г. Томск |
Дело N 07АП-4118/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2010 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей Кулеш Т. А., Солодилова А. В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А. В.
при участии:
от заявителя: Сизов Я. М., протокол N 1 общего собрания учредителей от 22.07.2008 года
от заинтересованного лица: Лазовская Н. С. по доверенности от 31.12.2009 года (сроком на 1 год)
от третьего лица: Зяблицева В. А. по доверенности от 09.04.2010 года (сроком на 6 месяцев)
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Кемерово, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 18 марта 2010 года по делу N А27-796/2010 (судья Власов В. В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый квартал", г. Кемерово
к Администрации города Кемерово, г. Кемерово,
третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными действий по отказу в обеспечении выбора земельного участка и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый квартал" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Кемерово (далее по тексту - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) по отказу в обеспечении выбора земельного участка, расположенного северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая, примерной площадью 40 000 кв. м., для строительства предприятия торговли, выраженному в письме от 08.12.2009 года N 07-10-01-6/2609 и об обязании Администрации города Кемерово устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением суда первой инстанции от 15.02.2010 года в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.03.2010 года признаны незаконными действия Администрации города Кемерово по отказу в обеспечении выбора земельного участка, расположенного северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая, примерной площадью 40 000 кв.м. для строительства предприятия торговли, выраженному в письме от 08.12.2009 года N 07-10-01-6/2609. Администрация города Кемерово обязана обеспечить выбор земельного участка, расположенного северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая, примерной площадью 40 000 кв.м., для строительства предприятия торговли в двухмесячный срок с даты вступления решения в законную силу, а именно:
- утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- получить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения по запросу органа местного самоуправления;
- опубликовать информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам;
- передать результат выбора земельного участка в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.03.2010 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, в том числе по следующим основаниям:
- поскольку не орган местного самоуправления (Администрация), а Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, в рассматриваемом случае интересы заявителя нарушаются не заинтересованным лицом, а фактом не принятия третьим лицом решения о предоставлении участка;
- судом первой инстанции не применено законодательство, подлежащие применению (п. 3,4 ст. 85, Земельного кодекса РФ, ст. 36, п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ);
- так как материалами дела не определено, к какому из видов разрешенного использования относится размещение предприятий торговли, определив вид разрешенного использования спорного земельного участка, арбитражный суд вышел за пределы своих полномочий, так как принятие правил землепользования и застройки в силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления;
- решение о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не принималось;
- судом первой инстанции не дана оценка доводам Администрации и третьего лица о несоответствии нормам действующего законодательства требования об обеспечении выбора конкретного земельного участка;
- действующим законодательством не установлено, что получение санитарно-эпидемиологического заключения обязан осуществлять орган местного самоуправления на этапе выбора земельного участка.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнив, что на момент обращения заявителя специального нормативного акта, регулирующего порядок предоставления земельных участков в г. Кемерово не существовало.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворении, в том числе, по следующим обстоятельства:
- заинтересованное лицо обязано осуществить выбор испрашиваемого земельного участка и согласно п. 3.3.4 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 16.12.2009 года N 496 предоставить в КУГИ соответствующий пакет документов;
- такой способ предоставления, как предоставление с предварительным согласованием, не только не требует наличия документации по планировке территории, а исключает наличие такой документации;
- заинтересованное лицо в рассматриваемом случае совершило действия, выходящие за рамки предоставленных полномочий;
- поскольку письмо от 08.12.2009 года N 07-10-01-6/2609 препятствует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и дальнейшему предоставлению земельного участка Обществу для строительства коммерческого объекта, оно является отказом в обеспечении выбора земельного участка, нарушающим права и законные интересы заявителя;
- градостроительный регламент определяет виды разрешенного использования земельных участков, следовательно, доводы администрации об отсутствии видов разрешенного использования земельного участка являются несостоятельными;
- постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2009 года N 496 определен пакет документов, подготавливаемый органом местного самоуправления в рамках обеспечения выбора земельного участка, среди которых указано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель третьего лица возражал против доводов апелляционной жалобы Администрации, поддержал позицию Общества и решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.03.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ 04.08.2008 года обратилось в Комитет по управлению государственным имуществу по Кемеровской области как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с соответствующим заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводский район, северо-западнее пересечения улицы Тухачевского и улицы Терешковой (в дальнейшем согласно акту регистрации местоположения от 28.05.2009 года данному участку присвоен адрес: г. Кемерово, Заводский район, северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая).
