Письмо Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 2005 г. N С1-4/у3-478
"О проекте федерального закона N 152447-4 "О внесении изменений и дополнений в статьи 52, 292, 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросам полномочий прокурора и совершенствования надзорного производства в арбитражном процессе)" К пункту 33 протокола N 89 заседания Совета Государственной Думы от 19 апреля 2005 года"
В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации рассмотрен названный проект закона. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), направленные на расширение полномочий прокурора за счет наделения его правом подачи исков в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иных публичных интересов, в том числе в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В связи с этим представляется необходимым принять во внимание, что статья 52 АПК РФ в действующей редакции была предложена Президентом Российской Федерации в пункте 17 Заключения, направленного им в Государственную Думу к проекту Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятому в первом чтении (письмо Президента Российской Федерации от 13 августа 2001 года N Пр-1468). В ней нашли свое отражение положения Концепции совершенствования арбитражного процессуального законодательства, выработанной в рамках работы рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе (N 534-рп от 28.11.2000 г.).
Кроме того, согласно статье 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
По нашему мнению, наделение прокурора такими широкими полномочиями может привести к вмешательству в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и созданию системы дублирования их функций, на устранение которой направлена реформа структуры органов исполнительной власти.
В проекте закона также предлагается внести изменения в статью 292 Кодекса, предусмотрев увеличение срока на обращение в надзор с трех до шести месяцев.
Представляется что, увеличение этого срока может поставить под угрозу стабильность в гражданских правоотношениях, повлечь нарушение принципа правовой определенности, несовместимое с требованиями статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о разумном сроке судебного разбирательства.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом N 25-ФЗ от 31.03.2005 г. статья 292 АПК РФ дополнена положением, предусматривающим возможность восстановления срока на подачу заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора до шести месяцев, как это предусмотрено в отношении апелляционной и кассационной жалоб (статьи 259, 276 АПК РФ). Таким образом, вопрос, который предлагается решить в законопроекте, в определенной мере уже разрешен законодателем.
Что касается предложения о дополнении статьи 299 АПК РФ, предусматривающего право прокурора на обжалование Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, то на наш взгляд, наделение прокурора полномочиями, которых нет у других участников процесса, не согласуется с принципом состязательности и равноправия сторон в арбитражном процессе.
Более того, принятие указанного предложения, предполагающего также наделение Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правом внесения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора, фактически будет означать возврат к протесту, который был подвергнут критике в решениях Европейского Суда по правам человека.
В настоящее время положения статьи 299 Кодекса, определяющие порядок рассмотрения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, учитывают требования международных стандартов и практику Европейского Суда по правам человека, исключающих зависимость судопроизводства и движения дела в суде от дискреционных полномочий должностных лиц суда и иных должностных лиц. Отступление от этих требований означало бы серьезное нарушение принципов справедливости и эффективности правосудия.
Предложенный законопроектом механизм обжалования приведет к увеличению срока рассмотрения дела, установление которого также направлено на обеспечение требований статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о судебном разбирательстве в разумный срок.
С учетом изложенного данный законопроект не поддерживается.
А.А. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 2005 г. N С1-4/у3-478 "О проекте федерального закона N 152447-4 "О внесении изменений и дополнений в статьи 52, 292, 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросам полномочий прокурора и совершенствования надзорного производства в арбитражном процессе)" К пункту 33 протокола N 89 заседания Совета Государственной Думы от 19 апреля 2005 года"
Текст письма официально опубликован не был