г. Томск |
N 07АП-2411/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Колотилина В.М. по доверенности от 21.10.2009г. (до 31.09.2010г.); Красникова И.А. по доверенности от 11.01.2010г. (до 31.12.2010г.)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 15
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 02 февраля 2010 года по делу N А27-21321/2009 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь"
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 15
о признании недействительным N 1 от 07.09.2009г.
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общества "Объединенная Угольная компания "Южкузбассуголь" (далее по тексту ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Кемерово, филиал N 15 (далее ГУ-КРОФСС, Фонд, заинтересованное лицо) "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 07.09.2009г. N 1.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010г. заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фондом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований; в ходе документальной проверки Общества установлено, что ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" филиал "Шахта Алардинская" предоставлены в ГУ - КРОФСС РФ копии отрывных талонов к путевкам, содержащие недостоверную информацию о сроках проведения оздоровления работников в санатории-профилактории "Олимпия", поскольку фактически санаторно-курортное лечение проводилось с 05.11.2008г. по 22.11.2008г. и с 24.11.2008г. по 11.12.2008г., в период отсутствия до 04.12.2008г. лицензии на осуществление медицинской деятельности; ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" филиал "Шахта Алардинская" в подтверждении права на зачет расходов не представило в ГУ-КРФОСС лицензию санатория-профилактория "Олимпия" на оказание санаторно-курортного лечения в период с 05.11.2008г. по 22.11.2008г. и с 24.11. 2008 г. по 03.12.2008г., в нарушение п.2 Положения от 21.04.2001г. N 309 продолжительность санаторно-курортного лечения работников филиала "Шахта Алардинская" в санатории-профилактории "Олимпия" при наличии лицензии N ЛО-42-01-000198, выданной ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" на осуществление медицинской деятельности в санатории-профилактории с 04.12.2008г. составляет менее 14 дней (заезд с 24.11.2008г. по 11.12.2008г.).
ГУ-КРФОСС надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечили, в представленном ходатайстве (поступило в суд 29.03.2010г.) просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с ч.1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, судом рассмотрено дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заинтересованного лица (подателя апелляционной жалобы).
Общество, его представители доводы апелляционной жалобы не признали по основаниям, изложенным в отзыве (поступил в суд 29.03.2010г.), указав, на представление Обществом всех документов, подтверждающих направление денежных средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с целями расходования данных средств, предусмотренных законом, а именно на оздоровление своих работников; ни в одном нормативно-правовом акте, регулирующим вопросы начисления, учета и расходования на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний не установлена обязанность страхователя подтверждать целевое использование средств лицензией санаторно-курортного учреждения; ссылка Фонда на п.2 Положения от 21.04.2001г. N 309 "О приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" незаконна, так как не применяется при направлении работников на санаторно-курортное лечение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; кроме того, для оплаты Фондом путевок необходимо соблюдение верхнего предела их продолжительности, установленного в 2008 г., п. 1 ст. 16 Федерального Закона от 21.07.2007г. N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 и на плановый период 2009 и 2010" не содержит ограничений минимального срока пребывания на санаторно-курортном лечении не менее 14 дней, поэтому меньший срок пребывания на лечении не может являться основанием для непринятия расходов на оплату путевок работников шахты в 2008 г.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010г.
Удовлетворяя заявленные ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Фонда социального страхования оснований для вывода о нецелевом использовании средств, направленных на обеспечение травматизма и профессиональных заболеваний, и соответственно, для отказа в принятии к зачету суммы в размере 2 653 204 руб.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из правильного установленных судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств по делу и норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Следуя материалам дела, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка Общества за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по результатам которой принято решение N 1 от 07.09.2009 "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Обществу предложено перечислить не принятые к зачету расходы, направленные на финансирование предупредительных мер на санаторно-курортное лечение работников в санатории- профилактории "Олимпия", занятых на работах с вредными и опасными факторами в сумме 2 653 204 руб.
Основанием для отказа в принятии к зачету указанной суммы, послужил вывод Фонда социального страхования о проведении оздоровления работников в период отсутствия лицензии у профилактория "Олимпия"; продолжительность санаторно-курортного лечения сроком менее 14 дней.
