Заключение Минфина России об обоснованности платежей в иностранной
валюте за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов
интеллектуальной деятельности
В соответствии с рядом законодательных актов Российской Федерации, в том числе с Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле" официальной валютой Российской Федерации является российский рубль. Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений (п. 1 ст. 2 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).
Резидентами Российской Федерации в целях валютного контроля признаются (п. 5 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле):
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;
г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Именно между этими категориями лиц расчеты в российских рублях осуществляются без ограничений со стороны валютного контроля. К расчетам между ними в бесспорном порядке применяются иные виды контроля - налоговый, банковский и т.д.
Расчеты, в том числе и в российских рублях, в которых помимо резидентов Российской Федерации участвуют лица, признаваемые нерезидентами Российской Федерации, регулирует Банк России
Нерезидентами в целях валютного контроля признаются (п. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле):
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.
Валютные операции подразделяются на два основных вида: текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Подробный перечень операций, относимых к каждому из указанных видов, приведен в п. 9, 10 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Следует заметить, что каждый вид валютных операций испытывает "пристальное" внимание со стороны Банка России. Так, текущие валютные операции резиденты могут осуществлять без ограничений. Если же валютные операции связаны с движением капитала, то резиденту необходимо либо получить соответствующее разрешение Банка России, либо соблюсти особый порядок их совершения, также определяемый Банком России.
Существуют отдельные виды валютных операций, произвести которые можно, только имея разрешение иных, кроме Банка России, органов Российской Федерации. К таким операциям, в частности, относятся расчеты между резидентами и нерезидентами по договорам на выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности. Необходимо учитывать, что нижеописанный порядок расчетов по подобным договорам применим к работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, перечисленным в Перечне работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при покупке иностранной валюты, для оплаты которых требуется представление Заключения Минфина России (приложение 1 к Указанию Банка России от 30 декабря 1999 г. N 721-У "О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности").
При заключении такого договора, когда исполнителем по нему является нерезидент, а заказчиком - резидент (импортные операции), в действие вступают различные нормативные акты, разобраться в которых непросто. Например, в случае осуществления расчетов в иностранной валюте в безналичном порядке через счета резидентов в уполномоченных банках без разрешений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, договоры должны предусматривать (Положение Банка России от 24 октября 2001 г. N 157-П "О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности"):
а) перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в оплату ранее выполненных работ, оказанных услуг или переданных результатов интеллектуальной деятельности независимо от срока между днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности и днем списания денежных средств со счета;
б) перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в виде предварительной оплаты при условии, что срок между днем списания денежных средств со счета и днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности не превысит 90 дней;
в) подтверждение выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности документами, определенными в Перечне документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утвержденном МВЭС России 1 июля 1997 г. N 10-83/2508 ГТК России 9 июля 1997 г. N 01-23/13044, ВЭК России*(1) 3 июля 1997 г. N 07-26/3628.
Резиденту также следует руководствоваться указанием Банка России от 30 декабря 1999 г. N 721-У "О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности", если для оплаты оказанных услуг, выполненных работ или переданных результатов интеллектуальной он должен приобрести валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Однако в данном случае необходимо выполнение двух условий:
общая стоимость работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности по договору (цена договора) превышает сумму, эквивалентную 10 тыс. дол. США;
операция может быть осуществлена без разрешения Банка России на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.
В соответствии с этим указанием Банка России покупка юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности осуществляется при условии представления юридическим лицом - резидентом в исполняющий банк заключения Министерства финансов Российской Федерации об обоснованности платежей в иностранной валюте за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности (далее - Заключение).
Ранее такое Заключение выдавала ВЭК России, и до сих пор порядок его получения регулирует Инструкция ВЭК России N 03-26/493 и Банка России N 88-И от 10 февраля 2000 г. "О порядке выдачи заключений об обоснованности платежей в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности". Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2000 г. N 624 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" Минфину России переданы права и функции упраздненной ВЭК России, связанные с организацией, проведением валютного контроля и ведением единой информационной системы валютного контроля.
Чтобы получить Заключение, заявитель должен представить либо в Минфин России, либо в его территориальные органы (в зависимости от места его государственной регистрации)*(2) следующие документы:
1) заявление по форме, установленной в данной Инструкции (приложение 1) (в скором времени форма заявления может претерпеть некоторые изменения, поэтому сначала целесообразно уточнить форму заявления);
2) письменное обоснование неиспользования аккредитивной формы расчетов и иных способов обеспечения. Обычно возникает больше всего вопросов, касающихся оформления и содержания данного документа. Хотя строгих требований здесь не установлено, специалисты Минфина России рекомендуют изложить все факты, позволившие заявителю не использовать дополнительные к предоставленным применимым правом "по умолчанию" гарантии исполнения обязательств, например, законную неустойку. То есть такими обоснованиями могут быть, например, длительность и устойчивость взаимоотношений с конкретным контрагентом, отсутствие подобной практики у заявителя, применение иных "неявных" форм обеспечения исполнения обязательства со стороны контрагента заявителя.
