Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 24 октября 2006 г. N вн 2.2-1/3461
по проекту федерального закона N 318652-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства) (внесенному Правительством Российской Федерации)
(I чтение)
Досье на проект федерального закона
По проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" сообщаем следующее.
1. Полагаем целесообразным обсудить необходимость дополнения статьи 3.5 Кодекса новым пунктом 4, поскольку предлагаемый в пункте 4 способ исчисления величины штрафа, по нашему мнению, логически увязывается с содержанием пункта 3 этой же статьи, в связи с чем целесообразно ограничиться дополнением именно пункта 3.
2. Положения новой части 6 статьи 3.5 Кодекса (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 проекта), целесообразно включить в часть 4 этой статьи или в новую часть под номером 4.1, с тем, чтобы соблюсти внутреннюю логику данной статьи.
3. Обращаем внимание, что за ряд противоправных действий, связанных с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, установлена уголовная ответственность (статья 178 УК РФ). С тем, чтобы составы преступлений или административных правонарушений не конкурировали между собой, полагаем целесообразным в соответствующих статьях сделать оговорку "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния".
4. Ряд диспозиций новых статей 14.31-14.33 (пункт 3 статьи 1 проекта) нуждается в согласовании с Федеральным законом "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон).
Например, новой статьей 14.32 Кодекса (пункт 2 статьи 1 проекта) устанавливается административная ответственность за участие хозяйствующего субъекта в ограничивающих конкуренцию согласованных действиях, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Однако Федеральный закон не предусматривает положений, устанавливающих запрет на участие хозяйствующего субъекта в ограничивающих конкуренцию согласованных действиях. В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона устанавливается запрет именно на ограничивающие конкуренцию согласованные действия, а не на "участие в данных действиях". В целях избежания расширительного и произвольного толкования диспозиции новой статьи Кодекса следует привести ее в соответствие с нормами Федерального закона.
В абзаце третьем пункта 3 статьи 1 проекта полагаем необходимым в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона уточнить перечень предписаний, за невыполнение которых в установленный срок устанавливается административная ответственность, имея в виду, что в указанном положении Федерального закона речь идет о предписаниях "о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции", а не о прекращении "участия в данных действиях".
Кроме того, в указанном положении проекта говорится о предписании "о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при осуществлении контроля предоставления государственной помощи". В этой связи следует иметь в виду положения статьи 21 Федерального закона, согласно которым антимонопольный орган осуществляет контроль за предоставлением и использованием не только государственной помощи, но и муниципальной.
При изложении части 2 статьи 19.5 в новой редакции (пункт 3 статьи 1 проекта) в данной части предусматривается ответственность за невыполнение предписания только антимонопольного органа, его территориального органа, в то время как Федеральным законом от 8 мая 2006 года N 65-ФЗ часть 2 дополнена указанием на орган, уполномоченный в области экспортного контроля, его территориальные органы. Соответственно, часть 2 статьи 19.5 включена в статью 23.9, регулирующую полномочия данных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В связи с тем, что вопросы экспортного контроля не являются предметом рассматриваемого проекта и в пояснительной записке отсутствует обоснование исключения указанного положения, следует уточнить правомерность предлагаемых изменений, касающихся органа, уполномоченного в области экспортного контроля.
5. Структура части 2 статьи 19.5 в новой редакции (пункт 3 статьи 1 проекта) не может быть поддержана, поскольку каждое правонарушение не имеет единой диспозиции. Более правильным было дополнить главу 19 новой статьей, изложить каждую диспозицию полностью отдельной частью.
6. В часть 2 статьи 23.1 Кодекса (пункт 5 статьи 1 проекта) необоснованно включены все новые статьи 14.31-14.33, поскольку в данной части должны быть указаны только те структурные единицы этих статей, в санкциях которых предусмотрена альтернативная дисквалификация. В части 2 статьи 23.1 также следует указать содержащие такое наказание и структурные единицы части 2 статьи 19.5.
7. Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.