Полагая, что решение фонда противоречит законодательству о социальном страховании, нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие на санаторно-курортное лечение является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страховых случаев, в частности необходимости получения соответствующей медицинской помощи.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона).
Обязанность по своевременному представлению документов, содержащих достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения лежит на застрахованном лице (статья 10 Закона N 165-ФЗ).
Таким образом, обязанность по выплате страхового обеспечения за счет средств обязательного социального страхования возникает у страховщика при наличии документально подтвержденного страхового случая.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11 названного Закона предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Реализуя данные полномочия, Фонд социального страхования посчитал отсутствие у страховщика права зачет соответствующих сумм за счет средств фонда социального страхования, поскольку санаторий-профилакторий "Олимпия" не имел в период с 05.11.2008 г. по 03.12.2008 лицензию на оказание санаторно-курортных услуг.
Из материалов дела следует, санаторий-профилакторий "Олимпия" является обособленным структурным подразделением ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" , которому Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области 23.07.2003г. выдана лицензия Д177023, регистрационный номер 6341 (срок действия лицензии по 23.07.2008г.) на право осуществления медицинской деятельности, в том числе санаторно-курортная помощь.
Фондом в акте проверки указано, что работника филиала "Шахта Алардинская" ОАО "ОУК "Южкузбассуголь"фактически проходили оздоровительное лечение в санатории- профилактории "Олимпия" с 05.11.2008г. по 22.11.2008г. , с 24.11.2008г. по 03.12.2008г. , санаторий-профилакторий "Олимпия" в период с 24.07.2008г. по 03.12.2008г. не имел лицензии на оказание санаторно-курортного лечения , вменено п.96 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона N 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вместе с тем, оценив в совокупности представленные Обществом документы в подтверждение направления соответствующих денежных средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, направленных на оздоровление работников , судом первой инстанции установлено, что работниками филиала "Шахта "Алардинская" были приобретены путевки в санаторий- профилакторий "Олимпия" с датами заезда с 17.06.2008г. и 05.07.2008г., перенесенные в связи с необходимостью проведения в санатории ремонтных работ по причинам, связанным с устранением нарушений требований пожарной безопасности, указанных в Предписании Отдела Государственного пожарного надзора г. Осинники Главного Управления МЧС России по Кемеровской области от 23.05.2008г. N 149; перенос сроков заезда подтвержден отрывными талонами к путевкам, с 05.11.2008г. по 22.11.2008г. и с 24.11. 2008 г. по 11. 12.2008г.; журналом регистрации отдыхающих (л.д.98-137, т.1, 1-23 т. 2).
При этом, путевки с датами заезда с 17.06.2008г. и с 05.07.2008г. на 18 дней приобретены работниками в период действия лицензии, выданной ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" на осуществление медицинской деятельности в санатории-профилактории от 23.07.2003г. сроком действия по 23.07.2008г. (рег. N 6341).
Указанные обстоятельства Фондом не учтены, факт прохождения оздоровительного лечения работников в период с 17.06.2008г. по 05.07.2008г. под сомнение не поставлен.
Кроме того, после окончания работ по Предписанию и получения Заключения органов пожарного надзора и в связи с истечением срока действия лицензии Д 177023, рег. N 6341 (истек 23.07.2008г.), заявитель 23.10.2008г. обратился в лицензирующий орган в целях переоформления лицензии на медицинскую деятельность.
Суд первой инстанции, проанализировав положения ст.ст. 7, 8, п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2010г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. N 30 в соответствии с которыми медицинская деятельность подлежит лицензированию; принятия Обществом мер по переоформлению лицензии на новый срок в период действия имеющейся лицензии, что подтверждается заключениями , выданными 08.07.2008г. Федеральным Государственным учреждением Кемеровским ЦСМ (Новокузнецкий филиал), а равно учитывая, факт того, что санаторий-профилакторий "Оначал оказывать санаторно-курортные услуги после того, как документы в целях получения лицензии в полном объеме были приняты лицензирующим органом, то есть после 23.10.2008г., пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт переоформления лицензии , не является основанием для вывода о нецелевом использовании средств, направляемых на санаторно-курортное лечение работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и как, следствие, для отказа в реализации права на зачет указанных средств.
