Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 26 июня 2006 г. N вн 2.2-1/2185
по проекту федерального закона N 299272-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", внесенному Сахалинской областной Думой
(первое чтение)
Изучив представленный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), касающиеся очередности удовлетворения требований кредиторов в части уплаты задолженности по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации (перенесение из третьей очереди во вторую). Согласно пояснительной записке принятие законопроекта позволит защитить пенсионные права работников ликвидируемой организации-банкрота.
В этой связи следует отметить, что в рамках обязательного социального страхования только право на страховое обеспечение в виде пенсии по обязательному пенсионному страхованию реализуется в случае уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и кроме того, это страховое обеспечение соразмерно (эквивалентно) сумме уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. статьи 3 и 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствуют эффективные правовые механизмы воздействия на работодателей (страхователей), которые недобросовестно исполняют обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников.
Предлагаемый проектом порядок удовлетворения требований без установления приоритетности платежей в отличие от действующего порядка может привести к произвольному определению очередности выплат, и как следствие, к конкуренции исполнения обязанностей по выплате заработной платы и уплате обязательных платежей.
Согласно статье 26 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Таким образом, действующее законодательство не допускает конкуренции между бюджетами всех уровней бюджетной системы и бюджетами государственных внебюджетных фондов в части очередности удовлетворения требований кредиторов в рамках процедуры банкротства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 года N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" вознаграждение за труд, законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной группы платежей из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан.
2. Согласно статье 202 Закона о банкротстве правила, предусмотренные параграфом 1 главы X "Банкротство гражданина", применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, который в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 20) может являться работодателем. В этой связи следует отметить, что представленным проектом не учитываются положения статьи 211 (пункт 2) Закона о банкротстве, предусматривающие порядок удовлетворения требований кредиторов по делам о признании банкротами граждан, согласно которому требования кредиторов по уплате задолженности по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.
3. Законопроектом (пункты 1 и 5 статьи 1 проекта) предлагается возложить на конкурсного управляющего обязанность о представлении в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о работающих застрахованных лицах в целях осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В проектируемых нормах используется терминология, не применяемая в законодательстве об обязательном пенсионном страховании, например "работающие застрахованные лица".
Кроме того, предложенное законопроектом возложение обязанности на конкурсного управляющего по представлению сведений в целях осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования полагаем должно сопровождаться одновременным уточнением правил представления сведений о застрахованных лицах в положениях Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (глава II), где следует отразить процедурные моменты, связанные с отношениями, возникающими при неспособности страхователя удовлетворять требования кредиторов (т.е. при их несостоятельности или банкротстве) в части представления сведений в отношении граждан, работающих у таких страхователей.
4. К рассматриваемому законопроекту имеются замечания терминологического характера в части применения в нем термина "отделение Пенсионного фонда Российской Федерации", который не совпадает с терминологией, используемой в Федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Законопроект нуждается в доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (замечания прилагаются).
Приложение: на 2 л.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.