г. Томск |
Дело N 07АП - 1495/10 |
Резолютивная часть объявлена 26.03.2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е.А.,
судей: Кулеш Т.А., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Залевской Е.А.,
при участии представителей:
от заявителя Открытого акционерного общества "Управляющая компания "Свой дом": без участия (извещен),
от административного органа Государственной жилищной инспекции Алтайского края: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Управляющая компания "Свой дом" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2009г. по делу N А03-17491/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Управляющая компания "Свой дом" к Государственной жилищной инспекции Алтайского края о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания "Свой дом" (далее - Общество, ОАО "УК "Свой дом") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Алтайского края (далее - Жилищная инспекция, административный орган) об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Алтайского края N 03-09/189 от 13.10.2009 о привлечении ОАО "Управляющая компания "Свой дом" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2009 года по делу N А03-17491/2009 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения, так как акты готовности жилых домов к зимнему периоду были составлены, но не были подписаны со стороны ОАО "Кузбассэнерго", то есть ОАО "УК "Свой дом" были предприняты все меры к их подписанию.
Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 года, а в постановлении о привлечении к административной ответственности Жилищная инспекция ссылается на нарушение ОАО "Управляющая компания "Свой дом" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170.
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
Государственная жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.
Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.
Представители сторон, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. ИФНС заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ее представителя. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствии.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края проводилась проверка готовности жилых домов, находящихся в сфере обслуживания ОАО "УК "Свой дом" по адресам: ул. Антона Петрова, д. 106а, 110а, 114, 116, 138, 124, 120, 128а, 130а, ул. Г. Исакова, д. 111, 103, 113, 115, 133а, 142, ул. С. Западная, д. 39, 157, 161, 177, 175, 214, 224, 155, ул. С. Армии, д. 50, 52, 131а, 133а, ул. Солнцева, д. 7, ул. Телефонная, д. 28, ул. Юрина, д. 114, 116, пр. Ленина, д. 108, 109, 111, 112, 113, 138, 139, 146, 147а, 150, 157, ул. 80 Гвардейской Дивизии, д. 8, 10, 10а, 14, 14а, ул. Полярная, д. 30а, 32, ул. Бехтерева, д. 10, ул. Матросова, д. 7, 11, 12, 13, ул. Микронная, д. 9, 11, ул. Деповская, 29, 31, 34, ул. Новоугольная, д. 24, ул. Профинтерна, д. 31, 55, пр. Строителей, д. 8, 36, 38а, 2, ул. Свердлова, д. 69, пр. Красноармейский, д. 103, 105, 112, 118, ул. Крупской, д. 78, 80, 93, ул. Молодежная, д. 21, 35, 37, 39, 60, 62, 62а, 66, 68, 70, ул. Папанинцев, д. 114, ул. Привокзальная, д. 49 г. Барнаула Алтайского края.
По итогам проверки установлено, что отсутствуют паспорта готовности к эксплуатации в зимних условиях на жилые дома, находящиеся в сфере обслуживания ОАО "УК "Свой дом" по вышеуказанным адресам.
Кроме того, не утверждены и не сданы акты готовности системы отопления, узла и ввода к принятию тепловой энергии от тепловых сетей по жилым домам: ул. 80 Гвардейской Дивизии, д. 8, 10, 10а, 14, 14а, пр. Ленина, д. 112, 150, ул. Микронная, д. 9, ул. Свердлова, д. 69, пр. Строителей, д. 8, ул. Телефонная, д. 28, ул. Юрина, д. 114, 116 г. Барнаула Алтайского края.
По остальным жилым домам акты готовности направлены для утверждения в ОАО "Кузбассэнерго" 10.09.2009, однако по состоянию на 28.09.2009 года акты готовности к осеннее - зимнему периоду 2009 - 2010 годов в соответствии с письмом ОАО "Кузбассэнерго" от 16.09.2009 года возвращены в ОАО "УК "Свой дом" 23.09.2009 года, так как они составлены с нарушением: подписаны главным инженером без проведения проверки систем теплоснабжения к отопительному периоду.
На основании изложенного, Жилищная инспекция пришла к выводу, что ОАО "УК "Свой дом" были допущены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлениям Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.
Полагая указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, исходил из того, что ОАО "УК "Свой дом" не проводило проверку систем теплоснабжения к отопительному периоду, в связи с чем, ОАО "Кузбассэнерго" 10.09.2009 года не подписало акты готовности систем отопления, узлов и ввода к принятию тепловой энергии от тепловых сетей жилых домов. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "УК "Свой дом" не предоставило.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ состав правонарушения в действиях привлекаемого к ответственности лица должен выясняться в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении и подтверждаться соответствующими доказательствами.
Обществом в качестве управляющей организации заключены договоры с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в соответствии с которыми управляющая организация обязуется осуществлять управление многоквартирным домом, что лицами, участвующими в деле, не отрицается.
К обязанностям управляющей организации относятся устранение неисправности общего имущества дома, обеспечение содержания и ремонта общего имущества, производство плановых и внеплановых осмотров, профилактическое обслуживание общего имущества, обеспечение надлежащего санитарного состояния общего имущества, подготовка дома, санитарно-технического и иного инженерного оборудования, находящегося в нем, к сезонной эксплуатации.
Указанное согласуется с положениями пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом являются оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила содержания), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" -"д" пункта 2 настоящих Правил.
