Комментарий к письму Минфина РФ
от 3 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/718
Договор аренды может обязать арендатора проводить не только текущий, но и капитальный ремонт имущества.
Такие затраты, как правило, довольно значительны. Поэтому арендатору очень важно включить их в налоговую себестоимость, если капремонт он проводит за свой счет. В опубликованном письме специалисты Минфина разъяснили, как учитывать "ремонтные" затраты в такой ситуации.
Ремонт в налоговом учете...
При поддержании арендованного имущества в исправном состоянии арендатору необходимо четко разграничивать понятия капитального ремонта и реконструкции (модернизации). Ведь учет затрат в том и другом случае будет разным.
Так, если объект аренды будет реконструирован или модернизирован, можно говорить о капитальных вложениях в виде неотделимых улучшений. При согласии арендодателя с такими переменами капвложения становятся амортизируемым имуществом. Арендатор сам должен их амортизировать, если собственник его затраты не возместит. Причем исходя из срока полезного использования арендуемого основного средства.
Таким образом, при реконструкции (модернизации) имущества арендатор сможет погасить скорее всего лишь часть понесенных расходов. Ведь списывать их он имеет право только до тех пор, пока не истечет срок договора аренды (см. письмо Минфина России от 28.08.2006 N 03-03-04/1/640*(1)).
Совсем иной будет картина налогового учета арендатора, если он не модернизирует, а ремонтирует имущество арендодателя. В данном случае при расчете налога на прибыль он сможет учесть все свои затраты. Кроме того, независимо от суммы таких издержек списать их можно единовременно. В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и в том периоде, когда они возникли.
При этом, как указали специалисты Минфина в комментируемом документе, неважно, текущий был ремонт, средний или капитальный. Не имеет значения и способ его проведения - собственными силами или при помощи подрядчика.
Обратите внимание: специалисты финансового ведомства напомнили, что если ремонт предстоит "особо дорогой и сложный", то арендатор может создать в налоговом учете необходимый резерв для равномерного учета затрат (ст. 324 НК РФ). Однако следует иметь в виду, что это его право, а не обязанность. С особенностями формирования такого резерва вы можете ознакомиться на стр. 39 этого номера журнала.
Очевидно, что, с точки зрения арендатора, затраты которого арендодатель не возмещает, гораздо выгоднее иметь дело с расходами на ремонт, чем на модернизацию. Поэтому ему важно правильно оценить свои действия по отношению к объекту аренды.
Напомним, что любой ремонт, в том числе капитальный, не улучшает технических характеристик объекта основных средств, не изменяет его назначения и не придает ему новых качеств. В отличие от модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки и т.п., результат которых к тому же увеличивает первоначальную стоимость объекта.
...и в бухгалтерском
Что касается бухгалтерского учета ремонтных затрат, то они также могут быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли. Их признают расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н).
Правда, следует иметь в виду, что издержки на капитальный ремонт могут обусловливать получение тех или иных доходов в течение длительного времени. Тогда их более целесообразно учесть как расходы будущих периодов (п. 19 ПБУ 10/99). Арендатор может списывать их, например, равномерно в течение срока аренды основного средства.
Обратите внимание: подобный способ учета затрат нужно закрепить в бухгалтерской учетной политике фирмы.
Пример
ООО "Система" арендовало производственное помещение, которое нуждается в капитальном ремонте. Срок действия договора аренды - 3 года (36 мес.). Фирма провела ремонтные работы собственными силами и за свой счет. Сумма арендной платы в месяц - 82 600 руб. (в т.ч. НДС - 12 600 руб.).
Расходы "Системы" на ремонт без учета НДС составили 4 000 000 руб.
В учете арендатора будут сделаны проводки:
Дебет 97 Кредит 10 (70, 69 и т.д.)
- 4 000 000 руб. - общая сумма затрат на капремонт отражена в составе расходов будущих периодов;
Дебет 20 (25, 44) Кредит 60 субсчет "Расчеты с арендодателем"
- 70 000 руб. (82 600 - 12 600) - отражена арендная плата;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет "Расчеты с арендодателем"
- 12 600 руб. - учтен предъявленный арендодателем НДС;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 12 600 руб. - принят к вычету НДС по арендной плате;
Дебет 60 субсчет "Расчеты с арендодателем" Кредит 51
- 82 600 руб. - оплачена аренда;
- 111 111 руб. (4 000 000 руб. : 36 мес.) - списана часть "ремонтных" затрат.
В дальнейшем расходы на ремонт могут ежемесячно включаться в затраты фирмы в сумме 111 111 руб. до полного их списания.
Д.В. Кислов,
аудитор, к.э.н.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 18, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.