Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 25 октября 2006 г. N вн2.2-1/3487
по проекту федерального закона N 284354-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.С. Мокрым, В.А. Жидких, А.В. Огоньковым, А.В. Сарычевым
(первое чтение)
Нуждается в уточнении новая часть 6 статьи 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 1 законопроекта). Осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления административных центров, столиц субъектов Российской Федерации непосредственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации искажает институт наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то есть конституционно и законодательно установленной возможности делегирования полномочий с уровня государственной власти на уровень местного самоуправления. При этом не ясен механизм реализации условий, которые должны сопровождать процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при осуществлении этих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации: каким образом и каким органам будет осуществляться передача необходимых материальных и финансовых средств, подконтрольность каким органам и ответственность каких органов в процессе осуществления государственных полномочий предусматривается. Необходимо также иметь в виду, что передаваемые отдельные государственные полномочия могут принадлежать как Российской Федерации, так и субъектам Российской Федерации, в связи с чем при реализации данной нормы, предлагаемой законопроектом, может сложиться ситуация, при которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут осуществлять свои же полномочия. В случае передачи отдельных полномочий Российской Федерации фактически не органам местного самоуправления, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации можно будет говорить о передаче для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, а не о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.
С учетом изложенного считаем, что в случае передачи отдельных государственных полномочий Российской Федерации органам местного самоуправления в отношении административных центров и столиц субъектов Российской Федерации речь должна идти о передаче этих полномочий для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Что касается передачи государственных полномочий субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления, то в законах субъектов Российской Федерации должно быть оговорено, что данные полномочия не передаются органам местного самоуправления административных центров, столиц субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 законопроекта предлагается дополнить новыми абзацами статью 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Исходя из пояснительной записки к законопроекту, изменения в статью 8 БК РФ предлагаются с целью дополнения новыми полномочиями перечня бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Обращаем внимание, что статья 8 БК РФ состоит из двух частей, первая из которых содержит перечень бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а вторая - перечень бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляемых дополнительно к бюджетным полномочиям, перечисленным в первой части. Следовательно, в статье 2 законопроекта следует уточнить структурную единицу статьи 8 БК РФ, в которую необходимо внести изменения.
Вводя новый вид муниципальных образований - внутригородские территории административных центров, столиц субъектов Российской Федерации, законопроект не включает, в то же время, бюджеты указанных муниципальных образований в бюджетную систему Российской Федерации (статья 10 БК РФ), в связи с чем возникает противоречие данной статьи со статьей 14 БК РФ, согласно которой каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Кроме этого, не нашли отражения в БК РФ особенности осуществления бюджетного процесса и участия в бюджетных правоотношениях административных центров, столиц субъектов Российской Федерации и их внутригородских территорий, что создает неопределенность в порядке формирования их доходов и осуществления расходов, а также порождает противоречия отдельных норм БК РФ (см., например, пункт 3 статьи 56, статьи 61, 61.2, 62, 63, 64 и др.) статье 8 БК РФ в том случае, если в нее будут внесены предлагаемые законопроектом изменения.
Заместитель начальника |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.