г. Владивосток |
Дело N А51-75/2010 |
08 июля 2010 года |
N 05АП-3089/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от Администрации Артемовского городского округа: представитель Железнова Н.С., доверенность N 07 от 11.01.2010 сроком до 31.12.2010, удостоверение N 27 от 15.09.2008;
от ИП Зайцева Ивана Александровича: представитель Лысенко Ю.И., доверенность от 16.02.2010 сроком на три года, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Артемовского городского округа апелляционное производство N 05АП-3089/2010
на решение от 28.04.2010 судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-75/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Зайцева Ивана Александровича
к Администрации Артемовского городского округа
об оспаривании отказа
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зайцев Иван Александрович (далее - заявитель, ИП Зайцев И.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа Администрации Артемовского городского округа в предоставлении преимущественного права выкупа арендованного имущества общей площадью 804,4 кв.м., расположенного по адресу г. Артем, ул. Дзержинского, 10А: одноэтажное здание (литер Ж, склад) площадью 217,20 кв.м.; одноэтажное пристроенное здание (литер Е, склад) площадью 233,50 кв.м.; одноэтажное здание (литер Б, мастерские) площадью 147,7 кв.м. с пристройкой (литер б); одноэтажное здание (литер В, гараж) площадью 206 кв.м., оформленного распоряжением от 09.10.2009 N 448-ра, в части утверждения протокола заседания постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа от 28.09.2009 N 17, и обязании Администрацию Артемовского городского округа выполнить следующие действия: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" в двухмесячный срок с даты вступления в силу решения суда по данному делу; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке; направить в адрес предпринимателя проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Решением суда от 28.04.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель отвечает условиям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми он имеет преимущественное право на приобретение указанного муниципального имущества в собственность, в связи с чем, законных оснований для отказа ИП Зайцеву И.А. в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества у Администрации Артемовского городского округа не имелось.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.04.2010, Администрация Артемовского городского округа просит его отменить. Заявитель апелляционной жалобы считает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2010 по делу N А51-3567/2009 в порядке преюдиции установлено, что ИП Зайцев И.А. арендует имущественный комплекс площадью 1039,5 кв.м. как единый объект. Решением Думы Артемовского городского округа N 243 от 30.10.2009 указанное имущество включено в программу приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа на 2010 год также как единый объект - имущественный комплекс. Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не принят во внимание тот факт, что на момент обращения предпринимателя в арбитражный суд срок действия договора аренды N 161 от 24.11.2004 истек, и Зайцеву И.А. надлежало освободить занимаемые помещения.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Администрации Артемовского городского округа поддержал доводы апелляционной жалобы.
ИП Зайцев И.А. в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 02.07.2001 серии 25-АА N N 037945, 037944, 037943,037941, 037940 муниципальному образованию г. Артем на праве собственности принадлежат: одноэтажное здание (лит. Ж, склад) площадью 217,20 кв.м., одноэтажное пристроенное здание (лит. Е, склад) площадью 233,50 кв.м., одноэтажное здание (лит. В, гараж), площадью 206, 00 кв.м., одноэтажное здание (лит. Б, мастерские) площадь. 147, 70 кв.м. с пристройкой (лит.б), одноэтажное здание (лит. А, административное) площадью 235,10 кв.м., расположенные в г. Артем, ул. Дзержинского, д. 10А.
По договору аренды имущества N 161 от 24.11.2004, заключенному между Комитетом по управлению имуществом администрации г. Артем (арендодатель) и ИП Зайцевым И.А. (арендатор) указанное имущество общей площадью 1039,5 кв.м.: одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (Склад, лит. Ж) площадью 217,2 кв.м.; одноэтажное пристроенное нежилое здание (Склад, лит. Е) площадью 233,5 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (Мастерские, лит. Б) с пристройкой, лит.б площадью 147,7 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (административное, лит. А) площадью 235,10 кв.м., одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (Гараж, лит. В) площадью 206 кв.м. передано в аренду предпринимателю в качестве имущественного комплекса на срок до 22.10.2009.
Согласно свидетельству от 24.01.2008 N 1662, выданному отделом по поддержке малого предпринимательства администрации Приморского края, Зайцеву И.А. присвоен статус "малое предприятие".
24.08.2009 предприниматель в порядке части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обратился в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о продаже арендуемого имущества общей площадью 804,40 кв.м. с соответствующим земельным участком и предоставлением преимущественного права выкупа арендованного имущества по рыночной стоимости с предоставлении рассрочки в оплате сроком на 5 лет.