В силу пункта 13 Правил содержания осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра) (пункт 14 Правил содержания).
Пунктом 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлениям Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правил и норм технической эксплуатации), установлено, что при подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит проверке весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации установлено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно- измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м 2 уборочной площади;
- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
На основании пункта 42 вышеуказанных Правил и норм технической эксплуатации управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом несут ответственность перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом первой инстанции правильно установлено и не опровергнуто лицом, привлекаемым в административной ответственности, что ОАО "УК "Свой дом" не проводило проверку систем теплоснабжения к отопительному периоду, в связи с чем отсутствуют паспорта готовности к эксплуатации в зимних условиях на жилые дома, находящиеся в сфере обслуживания ОАО "УК "Свой дом".
Кроме того, не утверждены и не сданы акты готовности системы отопления, узла и ввода к принятию тепловой энергии от тепловых сетей по жилым домам: ул. 80 Гвардейской Дивизии, д. 8, 10, 10а, 14, 14а, пр. Ленина, д. 112, 150, ул. Микронная, д. 9, ул. Свердлова, д. 69, пр. Строителей, д. 8, ул. Телефонная, д. 28, ул. Юрина, д. 114, 116 г. Барнаула Алтайского края.
По остальным жилым домам акты готовности направлены для утверждения в ОАО "Кузбассэнерго" 10.09.2009, однако по состоянию на 28.09.2009 года акты готовности к осеннее - зимнему периоду 2009 - 2010 годов в соответствии с письмом ОАО "Кузбассэнерго" от 16.09.2009 года возвращены в ОАО "УК "Свой дом" 23.09.2009 года, так как они составлены с нарушением: подписаны главным инженером без проведения проверки систем теплоснабжения к отопительному периоду.
Следовательно, ОАО "УК "Свой дом" были допущены нарушения правил содержания и ремонта многоквартирных жилых домов по ул. Антона Петрова, д. 106а, 110а, 114, 116, 138, 124, 120, 128а, 130а, ул. Г. Исакова, д. 111, 103, 113, 115, 133а, 142, ул. С. Западная, д. 39, 157, 161, 177, 175, 214, 224, 155, ул. С. Армии, д. 50, 52, 131а, 133а, ул. Солнцева, д. 7, ул. Телефонная, д. 28, ул. Юрина, д. 114, 116, пр. Ленина, д. 108, 109, 111, 112, 113, 138, 139, 146, 147а, 150, 157, ул. 80 Гвардейской Дивизии, д. 8, 10, 10а, 14, 14а, ул. Полярная, д. 30а, 32, ул. Бехтерева, д. 10, ул. Матросова, д. 7, 11, 12, 13, ул. Микронная, д. 9, 11, ул. Деповская, 29, 31, 34, ул. Новоугольная, д. 24, ул. Профинтерна, д. 31, 55, пр. Строителей, д. 8, 36, 38а, 2, ул. Свердлова, д. 69, пр. Красноармейский, д. 103, 105, 112, 118, ул. Крупской, д. 78, 80, 93, ул. Молодежная, д. 21, 35, 37, 39, 60, 62, 62а, 66, 68, 70, ул. Папанинцев, д. 114, ул. Привокзальная, д. 49 г. Барнаула Алтайского края и при этом им не были предприняты все зависящие меры для устранения указанных нарушений.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "УК "Свой дом обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил содержания и ремонта жилого дома и (или) жилого помещения, так как вина Общества подтверждена материалами административного дела.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку апеллянта на то, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлениям Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 не являются обязательными для исполнения управляющими организациями, к числу которых относится Общество, поскольку предназначены для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля, органами местного самоуправления. Данное утверждение не соответствует пункту 42 данных правил и основано на неверном их толковании.
Общество также необоснованно ссылается на рекомендательный характер Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации _, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органом исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Утверждение апеллянта о том, что отсутствие паспортов готовности и актов готовности ещё не доказывает факт неготовности домов к отопительному сезону отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельное.
Порядок подготовки жилых домов к отопительному сезону строго регламентирован и факт готовности домов к отопительному сезону подтверждается строго определенными документами, а значит иными документами в соответствии с правилами статьи 68 АПК РФ доказан быть не может.
Ссылка апеллянта на то, что в ходе проведения проверки проверяющим были предоставлены акты готовности жилых домов к зимнему периоду, подписанные ОАО "Кузбассэнерго" также отклоняется судом апелляционной инстанции, так как данный факт свидетельствует лишь о том, что Общество имело возможность исправить все недостатки выполнить требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции также считает, что ссылка апеллянта на то, что паспорта готовности не составлены по причине того, что собственники жилых домов отказываются от их подписания из-за отсутствия отопления в жилых домах также не может свидетельствовать об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения. Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда целью составления таких паспортов является подтверждение факта готовности дома к отопительному сезону, который начинается на территории расположения домов, обслуживаемых Обществом с 15.09.2009 года. Поэму паспорта готовности в случае проведения всех необходимых технических мероприятий для подготовки домов к эксплуатации в зимних условиях должны быть подписаны до начала отопительного сезона и Общество как управляющая компания несёт за это ответственность.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились. Вина Общества состоит в том, что, являясь ответственным лицом за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, имело реальную возможность соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "УК "Свой дом" не предоставило.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2009 года по делу N А03-17491/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Управляющая компания "Свой дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17491/2009
Истец: ОАО "Управляющая компания "Свой дом"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Алтайского края