Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 5 октября 2006 г. N 57-1
на проект федерального закона N 324226-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект направлен на обеспечение доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих (за исключением офицеров), проходящих военную службу по контракту или добросовестно отслуживших по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации не менее трех лет.
Законопроект расширяет уже существующие льготы в части доступности среднего и высшего профессионального образования указанным лицам, установленные статьей 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьей 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и согласует нормы данных законов.
Представленный законопроект является актуальным. Это обусловлено тем, что в настоящее время проводится реформирование Российской Армии, которое сопровождается переводом частей постоянной готовности на профессиональную основу. В соответствии с планом реформирования Российской Армии продолжительность службы по призыву с 2008 года должна сократиться до одного года, причем после полугода военной службы призывники получат право выбора: дослужить оставшиеся полгода в линейных частях или перейти на контрактную, профессиональную службу.
Несомненно, меры социальной поддержки, прописанные в данном законопроекте, послужат дополнительным стимулом к привлечению на военную службу по контракту молодежи на должностях рядового и сержантского состава и ускорению формирования Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе.
Принятие данного законопроекта будет направлено на повышение статуса военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечение социальной защиты в сфере образования граждан, выполнивших обязанности воинской службы по контракту.
Следует отметить, что законопроект содержит отдельные недостатки, которые могут быть устранены при его доработке ко второму чтению.
Так например, законопроект содержит норму, согласно которой порядок внеконкурсного поступления в гражданские государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на подготовительные отделения (курсы) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования для указанных категорий граждан определяется Правительством Российской Федерации. В связи с этим следует внести соответствующие дополнения в статью 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части расширения компетенции Российской Федерации в области образования по этому вопросу.
Законопроект предлагает дополнить пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" абзацем следующего содержания: "Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы". Указанная норма уже имеется в действующем Федеральном законе. Необходимо также отметить, что положения данного законопроекта должны быть согласованы с положениями законопроекта N 335155-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения единого государственного экзамена", который вводит новую редакцию всего указанного пункта. Можно отметить, что увольнение с военной службы может происходить в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в связи с отчислением из военного образовательного учреждения, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Так что приведенная выше норма требует дополнительной проработки.
Выражение "при условии получения положительных оценок на вступительных испытаниях" редакционно следует привести в соответствие с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" ("при условии успешной сдачи вступительных испытаний").
В данном законопроекте и в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" выражение "высшее учебное заведение" следует также привести в соответствие с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и заменить его термином "образовательное учреждение высшего профессионального образования".
На данный законопроект поступили положительные отзывы от - законодательных (представительных) органов государственной власти 12 субъектов Российской Федерации, - высших исполнительных органов государственной власти 21 субъектов Российской Федерации.
Имеются положительные отзывы Комитета Государственной Думы по безопасности (соисполнителя), Комитета Государственной Думы по обороне и Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.
Исходя из изложенного, Комитет считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.И. Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.