В ответ на обращение заявителя письмом от 14.10.2009 N 3392 Управление муниципальным имуществом Администрации г. Артема отказало предпринимателю в выкупе спорного имущества, сославшись на то, что площадь арендуемых ИП Зайцевым И.А. помещений превышает установленные Законом Приморского края от 17.09.2008 N 304-КЗ предельные значения площади арендуемого имущества.
Решением постоянно действующей комиссией по приватизации муниципального имущества администрации Артемовского городского округа, оформленным протоколом N 17 от 28.09.2009 и утвержденным распоряжением Администрации Артемовского городского округа N 448-ра от 09.10.2009, ИП Зайцеву И.А. отказано в предоставлении преимущественного права на приобретение указанного арендованного имущества.
Не согласившись с отказом Управления муниципального имущества Администрации Артемовского городского округа в выкупе спорного арендованного имущества площадью 804,40 кв.м. с соответствующим земельным участком, оформленным распоряжением от 09.10.2009 N 448-ра, в части утверждения протокола заседания постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа от 28.09.2009 N 17, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативно правовому акту; во-вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде возложения каких-либо обязанностей, создания препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ указанное право может быть предоставлено при одновременном соблюдении следующих условий:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона на основании договора или договоров аренды этого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Cтатьей 2 Закона Приморского края от 17.09.2008 N 304-КЗ "Об установлении срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимости имущества, находящегося в собственности Приморского края или муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества и об установлении значения площади арендуемого имущества в целях применения преимущественного права" предельное значение площади арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности Приморского края или муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества, составляет 1000 кв.м.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.3, 2.3.1 Положения о постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа, утвержденного распоряжением Администрации Артёмовского городского округа от 07.08.2008 N 358-ра (далее - Положение) созданная при Администрации Артемовского городского округа Комиссия по приватизации муниципального имущества Артёмовского городского округа является полномочным органом по решению вопроса о предоставлении преимущественного права субъекту малого и среднего предпринимательства.
Все решения, принятые Комиссией, утверждаются распоряжением администрации (пункт 2.3.3. Положения).
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о преимущественном праве выкупа арендованного по договору N 161 от 24.11.2004 следующего имущества площадью 804,40 кв.м. с соответствующим земельным участком, а именно: одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (лит. Ж, склад) площадью 217,2 кв.м.; одноэтажное пристроенное нежилое здание (лит. Е, склад) площадью 233,5 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (лит. Б, мастерские,) с пристройкой, лит.б площадью 147,7 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (лит. В, гараж,) площадью 206 кв.м.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем по настоящему делу требования и признавая незаконным отказ Администрации Артемовского городского округа в предоставлении преимущественного права выкупа арендованного имущества общей площадью 804,4 кв.м., суд первой инстанции исходил из того, что все здания, переданные предпринимателю по договору аренды N 161 от 24.11.2004, существуют как обособленные объекты, не обладают признаками единого имущественного комплекса и могут быть реализованы как самостоятельные объекты либо разделены, с учетом пункта 12 Информационного письма ВАС РФ от 05.11.2009 N 134, согласно которому площадь каждого из выкупаемых субъектом малого или среднего предпринимательства объектов недвижимости не должна превышать предельных значений площади арендуемого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Между тем в силу прямого указания пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, с учетом статьи 2 Закона Приморского края от 17.09.2008 N 304-КЗ, обязательным условием для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность является то обстоятельство, что площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Cтатьей 2 Закона Приморского края от 17.09.2008 N 304-КЗ такое предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Приморского края или муниципальной собственности, составляет 1000 кв.м.
В рассматриваемом случае предприниматель просит предоставить ему в собственность в порядке преимущественного права имущество общей площадью 804,40 кв.м.: одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (лит. Ж, склад) площадью 217,2 кв.м.; одноэтажное пристроенное нежилое здание (лит. Е, склад) площадью 233,5 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (лит. Б, мастерские,) с пристройкой, лит. б площадью 147,7 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (лит. В, гараж,) площадью 206 кв.м., представляющие собой часть арендованного имущества.
Между тем реализация предпринимателем преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность в порядке статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ непосредственно связана со сложившимися у него договорными арендными отношениями.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 24.11.2004 N 161 арендодатель (Комитет по управлению имуществом администрации г. Артем) передал арендатору (ИП Зайцеву И.А.) имущественный комплекс, расположенный по адресу: г. Артем, ул. Дзержинского, 10а, балансовой стоимостью 685 710,00 руб. В приложении N 1 к договору в перечень зданий и сооружений, находящихся на территории имущественного комплекса, вошли: одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (склад, лит. Ж) площадью 217,2 кв.м.; одноэтажное пристроенное нежилое здание (склад, лит. Е) площадью 233,5 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (мастерские, лит. Б) с пристройкой, лит. б площадью 147,7 кв.м.; одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (административное, лит. А) площадью 235,10 кв.м., одноэтажное отдельно стоящее нежилое здание (Гараж, лит. В) площадью 206 кв.м. Общая площадь указанных объектов составляет 1039, 5 кв.м.