На основании данного заявления Общества о предварительном согласовании места размещения объекта и во исполнение п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области в адрес Администрации города Кемерово было направлено обращение от 19.08.2008 года N 7-3-08/1593 (повторно от 09.02.2009 года N 10-3-02/726) об осуществлении мероприятий по обеспечению выбора земельного участка для строительства предприятия торговли.
Письмом от 25.09.2008 года Администрация г. Кемерово подтвердила возможность размещения объекта в соответствии с регламентом территориальной зоны, но, в связи с отсутствием утвержденной градостроительной документации на территорию, указала на необходимость разработки градостроительного обоснования.
Информация о необходимости подготовки градостроительного обоснования была доведена до сведения заявителя соответствующим письмом КУГИ КО от 09.10.2008 года N 7-6-10/728.
Заявителем силами проектной организации было выполнено и утверждено Администрацией г. Кемерово градостроительное обоснование.
Кроме этого, Администрацией по заявлению Общества земельному участку присвоен адрес и выданы градостроительные ограничения и условия землепользования для изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Однако, письмом от 29.09.2009 года Администрация г. Кемерово отказала Обществу в согласовании схемы границ земельного участка, письмом от 08.12.2009 года N 07-10-01-6/2609 Администрация г. Кемерово - в обеспечении выбора земельного участка, ссылаясь на отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, указав при этом, что после разработки и утверждения планировки земельные участки подлежат формированию и предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта (с торгов) в соответствии с положениями ст. 30 Земельного кодекса РФ
Считая действия Администрации по отказу в обеспечении выбора земельного участка, выраженные в письме от 08.12.2009 года N 07-10-01-6/2609 незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 100-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствия этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом представления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
Положениями ст. 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Из содержания указанных норм права усматривается, что действующим земельным законодательством осуществление процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов и подготовка акта выбора земельного участка возложено на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае, на Администрацию города Кемерово. При этом, наличие акта о выборе земельного участка является необходимым условием для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Отсутствие акта о выборе земельного участка является препятствием для принятия одного из указанных решений.
Между тем, Земельный кодекс РФ в случае соблюдения процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не предусматривает возможность отказа по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, если не имеется для этого установленных законом препятствий.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество при обращении с заявлением о выборе земельного участка в рассматриваемом случае надлежащим образом выполнило все требования, предусмотренные действовавшим законодательством.
Между тем, отказывая Обществу в выборе земельного участка для последующего предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта со ссылкой на иной порядок предоставления земельного участка - без предварительного согласования места размещения объекта (с торгов), орган местного самоуправления вышел за пределы своих полномочий применительно к пункту 5 статьи 31 ЗК РФ, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово, в том числе, и принятие решение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (пункты 3.45, 3.48 - 3.52 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 21 марта 2008 года N 92).
Вместе с тем, основания, положенные Администрацией в обоснования отказа в обеспечении выбора земельного участка, как правомерно отмечено арбитражным судом, не соответствуют действующему законодательству, так как само по себе отсутствие градостроительной документации по планировке территории не препятствует выбору земельного участка, что следует из смысла п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ. Наличие проекта планировки (градостроительной документации о застройке) исключит возможность предоставления земельного участка в соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ, выполненное и утвержденное градостроительное обоснование является достаточным для рассмотрения вопроса о размещении объекта строительства в отсутствии проекта планировки соответствующей территории.
Градостроительное обоснование - документация, обосновывающая размещение, функциональное назначение и характеристики градостроительного объекта, границы, условия транспортного обслуживания и инженерного обеспечения участка территории градостроительного объекта, иные необходимые меры по развитию, реконструкции, благоустройству участка территории градостроительного объекта и прилегающей к нему территории.
Между тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что ссылка Администрации в письме от 08.12.2009 года в обоснование отказа в предоставлении земли на отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки спорной территории не мотивирована. Необходимость предоставления мотивированного отказа со ссылками на нормы права является условием его законности и обоснованности.