Исходя из положений ст. 1 Закона N 165-ФЗ; ст. 2, ст. 22 (п.3) Федерального Закона от 24.07.1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 8, п. 16 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.03.200г. N 184, п. 8 Правил финансирования в 2008 и в плановый период 2009-2010 предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.01.2008г. N 43н, п.6 Порядка предоставления отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, утвержден Постановлением ФСС РФ от 15.10.2008г. N 209 страхователь обязан отчитаться об использовании сумм документами, подтверждающими целевое использование средств.
В качестве документов, подтверждающих целевое использование средств при осуществлении расходов на санаторно-курортное оздоровление работников Обществом представлены отрывные талон к путевкам, свидетельствующие о прохождении лечения застрахованными.
Начисление либо отсутствие лицензии не является документом, подтверждающим целевое использование средств, а равно, для начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; положения законодательства о социальном страховании не установлена обязанность страхователя подтверждать целевое использование средств лицензией санаторно-курортного учреждения.
Лицензия санаторно-курортного учреждения представляется страхователем для разрешения вопроса Фондом о предоставлении страхователю финансирования на осуществление предупредительных мер в соответствии с п.4 Правил.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции и довод Фонда о нарушении Обществом требований, предусмотренных п. 4 Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 -2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н (в редакции действовавшей в период спорных правоотношений), в соответствии с которым страхователь обращается с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
К заявлению прилагаются: план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее - план финансирования) с указанием суммы финансирования по форме согласно приложению к настоящим Правилам; план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации; копия акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Дополнительно к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов, заверенные в установленном порядке), обосновывающие необходимость финансирования предупредительных мер, в том числе, в случае включения в план финансирования мероприятий, предусмотренных в п.п. а) пункта 2 настоящих Правил- заключительный акт медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров, списки застрахованных работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте, а также копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение на территории Российской Федерации.
Общество 23.07.2008г. (сопроводительное письмо N 10) представило пакет документов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств Фонда социального страхования на 2008 г., с приложением действующей лицензии на право осуществления медицинской деятельности санаторием-профилакторием "Олимпия" от 28.07.2003г. со сроком действия до 23.07.2008г., рассмотрев пакет документов, исполнительный орган Фонда вынес Приказ от 01.09.2008г. N 41/08 "О финансировании в 2008 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников", которым утвердил финансирование предупредительных мер, планируемых Обществом в 2008 г. на сумму 6 480 250 , 98 руб. , в том числе на финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в санатории-профилактории "Олимпия" на сумму 4 974 570 руб.
Таким образом, Фондом не установлено нарушений п. 4 Правил финансирования, кроме того, Фондом не указано в чем выразилось нарушение Обществом п. 4 Правил.
Вмененные нарушения в части продолжительности санаторно-курортного лечения работников в санатории при наличии лицензии N ЛО-42-01-000198 от 04.12.2008г. менее 14 дней (заезд с 24.11.2008г. по 11.12.2008г.), противоречат п. 1 Положения от 21.04.2001г. N 309 , которое не применяется при направлении работников на санаторно-курортное лечение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, как обоснованно указано, судом первой инстанции, пункт 4 названного Положения не содержит ограничений минимального срока пребывания на санаторно-курортном лечении, а именно, не менее 14 дней.
Разъяснения, изложенные в письме Фонда социального страхования РФ от 20.02.2008г. N 02-18/06-1536 , на которое ссылается Фонд в части продолжительности санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных учреждениях не противоречат нормам Федерального Закона N 125-ФЗ, Правилами финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работе с вредными и (или) опасными производственными факторами"; Постановления Правительства РФ от 19.11.2007г. N 787 "О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работе с вредными и (или) опасными производственными факторами", а содержат разъяснения условий и порядка, которые должны учитываться при принятии решения по результатам рассмотрения заявления о финансировании предупредительных мер.
В целом доводы апелляционной направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 февраля 2009 года по делу N А27-21321/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21321/2009
Истец: ОАО "ОУК "Южкузбассуголь (филиал "Шахта "Алардинская")
Ответчик: ГУ-Кузбасское региональное отделение ФСС РФ филиал N15
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13209/10
25.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13209/10
14.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13209/10
28.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-21321/2009
09.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2411/10