Организация обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, не связанных с изменениями в учредительных документах, то есть в связи со сменой руководителя. При подаче документов в налоговый орган организации было сообщено, что изменения внесены быть не могут, поскольку подаваемое заявление должно быть подписано прежним руководителем. В результате этого налоговая инспекция приняла решение об отказе внесения изменений.
Имеет ли право налоговая инспекция определять в каждом конкретном случае основания для внесения или невнесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц на основании действующего законодательства?
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), регламентирован главой 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Изменение сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ путем представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления по форме, утвержденной Правительством РФ (форма N Р14001 утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).
Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем при государственной регистрации юридического лица (в частности, при представлении заявления по форме N Р14001) может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Исходя из положений п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, согласно которым при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения государственных реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, а также для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица налоговые органы сообщают о необходимости представления в регистрирующий орган заявления (по форме N Р14001), подписанного прежним руководителем.
Однако данные требования не учитывали ряд обстоятельств, по которым заявитель не мог реализовать свои права перед регистрирующим (налоговым) органом, поскольку в силу не зависящих от заявителя причин выполнение требования о необходимости представления заявления по форме N Р14001, подписанного прежним руководителем, могло быть объективно невыполнимым.
Вместе с этим следует учитывать, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12580/05 с момента прекращения компетентным органом управления полномочий исполнительного органа общества, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, он не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом исполнительном органе (генеральном директоре).
Аналогичные положения содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 14310/05, определившем, что отказ в государственной регистрации изменений только по причине подписания заявления о внесении изменений новым руководителем общества является необоснованным, а также в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05, признавшем недействительным решение налоговой инспекции об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества с ограниченной ответственностью, поскольку необоснованным отказом регистрирующего органа на общество незаконно возложены обязанности по принятию мер к подписанию заявления о внесении изменений прежним руководителем, прекратившим трудовые отношения с обществом.
Таким образом, юридическое лицо вправе направить в регистрирующий (налоговый) орган обращение о невозможности представления заявления по форме N Р14001, подписанного лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
Одновременно с этим в целях обеспечения полноты и достоверности сведений ЕГРЮЛ регистрирующий орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом если в регистрирующий орган представлены взаимоисключающие документы, то устанавливается лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности.
С учетом изложенного при подтверждении полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган должен осуществлять внесение соответствующей записи в этот Реестр на основании заявления, подписанного лицом, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре.
Администрация муниципального образования обратилась в региональный налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако региональное управление ФНС России уведомило администрацию муниципального образования о принятом решении об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений на основании отсутствия случая и порядка бесплатного предоставления сведений из ЕГРЮЛ. Просьба разъяснить правомерность отказа налогового органа в предоставлении названных сведений.
В соответствии с Законом N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку данные сведения могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).
Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов регламентируются ст. 7 Закона N 129-ФЗ, на основании п. 2 которой регистрирующий орган бесплатно предоставляет такие сведения и документы органам местного самоуправления в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.12.2005 N 760 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" внесены изменения, в частности, в постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", согласно п. 24 которого сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, установленные ФНС России. При этом предоставление органам местного самоуправления вышеназванных сведений в электронном виде должно осуществляться на бесплатной основе.
Таким образом, принимая во внимая вступление в силу изменений, внесенных в постановления Правительства РФ по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения ЕГРЮЛ на основании вышеуказанных нормативных документов, органы местного самоуправления имеют право получать сведения из государственных реестров с учетом Порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@.
Соответствующие разъяснения в адрес управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации были направлены письмом ФНС России от 30.01.2006 N ЧД-6-09/94@ "О применении Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2005 N 760".
М.А. Высоцкий,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 октября 2006 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1