Таким образом, по условиям договора от 24.11.2004 N 161 объектом аренды являлся имущественный комплекс по адресу: г. Артем, ул. Дзержинского, 10а общей площадью 1039, 5 кв.м. То есть арендодателем предпринимателю передано в аренду недвижимо имущество, часть из которого общей площадью 804,40 кв.м. в составе имущественного комплекса предприниматель в рамках настоящего дела намерен согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ оформить в собственность в связи с превышением общей площади арендованного имущества предельных значений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившем в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А51-3567/2009, от 21.01.2010 по делу N А51-16010/2009, в которых участвовали те же лица, установлено, что предприниматель - субъект малого предпринимательства Зайцев И.А. арендует имущественный комплекс площадью 1039,5 кв.м. (приложение N 1 к договору аренды). При этом судами сделан вывод об отсутствии у предпринимателя права приватизации части арендованного по договору от 24.11.2004 имущественного комплекса на том основании, что заявитель не отвечает условиям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в связи с превышением площади арендуемых им помещений предельных размеров, установленных Законом Приморского края от 17.09.2008 N 304-КЗ.
Указанные обстоятельства и положение пункта 2 статьи 69 АПК РФ о преюдиции не были учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого администрацией в порядке апелляционного производства решения по существу спора.
Доказательств внесения изменений в договор аренды в части площади сдаваемого в аренду имущества и его статуса как имущественного комплекса лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
Таким образом, предметом аренды по договору от 24.11.2004 N 161 являлся имущественный комплекс площадью 1039,5 кв.м.
Довод заявителя о том, что фактически договор аренды N 161 от 24.11.2004 в части включения в него помещений административного здания (лит. А), которые занимал ЖЭК, является мнимой сделкой, коллегией отклоняется как несостоятельный. Данные обстоятельства оценены в делах N А51-3567/2009, N А51-16010/2009 и не подлежат переоценке.
Ссылка заявителя на то, что земельный участок под арендуемыми зданиями сформирован фактически из двух участков: первый площадью 3078 кв.м., на котором находятся 4 здания, фактически арендуемые Зайцевым И.А., второй -площадью 852 кв.м. сформирован под административным зданием (Лит. А), чем соответственно опровергается сдача предпринимателю в аренду именно имущественного комплекса, а не отдельных зданий, коллегией не принимается, поскольку согласно кадастровому плану (том 1 л.д. 140) земельный участок кадастровый номер 25:27:03 02 01:1743, на котором распложен арендуемый предпринимателем имущественный комплекс, является одним земельным участком общей площадью 3930 кв.м.
В соответствии с программой приватизации муниципального имущества Артемовского городского округа на 2009 год арендуемые предпринимателем по договору от 24.11.2004 N 161 здания в составе имущественного комплекса выставлены на аукцион как единый объект. Тем самым у арендодателя не было намерения разделять указанные здания, что нашло отражение и в договоре аренды от 24.11.2004 N 161, по которому предпринимателю как арендодателю передавались в пользование спорные здания именно как имущественный комплекс общей площадью 1039,5 кв.м.
Право предпринимателя на приватизацию части арендованного по договору от 24.11.2004 N 161 имущества на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ было предметом рассмотрения вступивших в законную силу судебных актов по делам N А51-3567/2009, N А51-16010/2009 и не подлежит переоценке.
Поскольку площадь арендуемых помещений превышает предельный размер, установленный Законом Приморского края от 17.09.2008 N 304-КЗ, и тем самым не соблюдается условие пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ, коллегия приходит к выводу, что Управлением муниципальным имуществом Администрации г. Артема правомерно отказано предпринимателю в выкупе спорного имущества на этом основании.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не имеют правого значения для результатов рассмотрения спора.
В связи с вышеизложенным, в удовлетворении заявленных предпринимателем по настоящему делу требований в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ должно быть отказано, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.04.2010 по делу N А51-75/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Зайцевым Иваном Александровичем требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи: |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-75/2010
Заявитель: ИП Зайцев И.А
Заинтересованное лицо: Администрация Артемовского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 15125/10
10.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15125/10
16.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15125/10
22.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15125/10
26.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15125/10
27.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6440/2010
08.07.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3089/2010