Заметим, что письменное обоснование готовится в свободной форме. Естественно, к нему целесообразно применить правила составления официальных писем: написать на бланке заявителя, указав дату, и заверить его печатью и подписью руководителя;
3) копии учредительных документов заявителя, подписанные руководителем заявителя и скрепленные его печатью (нотариальное заверение копий не требуется);
4) копию документа о государственной регистрации заявителя, подписанную руководителем заявителя и скрепленную его печатью;
5) копию договора, все изменения и дополнения к нему (в том числе смешанного договора, предусматривающего наряду с поставкой товаров оказание услуг, выполнение работ или передачу результатов интеллектуальной деятельности). Копия договора должна быть полной, содержать текст на русском языке (договор, заключенный на английском языке, должен сопровождаться переводом на русский язык, предпочтительно заверенный обеими сторонами). Чтобы исключить осложнения, копию договора следует сброшюровать, опломбировать и скрепить печатью заявителя и подписью его руководителя, здесь же нужно указать количество страниц, дату заверения данного документа печатью и подписью.
Указанный порядок целесообразно применять ко всем многостраничным документам, направляемым в Минфин России;
6) копию ГТД, подписанную руководителем заявителя и скрепленную его печатью (в случае, если на территорию Российской Федерации осуществляется ввоз товара, необходимого для оказания услуг, выполнения работ, передачи результатов интеллектуальной деятельности);
7) баланс заявителя с отметкой налоговой инспекции по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявлением в Минфин России (должна быть представлена копия баланса, заверенная главным бухгалтером, руководителем и печатью заявителя);
8) отчет о финансовых результатах заявителя (прибыли/убытках) с отметкой налоговой инспекции за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату перед датой обращения в Минфин России (этот документ также должен быть заверен главным бухгалтером, руководителем и печатью заявителя);
9) справку из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов заявителю;
10) справки из налогового органа об открытых у заявителя рублевых и валютных счетах в кредитных организациях Российской Федерации.
Если Российская Федерация, ее субъекты являются участниками (учредителями), если у заявителя имеется ходатайство руководителя (главы администрации) субъекта Российской Федерации по месту его нахождения о выдаче заключения, а также есть основания, изложенные в приложении 4 к указанной Инструкции*(3) (с учетом положений Указания Банка России от 30 марта 2000 г. N 761-У "Об уточнении оснований представления документов в соответствии с пунктом 2.4 инструкции ВЭК России и Банка России "О порядке выдачи заключений об обоснованности платежей в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности" N 03-26/493 и N 88-И от 10.02.2000"), то список документов, которые необходимо представить, чтобы получить Заключение включает:
1) заявление по указанной форме;
2) копию договора (требования к ней см. выше);
3) копии документов, подтверждающих наличие одного из оснований, послуживших поводом для представления сокращенного пакета документов.
Инструкция рекомендует в любом случае представить справку об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам и иные документы, которые могут способствовать рассмотрению обращения заявителя по существу.
Документы рассматриваются (в зависимости от наличия "упрощающих процедуру обстоятельств") в течение 10 или 30 рабочих дней. Необходимо иметь в виду, что Минфин России имеет право проверить сведения об организации не только указанные в представленных документах, но и имеющиеся у правоохранительных, регистрационных и контролирующих органов. Причем особое внимание уделяется наличию нарушений в области осуществления валютных операций. Затем заявитель получает Заключение либо отказ в его выдаче.
В выдаче Заключения может быть отказано, если заявитель не представил какие-либо документы или нарушил требования к их форме (например, нет печати или подписи руководителя заявителя), в документах выявлена недостоверная информация; а также, если, по мнению специалистов Минфина России, заявитель не представил достаточно обоснований неиспользования аккредитивной формы расчетов и иных способов обеспечения. Последнее основание для отказа в выдаче Заключения является одним из самых спорных.
Не всегда понятно, почему независимый экономический субъект, принимая решение о необходимости обеспечивать исполнение обязательства со стороны своего контрагента, должен руководствоваться логикой специалистов Минфина России. Единственной пострадавшей стороной в случае неисполнения обязательства нерезидентом будет заявитель, так как риск неисполнения обязательств контрагентом - риск резидента, а поэтому право принятия решения по этому вопросу может принадлежать только ему. В данном законодательно установленном правиле явно просматривается желание исключить перевод средств за рубеж резидентами под прикрытием двусторонней сделки, результат которой зачастую не овеществлен, равно как и иные злоупотребления.
Отказ в выдаче Заключения в связи с представлением неполного пакета документов направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения Минфином России пакета документов. Отказ в выдаче Заключения по остальным основаниям направляется заявителю в сроки, предусмотренные для его выдачи (в течение 10 рабочих дней в случае наличия оснований для представления сокращенного пакета документов, в течение 30 рабочих дней - при представлении пакета документов в общем порядке).
По сути, контроль соблюдения описанного порядка покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности должен осуществлять банк резидента, который, получив поручение на покупку валюты, обязан затребовать у клиента Заключение. Следовательно, на него может быть возложена ответственность за осуществление операций в нарушение действующего законодательства, вплоть до отзыва соответствующей лицензии. К резиденту также применяются меры ответственности, предусмотренные за совершение нарушений в области валютного законодательства.
В.А. Шамрина,
аудиторско-консультационная компания "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 23, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
*(2) Адреса, по которым следует обращаться, можно узнать в справочной Министерства финансов, или в департаменте валютного контроля по телефону 927-3369.- Прим. авт.
*(3) Такими основаниями являются закупка для государственных нужд, применение видов обеспечения обязательств, таких, как аккредитивная форма расчетов, страхование рисков неплатежа у страховой организации - резидента, банковская гарантия, залог и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru