Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства и усиления ответственности участников рынка за его нарушение.
Изменения и дополнения, вносимые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), предусматривают:
увеличение размера санкций за нарушение требований антимонопольного законодательства;
включение в Кодекс новых составов нарушений антимонопольного законодательства;
введение в Кодекс дополнительного основания для определения размера административного штрафа - суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг).
В действующем Кодексе отдельные составы административных правонарушений, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, предусмотрены в главе 19 Кодекса "Административные правонарушения против порядка управления".
Практически за все административные правонарушения против порядка управления, предусмотренные главой 19 Кодекса, установлен такой вид административной ответственности, как штраф, который выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда.
Действующие в настоящее время размеры административных санкций за нарушение антимонопольного законодательства приводят к неэффективности государственного антимонопольного контроля и не являются для хозяйствующих субъектов стимулом для добросовестного рыночного поведения и соблюдения требований антимонопольного законодательства.
Необходимость установления высокого размера административных санкций за нарушение антимонопольного законодательства обусловлена, с одной стороны, большим размером экономической выгоды, получаемой от монополистической деятельности, а с другой стороны, тяжелыми негативными последствиями от таких нарушений для экономических отношений в целом.
Согласно концепции, положенной в основу предлагаемых изменений, за ряд нарушений антимонопольного законодательства ответственность должна устанавливаться в виде административного штрафа, который будет выражаться в величине, кратной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг). В этой связи проектом предлагается дополнить часть 1 статьи 3.5 Кодекса новым пунктом, предусматривающим возможность исчисления административного штрафа в величине, кратной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также частью 6, устанавливающей предельный размер административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Одновременно с этим за ряд правонарушений в области антимонопольного законодательства проектом предусматривается ответственность в виде дисквалификации. Применение дисквалификации за нарушение антимонопольного законодательства представляется необходимой мерой, которая призвана обеспечить эффективность запретов, установленных государством в антимонопольной сфере.
В связи с высокими доходами от нарушений антимонопольного законодательства для данной сферы отношений характерна повторность или систематичность совершения нарушений. Решения от имени юридического лица принимают конкретные физические лица - менеджеры, или, согласно Кодексу, должностные лица юридических лиц. При этом решения принимаются такими лицами персонально и осознано, с учетом негативного воздействия таких решений на экономику и потребителей. Дисквалификация должностного лица хозяйствующего субъекта должна стать отрицательным репутационным фактором, свидетельствующим о профессиональной непригодности виновных лиц для исполнения функций руководителя юридического лица. В связи с изложенным и в целях обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства, проектом предусматривается персональная ответственность лиц за нарушение антимонопольного законодательства в виде дисквалификации.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 2 статьи 19.5 Кодекса, детализировав санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа в зависимости от нарушения антимонопольного законодательства, в отношении которого вынесено решение, предписание.
Статьей 19.8 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, а также в органы регулирования естественных монополий. Однако нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации имеют свою специфику. Кроме того, установление санкций за нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях в разных частях статьи 19.8 обусловлено увеличением размера санкции за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации. В этой связи законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 19.8 Кодекса.
Законопроектом предусматривается включение в главу 14 Кодекса "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" новых составов административных правонарушений - злоупотребление доминирующим положением на рынке, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, недобросовестная конкуренция.
Размер санкций за наиболее опасные, с экономической точки зрения, нарушения антимонопольного законодательства - злоупотребление доминирующим положением на рынке, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий - установлен в законопроекте в процентном отношении к сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), которая определяется в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, принимая во внимание большую опасность заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, правонарушением признается сам факт заключения соглашения или совершение согласованных действий, то есть заключение хозяйствующим субъектом соглашений или совершение согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.
Полномочия по наложению административных взысканий по новым составам правонарушений предлагается возложить на федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, как это предусмотрено по действующим составам правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, с правом передачи в необходимых случаях соответствующих дел на рассмотрение суда (часть 2 статьи 23.1 и статья 23.48 Кодекса). В этой связи проектом предлагается внести соответствующие дополнения в часть 2 статьи 23.1 и часть 1 статьи 23.48 Кодекса.
Принятие законопроекта создаст реальные механизмы воздействия государства на нарушителей антимонопольного законодательства. Кроме того, высокие размеры административных санкций и личная ответственность должностных лиц является одной из наиболее эффективных мер предупреждения, что является необходимым фактором для обеспечения стабильности рыночного оборота и экономических отношений.
Реализация законопроекта не требует увеличения бюджетных ассигнований и штатной численности антимонопольных органов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных ассигнований из бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" акты федерального законодательства не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.