г. Томск |
Дело N 07АП-2253/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.,
судей: Кулеш Т. А.,
Музыкантовой М. Х.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.,
при участии:
от заявителя: Харченко О.В. по дов. от 21.09.2009г.
от ответчика: Тарханов Г.О. по дов. N 50/1 от 09.03.2010г.
от третьих и заинтересованных лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.01.2010г.
по делу N А27-21124/2009
по заявлению ООО "ГЕС"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
третьи и заинтересованные лица: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.01.2010г. заявление общества с ограниченной ответственностью "ГЕС", г. Новокузнецк удовлетворено.
Признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - управление, административный орган, апеллянт, податель жалобы) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, площадью 18 247 кв.м, в сумме 103 723 429, 27 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 684, 41 руб. за кв.м, принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕС", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Щорса, 9, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Щорса, 9, в размере 103 723 429, 27 руб.
Признаны незаконными действия Федерального агентства кадастра недвижимости (Роснедвижимость), г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, площадью 18 247 кв. м, в сумме 103 723 429, 27 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 684, 41 руб. за кв.м, принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕС", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Щорса, 9, выразившиеся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово обязано исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 103 723 429, 27 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 684, 41 руб. за кв.м земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, площадью 18 247 кв.м, принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕС", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул.Щорса, 9.
Взысканы с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (место нахождения: пр. Советский, 33, г.Кемерово) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ГЕС", г. Новокузнецк судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Взысканы с Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (место нахождения: ул. Вернадского, 37 корп. 2, г. Москва) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ГЕС", г. Новокузнецк судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Возвращена Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕС", г. Новокузнецк из средств федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции в части, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.01.2010 по делу N А27-21124/2009 в части признания незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, площадью 18 247 кв.м., в размере 103 723 429,27 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 684,41 руб./кв.м., принадлежащего ООО "ГЕС", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Щорса, 9, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Щорса, 9 в размере 103 723 429,27 руб. отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области доказало факт надлежащего исполнения возложенной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель". В частности, полагает, что материалы дела подтверждают то, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в полном объеме исполнены административные процедуры, предусмотренные Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также нормами Административного регламента.
Административный регламент вступил в силу с 28.09.2007. в то время как работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области проводились в 2007 году на основании Государственного контракта N 140, заключенного 29.06.2007, то есть ранее, чем 28.09.2007.
Соответственно, формы оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации на год проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, а именно 2007 год не разрабатывались.
Положения Административного регламента в части, касающейся контроля за ходом выполнения работ в отношении Управления Роснедвижимости по Кемеровской области при его участии в организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, не могут быть применены.
Поскольку само по себе внесение в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не нарушает прав и законных интересов заявителя. Нарушение прав заявителя выразилось в начислении ему налога в определенном размере, но это самостоятельный спор иного характера (предмет) и в рамках иных требований. Сумма налога, начисленная с применением кадастровой стоимости, заявителем не оспаривалась, кроме того, он может только предполагать о его экономической необоснованности. Кроме того, сумма земельного налога складывается из нескольких составляющих, и кадастровая стоимость является лишь одной из них, наряду с процентной ставкой земельного налога. Управление Роснедвижимости по Кемеровской области не является органом, производящим расчет и взыскание земельного налога, а, соответственно, его действиями непосредственно права и законные интересы заявителя не нарушены.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, учитывая принцип относимости доказательств (ст. 67 АПК РФ), в ходе судебного разбирательства указывало, что не уполномочено давать пояснения относительно проверки Отчета на соответствие Методическим указаниям, так как проверка, которую проводило Управление Роснедвижимости по Кемеровской области не касалась фактической стоимости земельного участка заявителя, данная проверка осуществлялась Роснедвижимостью.
Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в ходе предварительной проверки Отчета устанавливалось его соответствие типовой структуре Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденной приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 18.09.2007 N ГТ/0240 (п. 3 протокола предварительной проверки от 11.11.2008). Указанной форме данный Отчет соответствовал.
Более того, функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель осуществлялась в соответствии с законодательством, определенным п. 2 Административного регламента (данный перечень является исчерпывающим) и вышеуказанный Стандарт оценки не применяется. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления апелляционную жалобу поддержал, представитель общества против ее удовлетворения возражал, надлежащим образом извещенные третье лицо и заинтересованное лицо явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 21.01.2010г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей третьего лица и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "ГЕС" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Щорса, 9.
Согласно кадастровой выписки и кадастрового паспорта от 08.09.2009 N 4200/001/09-229286, N 4200/001/09-229283, кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028 составляет 103 723 429, 27 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 684, 41 руб. за кв.м.
Поскольку в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентом соотношении к его рыночной стоимости, 09.09.2009 ООО "ГЕС" заключило договор с оценочной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес" для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:0028, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Щорса, 9. Согласно отчету названной организации, полученному обществом 25.09.2009, рыночная стоимость участка составляет 28 313 000 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названного участка относительно его рыночной стоимости, 05.10.2009 общество обратилось в УФАКОН с заявлением о предоставлении отчета об определении кадастровой стоимости, информации о том, когда, каким уполномоченным органом и в какой форме были утверждены результаты государственной кадастровой оценки, информации об официальном источнике опубликования и даты вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости, копии документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Не получив ответа на указанное заявление, ООО "ГЕС" обратилось в арбитражный суд с требованием. Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее по тексту - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Апелляционный суд считает, что оспариваемые действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области не соответствуют статьям 6, 66 ЗК РФ.
Из отчета ООО "Бизнес" N 05-09-09 следует, что рыночная стоимость принадлежащего Обществу спорного земельного участка составляет 28 313 000 руб., что меньше размера его кадастровой стоимости, обозначенной Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в кадастровом плане. При этом, Управление не оспорило величину рыночной стоимости.
Управление, утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, не обозначило фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в данном случае в размере, намного превышающем его рыночную стоимость.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюдён, в том числе, определён состав факторов стоимости, проведён сбор сведений о значении этих факторов, проведён сбор рыночной информации, а также расчёт кадастровой стоимости с учётом перечисленных элементов, в материалы дела не представлено.
Заинтересованными лицами не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Апелляционным судом также установлено, что при построении статистической модели расчёта кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" использовало только 2 фактора, влияющих на данную стоимость без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Анализ абзаца 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, пункта 10 Правил позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 (далее по тексту - Административный регламент), в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчёта кадастровой стоимости без учёта перечисленных элементов.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Суду не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Исходя из отсутствия достаточных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для признания действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка несоответствующими требованиям статей 65, 66 ЗК РФ, Методическим указаниям, Административному регламенту, нарушающими права апеллянта, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Правильность изложенных выводов подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.11.2009 года по делу N А27-5018/2009, от 01.12.2009 года по делу N А27-6989/2009).
Поскольку апеллянтом документально не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.01.2010г. по делу N А27-21124/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21124/2009
Истец: ООО "ГЕС"
Ответчик: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16391/10
20.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16391/10
23.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16391/10
05.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-21124/2009
08.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2253/10
21.01.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-21124/09