г. Томск |
Дело N 07АП-2170/10 |
"12" апреля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии в заседании: Савиной О.В., доверенность от 11.01.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску
на решение арбитражного суда Томской области от 25.01.2010г.
по делу N А67-10074/09 (судья Павлов Г.Д.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томские очистные сооружения"
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску
о признании недействительным решения от 12.10.2009г. об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Томские очистные сооружения" , обязании инспекции в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Томские очистные сооружения" (ООО "ТОС") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к ИФНС России по г. Томску о признании недействительным решения от 12.10.2009г. об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Томские очистные сооружения", обязании инспекции в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией.
Решением арбитражного суда Томской области от 25.01.2010г. требования ООО "ТОС" удовлетворены, признано недействительным решение ИФНС России по г. Томску от 12.10.2009г. об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Томские очистные сооружения", суд обязал инспекцию осуществить государственную регистрацию ООО "ТОС" в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Томску обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ТОС" по следующим основаниям.
- неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела: действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-фЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений; п. 5 ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которым ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица; в ликвидационном балансе ООО "ТОС" от 24.09.2009г. выявлены недостоверные сведения, а именно, отсутствуют сведения о задолженности перед бюджетом.
От ликвидатора ООО "ТОС" Рогожкина С.Н. поступило ходатайство о прекращении производства по делу на основании п. 5 ч. ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что на момент подачи налоговым органом апелляционной жалобы общество было ликвидировано (свидетельство серии 70 N 001557034 от 05.02.2010г.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено, удовлетворению не подлежит, поскольку исполнение инспекцией решения суда первой инстанции до его вступления в законную силу не является основанием применения процессуальных последствий ликвидации общества, как стороны по делу, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Более подробно доводы ИФНС России по г. Томску изложены в апелляционной жалобе.
Стороны в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 25.01.2010г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что единственным участником ООО "ТОС" N 2 от 11.03.2009г. принято решение о ликвидации общества, назначении ликвидатора - Рогожкина С.Н.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации ООО "ТОС" (свидетельство серии 70 N 001402750 от 27.03.2009, за государственным регистрационным номером 2097017069543), о назначении ликвидатора (свидетельство серии 70 N 001402751 от 27.03.2009 за государственным регистрационным номером 2097017069631).
25.09.2009г. ООО "ТОС" обратилось в налоговый орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, в адрес ИФНС России по г. Томску направлены документы:
- заверенный нотариусом оригинал заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р 16001 в 1 экз.;
- расписка по форме Р 16001 в 2 экз.;
- оригинал решения N 4 от 24.09.2009г. в 1 экз.;
Заверенная копия сообщения о принятии решения о ликвидации ("Вестник государственной регистрации" N 12 от 01.04.2009) в 1 экз.;
- оригинал справки из ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области N 203/К от 25.08.2009г. в 1 экз.;
- оригинал квитанции об оплате государственной пошлины за ликвидацию юридического лица в 1 экз.;
- оригинал ликвидационного баланса от 24.09.2009г. в 1 экз.;
- доказательство отправки ликвидационного баланса.
Решением налогового органа от 12.10.2009 N Р50001 отказано в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
В качестве основания для отказа в регистрации указано на непредставление определенных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) необходимых документов для государственной регистрации, а именно: ликвидационного баланса, в связи с имеющимися сведениями о задолженности по обязательным платежам.
Как установлено пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалам дела, ликвидатор ООО "ТОС" опубликовал в Вестнике государственной регистрации (N 12 от 01.04.2009) уведомление о том, что единственным участником общества принято решение о ликвидации, требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
Промежуточный ликвидационный баланс составлен ООО "ТОС" на 04.06.2009 года. Ликвидационный баланс составлен заявителем и представлен в налоговый орган 25.09.2009 года. При этом налоговый орган не заявил о включении требований в реестр требований кредиторов, что не оспаривается инспекцией.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 определено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведений.
Непредставление указанных документов в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона оN 129-ФЗ от 08.08.2001 является основанием для отказа в государственной регистрации.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа в государственной регистрации ООО "ТОС" решением N Р50001 от 12.10.2009 послужило непредставление обществом ликвидационного баланса.
По мнению налогового органа, представление ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, рассматривается как непредставление ликвидационного баланса. Поскольку налоговым органом установлено наличие у ООО "ТОС" задолженности по обязательным платежам, сведения, содержащиеся в представленном ликвидационном балансе, являются недостоверными.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Материалами дела подтверждено предоставление ООО "Томские очистные сооружения" в регистрирующий орган необходимых документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно ликвидационному балансу на 24 сентября 2009 г. кредиторская задолженность у ООО "Томские очистные сооружения" отсутствует.
ИФНС России по г. Томску не предъявлялось требований о включении в промежуточный ликвидационный баланс сведений о задолженности по обязательным платежам в двухмесячный срок со дня опубликования сообщения о принятом решении ликвидировать ООО "Томские очистные сооружения".
Основания для включения в промежуточный и ликвидационный баланс задолженности по обязательным платежам у ООО "Томские очистные сооружения" отсутствовали.
Поскольку ликвидатором ООО "ТОС" представлены в ИФНС России по г.Томску все предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
Ссылка налогового органа на акт совместной сверки не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку он не подписан со стороны общества, налоговым органом не представлено доказательств направления указанного акта сверки в адрес "ТОС".
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с тем, что арбитражным судом в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ осуществлена проверка оспариваемого решения и установлено его несоответствие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ, установлено нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, арбитражный суд правомерно признал недействительным решение от 12.10.2009 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Томские очистные сооружения".
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 25.01.2010 года по делу N А67-10074/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-10074/2009
Истец: ООО "Томские очистные сооружения"
Ответчик: ИФНС России по г.Томску
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2170/10