Правительством Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Проектом предлагается внести в статьи 52, 292 и 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) изменения, направленные, по мнению автора, на совершенствование процессуальных механизмов обеспечения защиты государственных и иных публичных интересов в арбитражном процессе.
В этих целях предлагается: расширить полномочия прокурора при предъявлении иска в защиту публичных интересов, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан; увеличить до 6 месяцев срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, вступившего в законную силу; ввести процедуру пересмотра вынесенного судебной коллегией решения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в порядке надзора, наделив правом пересмотра таких решений Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерация.
Между тем проектом не учитываются положения статей 21, 26, и 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Кроме того, прокурор вправе предъявить и поддержать в арбитражном суде иск в интересах пострадавших только в том случае, если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, полномочия, которыми согласно проекта предлагается наделить прокурора, не соответствуют полномочиям прокурора, установленным названным Федеральным законом.
Кроме того, редакция предлагаемых в статью 52 АПК изменений содержит внутренние противоречия, а также необоснованно дублирует положения статьи 41 АПК, определяющие права и обязанности лиц, участвующих в судопроизводстве.
По существу данное предложение направлено на восстановление ранее действовавшего института участия прокурора в арбитражном процессе.
Предлагаемое проектом увеличение до 6 месяцев срока подачи заявления или представления прокурора о пересмотре в порядке надзора судебного акта, вступившего в законную силу (часть 3 статьи 292 АПК), в пояснительной записке к проекту ничем не обосновано. Не учтено также, что в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в данную статью были внесены изменения, уточняющие порядок исчисления срока подачи надзорной жалобы, а также предусматривающие возможность восстановления этого срока, если он пропущен по уважительной причине.
Автор предлагает дополнить статью 299 АПК частью 9 (о процедуре пересмотра вынесенного судебной коллегией решения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации). Однако предлагаемая норма вступает в противоречие с прежней частью 9 (переименована в часть 10) этой же статьи, согласно которой повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 августа 2005 г. N 2689п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 152447-4 "О внесении изменений и дополнений в статьи 52, 292, 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Г.И. Райковым"
Текст письма официально опубликован не был