Комментарий к письму Минфина РФ
от 26 октября 2006 г. N 03-11-04/3/474
С 1 января 2006 года в главу 26.3 Налогового кодекса о "вмененном" налоге внесли значительные изменения. Помимо того что налог перевели с регионального уровня на местный, "поправили" перечень видов деятельности, облагаемых ЕНВД. В частности, с начала этого года на "вмененке" находятся услуги общепита, оказываемые не только через объекты с площадью зала обслуживания не более 150 кв. м (как ранее), но и через объекты общепита, у которых нет такого зала. К тому же в обновленной главе Кодекса пояснили, что вообще понимать под объектами общепита, в которых:
- есть залы обслуживания посетителей;
- нет таких залов.
К первым отнесли здания (их части), предназначенные для оказания услуг общепита, которые имеют помещения для употребления готовых кулинарных, кондитерских изделий, а также для проведения досуга. Например, рестораны, кафе, бары, столовые. Ко вторым - объекты, в которых таких помещений нет. К ним причислили киоски, палатки, торговые автоматы и т. д.
Однако нововведения не решили всех спорных ситуаций, связанных с обложением "вмененным" налогом "общепитовских" услуг. Одну из них как раз рассмотрели в письме финансисты. Ситуация, описанная в документе, заключается в том, что фирма организовала в магазине цех по изготовлению кулинарной продукции. И все приготовленные в нем блюда продает через кулинарный отдел в этом магазине. Является ли "кулинарная" деятельность фирмы в магазине услугами общепита, и можно ли облагать ее "вмененным" налогом? На эти вопросы ответили в письме финансисты. Причем они рассмотрели два варианта. Первый - когда в магазине нет условий для потребления кулинарной продукции. Второй - когда для этого в торговой точке выделено специальное место.
Если в магазине условий для потребления не создали...
Для того чтобы разобраться, относится ли изготовление и продажа кулинарных изделий в магазине, где нет условий для их потребления (в т. ч. специального места для этого), к услугам общепита, нужно определить, что понимают вообще под этими услугами. Налоговый кодекс к ним относит деятельность по изготовлению кулинарной, кондитерской продукции, созданию условий для ее потребления и (или) реализации, а также по проведению досуга. Исходя из данного определения к услугам общепита можно отнести:
- изготовление кондитерской, кулинарной продукции и организацию ее потребления;
- изготовление такой продукции и создание условий для ее потребления и продажи.
Причем в каждом из этих случаев могут быть услуги по организации досуга. Однако финансисты трактуют "общепитовское" определение Кодекса по-другому. Они неоднократно подчеркивали, что обязательной составляющей таких услуг является "организация потребления приобретенных изделий на месте" (см. письма Минфина России от 29.11.2005 N 03-11-04/3/147, от 01.02.2006 N 03-11-04/3/55). То есть, к примеру, услуги по производству и продаже кулинарных изделий (без их потребления) они услугами общепита не считают. В подтверждение своих слов финансисты приводили определение общественного питания, данного в ГОСТе "Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94". В нем под общественное питание попадают фирмы и предприниматели, которые одновременно занимаются "изготовлением, продажей и организацией потребления кулинарной продукции".
Таким образом, несмотря на то что формально магазин с кулинарным отделом (где условия для потребления приготовленной продукции не создали) подпадает под определение объекта общепита, услуги названного отдела магазина не являются "общепитовскими". Так как места для потребления приготовленной продукции в магазине нет. Следовательно, и перевести "кулинарную" деятельность на "вмененный" налог фирма не может.
Деятельность по изготовлению и продаже кулинарных изделий в магазине нельзя отнести и к розничной торговле. Хотя розницей и признают торговлю товарами на основе договоров купли-продажи. Но сбыт продукции собственного изготовления из нее исключают. По сути это не торговля, а производство. Поэтому платить ЕНВД с "кулинарной" деятельности как с розницы фирма не вправе.
Следовательно, услуги кулинарного отдела магазина, где нет условий для потребления, могут находиться либо на общей системе налогообложения, либо на "упрощенке".
Пример 1
ООО "Виктория" владеет магазином. В феврале 2006 года фирма организовала в торговой точке цех по изготовлению кулинарной продукции. Все изделия цеха продают через кулинарный отдел магазина. Потребление приготовленной продукции в магазине не предусмотрено.
В городском округе, где работает магазин, услуги общепита, оказываемые как через объекты, имеющие залы обслуживания площадью не более 150 кв. м, так и не имеющие таких залов, переведены на "вмененку".
В связи с тем что ООО "Виктория" не создала условий для потребления в магазине приготовленных изделий, деятельность кулинарного отдела фирмы не является услугами общепита. Следовательно, платить с нее ЕНВД фирма не должна.
...и если потребление "организовали"
Второй случай, рассмотренный в письме, предусматривает, что рядом с кулинарным отделом в магазине выделили площадь для потребления приобретенной продукции. Например, установили барные столики. Получается, что условия для потребления продукции создали. В таком случае деятельность кулинарного отдела магазина, по мнению финансистов, соответствует понятию услуг общепита. И так как участок магазина около кулинарного отдела выделили именно для потребительских целей, услуги общепита оказывают через объект с залом обслуживания.
Но для того, чтобы облагать "кулинарную" деятельность магазина "вмененным" налогом, одного ее соответствия определению услуг общепита недостаточно. Необходимо, чтобы одновременно соблюдались еще нескольких условий:
- в местности, где работает фирма, услуги общепита через объекты с залами обслуживания посетителей находились на "вмененке";
- учет деятельности, облагаемой ЕНВД, фирма ведет отдельно от деятельности, которая находится на других режимах налогообложения;
- площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 кв. м.
"Обслуживающую" площадь определяют по инвентаризационным и другим документам на помещение. К ним относят любые бумаги, в которых есть информация о назначении, конструктивных особенностях и планировке магазина. А также документы, которые подтверждают право пользования таким объектом. Например, договор купли-продажи помещения, разрешение на право обслуживания посетителей и т. д.
В инвентаризационны
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.