательного оформления.
Настоящим законопроектом предлагается предоставить данной категории лиц право обучения на подготовительных отделениях вузов за счет бюджетных средств, определить порядок создания и функционирования таких подготовительных отделений, конкретизировать льготы, предоставляемые при поступлении в вуз (в частности, установить внеконкурсный прием в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам высшего профессионального образования при условии успешной сдачи вступительных испытаний), установить для них повышенный размер стипендии при обучении на подготовительных отделениях и по очной форме получения образования. В целях исключения случаев не продления военнослужащими, отслужившими 3 года, контрактов о прохождении военной службы, стипендия установлена в размере, не превышающем средний месячный оклад денежного содержания указанной категории военнослужащих, который по расчетам Минобороны России составляет 2080,7 рублей.
Перечисленные меры социальной поддержки предполагается предоставить отслужившим установленный срок по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.
Принятие предлагаемого законопроекта повысит привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечит социальную защиту в сфере образования граждан, добросовестно выполнивших свои обязанности воинской службы, будет способствовать ускорению формирования Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе. Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на стипендиальное обеспечение.
_____________________________
* Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)"
Проектом федерального закона предполагается предоставить данной категории лиц право обучения на подготовительных отделениях вузов за счет бюджетных средств (Минобороны России), установить для них льготы, предоставляемые при поступлении в вуз, и стипендии повышенных размеров при обучении по очной форме получения образования и при обучении по образовательным программам высшего профессионального образования на уровне полуторакратного размера стипендии, установленной законодательством в области образования для студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по очной форме обучения.
Расходы на обеспечение указанных прав и льгот рассчитывались для контингента 3 тысяч человек.
С учетом структуры образовательных программ высшего профессионального образования предлагается исходить из следующих предположений:
3 тысячи человек будут ежегодно обучаться на подготовительных курсах продолжительностью 9 месяцев;
3 тысячи человек будут обучаться в течение 4-х лет по программам бакалавриата (на первой ступени высшего профессионального образования) и по 0.3 тысячи человек по программам специалиста и магистра (на второй и третей ступенях высшего профессионального образования).
На протяжении периода обучения на подготовительных курсах обучающиеся по очной форме обучения, указанной в проекте Федерального закона категории лиц, будут получать стипендию в размере 900 рублей. Стипендиальное обеспечение слушателей на 2006 год 900 руб. х 3000 (чел.) х 1,17 (коэф.) х 9 (мес.) = 28,4 млн.руб. Стипендиальное обеспечение слушателей на 2007 год 900 руб. х 3000 (чел.) х 1,17 (коэф.) х 9 (мес.) = 28,4 млн.руб. Стипендиальное обеспечение слушателей на 2008 год 900 руб. х 3000 (чел.) х 1,17 (коэф.) х 9 (мес.) = 28,4 млн.руб. Стипендиальное обеспечение слушателей на 2009 год 900 руб. х 3000 (чел.) х 1,17 (коэф.) х 9 (мес.) = 28,4 млн.руб. Стипендиальное обеспечение слушателей на 2010 год 900 руб. х 3000 (чел.) х 1,17 (коэф.) х 9 (мес.) = 28,4 млн.руб. Стипендиальное обеспечение слушателей на 2011 год 900 руб. х 3000 (чел.) х 1,17 (коэф.) х 9 (мес.) = 28,4 млн.руб. Стипендиальное обеспечение слушателей на 2012 год 900 руб. х 3000 (чел.) х 1,17 (коэф.) х 9 (мес.) = 28,4 млн.руб.
Стоимость обучения на подготовительных курсах будет составлять 37,7 млн.руб, в том числе:
Фонд оплаты труда на девять месяцев преподавателей подготовительных курсов 2666,4 руб. (14 разряд ) х 1,333 (надтарифный фонд ) х 4 (числ.) х 9 (мес.) х 1,175 (коэф.) х 120 (кол-во гр.) = 18,0 млн.руб. 792 руб. (1 разряд) х 1,333 (надтарифный фонд ) х 9 (мес.) х 1,175 (коэф.) х 30 (кол-во гр.) = 0,3 млн.руб.
Итого на заработную плату преподавателей на 9 месяцев = 18,3 млн.руб. Начисления на заработную плату 26,2% - 4,8 млн.руб.
Расходы на коммунальные услуги подготовительных курсов 717 руб.(расходы на 1 студ. на 9 мес.) х 3000 = 2,2 млн.руб. Расходы на методическое обеспечение подготовительных курсов 150 руб. (ст-ть 1 мет.) х 3000 (чел.) х 4 (кол-во пред.) х 2 (кол-во брош.) = 3,6 млн.руб.
Расходы на проживание в общежитии 2934 руб (расходы на 1 к/место на 9 мес.) х 3000 = 8.8 млн. руб.
Общие расходы бюджета на обучение 3 тыс.человек на подготовительных курсах в течение 9 месяцев, включая расходы на выплату стипендий, составят: на 2006 год - 66,1 млн.руб. на 2007 год - 66,1 млн.руб. на 2008 год - 66,1 млн.руб. на 2009 год - 66,1 млн.руб. на 2010 год - 66,1 млн.руб. на 2011 год - 66,1 млн.руб. на 2012 год - 66,1 млн.руб.
Дополнительные расходы на выплату стипендий при обучении по образовательным программам высшего профессионального образования на уровне полуторакратного размера стипендии, установленной законодательством в области образования для студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по очной форме обучения составят:
Дополнительные расходы на стипендию студентов на 2007 год 300 руб. х 3000 (чел.) х 12 (мес.) х 1,17 (коэф.)х1,25(стип.фонд.) = 15,8 млн.руб.
Дополнительные расходы на стипендию студентов на 2008 год 300 руб. х 6000 (чел.)х 12 (мес.)х 1,17 (коэф.) х 1,25 (стип.фонд.) = 31,6 млн.руб.
Дополнительные расходы на стипендию студентов на 2009 год 300 руб. х 9000 (чел.) х 12 (мес.) х 1,17 (коэф.) х1,25 (стип.фонд.) = 47.4 млн.руб.
Дополнительные расходы на стипендию студентов на 2010 год 300 руб. х 12000 (чел.) х 12 (мес.) х 1,17 (коэф.) х 1,25 (стип.фонд.) = 63.2 млн.руб.
Дополнительные расходы на стипендию студентов на 2011 год 300 руб. х 12300 (чел.) х 12 (мес.) х 1,17 (коэф.) х1,25 (стип.фонд.) = 64,8 млн.руб.
Дополнительные расходы на стипендию студентов на 2012 год 300 руб. х 12600 (чел.) х 12 (мес.) х 1,17 (коэф.) х1, 25 (стип.фонд.) = 66,3 млн.руб.
Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета с учетом ежегодно принимаемых на подготовительные курсы 3,0 тыс. человек и переходящего контингента обучающихся составят: 751,8 млн.руб., в т.ч.:
в первый год действия закона - 66,1 млн. рублей;
на второй год действия закона - 81,9 млн. рублей;
третий год действия закона - 97,7 млн. рублей;
четвертый год действия закона - 113,5 млн. рублей;
пятый год действия закона - 129,3 млн. рублей;
шестой год действия закона - 130,9 млн.рублей;
седьмой год действия закона - 132,4 млн.рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.