г. Томск |
Дело N 07АП-4508/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
Председательствующего - судьи Солодилова А. В.,
судей: Ждановой Л.И.,
Кулеш Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.,
при участии:
от заявителя: Астахов А.В по дов. от 11.01.2010г., Бадажков П.Е. свидетельство о госуд. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от 01.07.2005г.
от заинтересованного лица: Гребнева Л.М. по дов. от 29.04.2010г. N 442, удостов. N 10-03 от 18.05.2010г.
от третьего лица ГУИО АК: Юшкова О.Е. по дов. от 15.04.2010г. N АН-3871, удостов. N 188
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления имущественных отношений Алтайского края, индивидуального предпринимателя Бадажкова П.Е.
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2010г.
по делу N А03-3410/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Бадажкова П.Е.
к Комитету по архитектуре и развитию г. Барнаула
о признании незаконным бездействия
с участием третьего лица - Главного управления имущественных отношений Алтайского края
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2010г. отказано в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Бадажкова П.Е. (далее - предприниматель, заявитель) о признании незаконным решения Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула (далее - Комитет) от 19.02.2010г. N Б-71/4-ж об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 0,07га, расположенного по ул. Партизанская в г.Барнауле, для строительства апартотеля согласно заявки N 4734 и обязании Комитета обеспечить выбор указанного земельного участка; результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства; утвердить схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возложенными вариантами их выбора; передать все необходимые документы в Главное управление имущественных отношений Алтайского края для принятия соответствующего решения согласно пункту б статьи 31 Земельного кодекса РФ и пункту 2.5 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (далее по тексту - Порядок).
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2010г. и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Заявленные требования мотивированы тем, что пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - горда Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок) не предусмотрена возможность отказа Комитетом в оформлении акта о выборе земельного участка. Заявитель нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым решением Комитета обосновал тем, что отсутствие акта о выборе земельного участка является препятствием для принятия Главным управлением имущественных отношений Алтайского края решения согласно части 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ, что то в свою очередь лишает заявителя права на получение решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - управление) обратилось с апелляционной жалобой, в котором просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2010г. и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что Земельный кодекс РФ не предусматривает возможности отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка и оформлении акта о выборе земельного участка при обращении лица с надлежащим заявлением в уполномоченный орган. Фактически управление просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции. Подробно доводы управления изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционные жалобы Комитет по архитектуре и развитию г. Барнаула не соглашается с доводами апеллянтов по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2010г. без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них, соответственно.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 23.04.2010г., суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Бадажков П.Е. обратился в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявкой о рассмотрении вопроса о выборе земельного участка для строительства апартотеля общей площадью 700 кв.м., расположенного в г. Барнауле по ул. Партизанская согласно схемы. Схема предпринимателем отражена в заявлении (л.д.12). Данная заявка была принята Главным управлением 01.07.2009г. и ей присвоен номер 4734.
Письмом от 03.12.2009г N АН-12812 данное заявление ИП Бадажкова П.Е. Главным управлением было направлено в адрес администрации г.Барнаула для подготовки акта о выборе земельного участка для строительства в случае возможности размещения апартотеля на испрашиваемом земельном участке.
Комитет письмом от 25.12.2009 N Б603, 604ж уведомил Главное управление о том, что размещение одноэтажного апартотеля на ул. Партизанской противоречит положениям Генерального плана г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской Городской Думы от 2 6.10.2 007 N 641. Комитет также указал на необходимость б соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ указать предпринимателем Бадажковым П.Е.предполагаемое место размещения объекта, его назначение, обосновать примерный размер земельного участка с учетом действующих нормативных документов по проектированию общественных объектов и указать на испрашиваемое право на земельный участок.
Письмом от 19.02.2010 N б-71/4-ж Комитет уведомил предпринимателя о том, что по результатам рассмотрения его заявления в целях осуществления возможности выбора земельного участка для строительства был подготовлен ответ о невозможности строительства объекта, так как размещение одноэтажного апартотеля противоречит положениям Генерального плана г. Барнаула, поскольку земельный участок, предлагаемый для строительства, расположен в зонах многоэтажной жилой и общественной застройки.
Дав оценку представленным документам и обстоятельствам дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены положениями статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложена на орган местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Аналогичная процедура и критерии предоставления земельных участков закреплены в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 г.N 48 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В силу пункта 2.3 названного Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", пунктом 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 02.02.2006г. N 32, таким уполномоченным органом является Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Согласно пункту 2.4 Порядка уполномоченный орган на основании полученного заявления: в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края;
получает от Администрации города Барнаула: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами;
утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации;
необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков;
в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства и утвержденного проекта границ.
Исходя из содержания указанных норм, наличие акта о выборе земельного участка является необходимым условием для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Отсутствие акта о выборе земельного участка является препятствием для принятия одного из указанных решений.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 г. N 32, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере градостроительства и архитектуры, который осуществляет функции межотраслевого регулирования градостроительной деятельности на территории города.
Пунктом 4.1 названного Положения на Комитет возложены обязанности по подготовке актов выбора земельных участков для всех видов строительства (реконструкции).
Из анализа вышеизложенных норм следует, что возможность отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка ни Земельным кодексом РФ, ни Порядком предоставления земельных участков, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 г. N 48, не предусмотрена.
Кроме этого, отказывая предпринимателю в выборе земельного участка, Комитет вышел за пределы своих полномочий, поскольку решение вопроса о предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в границах города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции Главного управления.
Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в зонах многоэтажной жилой и общественной застройки Комитету следовало отразить в акте выбора испрашиваемого земельного участка для последующего принятия уполномоченным органом соответствующего решения.
Следовательно, не обеспечив выбор земельного участка для строительства, Комитет допустил нарушения требований пунктов 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 г. N 48, чем создал препятствия для принятия Главным управлением решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Указанные обстоятельства существенно нарушают права и законные интересы общества на приобретение земельного участка в установленном порядке и использовании его в предпринимательской деятельности.
Поскольку суд первой инстанции при рассмотрении дела неправильно применил нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения, данное решение подлежит отмене (п.4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из приведенных норм законодательства, по результатам рассмотрения заявления уполномоченным органом принимается только два вида решений: решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
На Управление возложена обязанность в соответствии с вышеприведенными нормативными актами, не только обеспечения процедуры выбора земельного участка после предоставления органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка и иных обязательных документов, но и принятия по результатам рассмотрения заявления одного из решений: решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта.
В соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 201 АПК РФ, именно возложение обязанности на ответчика по принятию одного из указанных решений в порядке и сроки, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ и п. 2.5 Порядка предоставления земельных участков, является способом устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Государственная пошлина подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2010г. по делу N А03-3410/2010 - отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула в выборе земельного участка, выраженный в письме от 19.02.2010г. N Б-71/4-ж.
Обязать Комитет по архитектуре и развитию г. Барнаула устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова П.Е. - осуществить выбор земельного участка примерной площадью 0,07га, расположенного по ул. Партизанская в г. Барнауле, для строительства апартотеля согласно заявки индивидуального предпринимателя Бадажкова П.Е., зарегистрированной 01.07.2009г. N 4734 в Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, а также предоставить в Главное управление имущественных отношений Алтайского края акт о выборе земельного участка, иные документы, материалы и информацию в соответствии 2.4. Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - горда Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена.
Взыскать с Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула в пользу индивидуального предпринимателя Бадажкова П.Е. 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Жданова Л.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3410/2010
Истец: Бадажков П Е
Ответчик: Комитет по архитектуре и развитию г.Барнаула
Третье лицо: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16992/10
03.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16992/10
16.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-3410/2010
23.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4508/10