Довод Администрации о том, что присвоение зоне, в которой находится истребуемый земельный участок вида разрешенного использования К3 - перспективная коммунально-бытовая зона, исключает возможность выбора данного земельного участка, правомерно признан суд первой инстанции необоснованным.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты в отношении каждой территориальной зоны.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительные регламенты - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
Статьей 22 Правил землепользования и застройки на территории города Кемерово, утвержденных Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 года N 75 определены виды территориальных зон. В их составе выделена территориальная зона К3 - перспективная коммунально-бытовая.
Статьей 41 Правил определены градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны коммунального назначения (Kl, К2, К3).
Для зоны К3 установлено разрешенное использование - перспективная коммунально-бытовая зона с возможностью размещения объектов коммунального и бытового назначения, торговли, обслуживания транспортных средств, требующих организации санитарно-защитной зоны не более 50 метров.
Таким образом, правилами установлены виды разрешенного использования для данной территориальной зоны К3, которые прямо предусматривают возможность строительства на данной территории, в том числе, и объектов торговли.
Судом первой инстанции правомерно приняты во внимание доводы заявителя о том, что градостроительное обоснование является документом, определяющим место, границы участка и параметры строительства объекта в рамках ст. 31 Земельного кодекса РФ, так как п. 3 ст. 16 Правил установлено, что в случае отсутствия документации по планировке территории формирование земельных участков и размещение объектов капитального строительства осуществляется при наличии положительного градостроительного обоснования. При этом, цель разработки обоснования - формирование земельного участка для строительства, а случай разработки обоснования - отсутствие документации по планировке территории.
Распоряжением Администрации города Кемерово от 02.04.2009 года N 1149 "О регламенте разработке, согласования и утверждения Градостроительных обоснований" установлено, что градостроительное обоснование - документация, обосновывающая размещение, функциональное назначение и характеристики градостроительного объекта, которое разрабатывается в случае отсутствия документации по планировке территории в виде отдельного документа или в составе схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Следовательно, согласованное и утвержденное градостроительное обоснование определяет назначение и место размещения объекта строительства, что требуется при осуществлении выбора земельного участка.
Довод Администрации, о том, что предоставление данного земельного участка без проекта планировки может нарушить (ущемить) права и интересы населения муниципального образования в виду отсутствия объектов федерального, регионального и местного значения, правомерно не принят арбитражным судом в качестве обоснованного, так как данные обстоятельства не изложены в письме Администрации от 08.12.2009 года в качестве основания для отказа в выборе места размещения земельного участка.
Следовательно, не обеспечив выбор земельного участка для строительства, Администрация допустила нарушения пунктов 2,5 Земельного кодекса РФ, чем создала препятствия для принятии решения КУГИ КО решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Проанализировав вышеприведенные нормы права в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к правильному выводу о нарушении действиями Администрации прав и законных интересов заявителя на приобретение земельного участка в установленном порядке и использовании его в предпринимательской деятельности.
В силу ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" при выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила. Соблюдение санитарных правил подтверждается санитарно - эпидемиологическим заключением.
Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2009 года N 496 "Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово" определен пакет документов, подготавливаемый органом местного самоуправления в рамках обеспечения выбора земельного участка, среди которых указано и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам (п. 3.3.4).
Таким образом, поскольку на момент вынесения обжалуемого судебного акта, порядок предоставления документов после завершения процедуры обеспечения выбора земельного участка, расположенного на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово, регулировался указанным нормативным правовым актом, суд первой инстанции в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями заинтересованного лица, правомерно возложил на Администрацию ряд обязанностей по обеспечению выбора земельного участка, расположенного в г. Кемерово,северо-западнее пересечения ул. Тухачевского, ул. Рубиновая, примерной площадью 40 000 кв.м. для строительства предприятия торговли, в том числе, по получению санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 марта 2010 года по делу N А27-796/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-796/2010
Истец: ООО "Торговый квартал"
Ответчик: Администрация г.Кемерово
Третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской обл.
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-796/10
09.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16070/10
16.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16070/10
16.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-796/2010
17.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4118/10