Лови момент пересечения границы
Товарооборот между Россией и Республикой Беларусь только увеличился с введением единой таможенной территории. Однако неясность пункта 2.4 Положения Центрального банка от 01.06.2004 N 258-П позволяет штрафовать российских экспортеров, продающих товары в Республику Беларусь на основании п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Возникает вопрос о правомерности такого привлечения к административной ответственности.
Напомним, что в соответствии с п. 2.4 утвержденного ЦБ РФ Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2006 N 258-П (далее - Положение) экспортер или импортер обязан представить в банк определенные документы в срок, не превышающий:
"- 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товара с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
- 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ".
Несомненно, введением данной нормы законодатель преследовал цель отследить момент ввоза и вывоза товаров с таможенной территории РФ, что подтверждается пунктом 2.1 Положения, где резидент в установленном порядке "представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ...".
Очевидно, что с моментом ввоза и вывоза товаров связывались определенные правовые последствия для хозяйствующих субъектов - обязанность представить в банк документы в строго отведенный для этого срок.
Наиболее сложными и противоречивыми представляются ситуации именно с ввозом и вывозом товаров, так как в этих случаях в отличие от оказания услуг и передачи результатов интеллектуальной деятельности происходит фактическое пересечение таможенной границы РФ.
Рассмотрим ситуацию, когда резидент вывозит товары с территории РФ в Республику Беларусь и пытается соблюдать вышеобозначенные правила п. 2.4 Положения в части соблюдения сроков представления документов.
Неизбежные вопросы
Однако как определить дату пересечения товаром таможенной границы РФ, тем самым установив момент, с которого у резидента возникает обязанность представить документы в банк?
Какими документами будет подтверждаться фактическое пересечение таможенной границы РФ?
Какие документы необходимо представить в банк при осуществлении продажи товаров в Республику Беларусь?
Для ответа на первый вопрос необходимо выяснить законодательное понятие "вывоза товара с таможенной территории РФ".
Пункт 2 ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) определил, что используемые в Законе "институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства РФ, других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства РФ...".
Обратившись к ст. 11 ТК РФ, видим, что "вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы... "
Фактическое пересечение товаром таможенной границы РФ подтверждается по общему правилу таможенными органами, которые проставляют в грузовой таможенной декларации соответствующие отметки.
В связи с отменой таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь в соответствии с Указом Президента РФ "Об отмене таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь" от 25.05.95 N 525 оформление грузовой таможенной декларации при перемещении товаров между этими государствами не производится. Следовательно, установить конкретную дату пересечения товаром таможенной границы РФ невозможно, как и определить момент, с которого у импортера возникает обязанность по представлению в банк соответствующих документов.
Об этом свидетельствует один из официальных ответов таможенных органов на запрос участника ВЭД с Республикой Беларусь: "Смоленская таможня в связи с отменой таможенного оформления и таможенного контроля на российско-белорусской границе с 15 июля 1995 года не имеет пунктов пропуска и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы Российской Федерации не осуществляет".
Таким образом, ТК РФ дается четкое и однозначное понятие "вывоза товаров с таможенной территории РФ", с которым Положение связывает совершенно определенные правовые последствия, а именно обязанность резидента представить в банк документы не позднее "15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ...".
Ответ на вопрос о документах, которые могли бы подтвердить фактическое пересечение таможенной границы РФ, а также о каком-либо ином механизме получения официального подтверждения таможенных органов о вывозе товаров с таможенной территории РФ отчасти содержится в Приказе от 21.07.2003 N 806 "Об утверждении инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ) ".
В соответствии с п. 27 данной Инструкции: "По решению ГТК России допускается подтверждение фактического вывоза товаров на основании комплексной оценки представленных заявителем иных документов (документов, свидетельствующих о поступлении от иностранного лица - покупателя товаров валютной выручки за счет заявителя, а также транспортных либо товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов зарубежных стран), позволяющих однозначно установить факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ".
Раздел III вышеуказанной Инструкции посвящен порядку подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, вывозимых через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен. Представленные в данном разделе положения указывают на многоступенчатый, значительно растянутый во времени механизм реализации получения сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ.
Сложность получения у таможенных органов в соответствии с данной Инструкцией необходимых сведений также подтверждается Определением ВАС РФ от 07.02.2005 N 16309/04 "О прекращении производства по делу", где заявитель ссылается на отсутствие в вышеуказанном разделе Инструкции "правовой нормы, обязывающей таможенные органы осуществлять оформление отметки о фактическом вывозе товара с таможенной территории РФ не только на грузовой таможенной декларации, но и на транспортных и товаросопроводительных документах".
Необходимые документы
Так какие же документы требует банк с резидентов-импортеров в Республику Беларусь? Выработалась некоторая практика, что по такого рода операциям резиденты представляют в банк товарные накладные. Следует отметить, что товарная накладная не подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ и тем более не подтверждает фактическое пересечение товаром таможенной границы. Значит, указанная в ней дата не может быть моментом, с которой закон связывает выполнение каких-либо обязанностей.
Немногочисленная судебная практика противоречива. К примеру, ФАС Поволжского округа по делу N А65-22518/2005-СА2-38 от 01.02.2006 поддерживает позицию об отсутствии состава административного правонарушения в связи с невозможностью "установить конкретную дату пересечения товаром таможенной границы РФ...", где также указывает на единую таможенную территорию РФ и Республики Беларусь. В Решении же Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3722/2006-7 от 25.09.2006 не принимаются доводы о невозможности установить конкретную дату пересечения товаром таможенной границы РФ и отмечается, что "отмена таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь не освобождает общество от соблюдения требования законодательства РФ, установленного в целях валютного регулирования и валютного контроля. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П в качестве подтверждающего документа могут быть использованы любые документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ".
Обозначив данную проблему, проведя анализ нормативной базы относительно рассматриваемой ситуации, можно говорить об определенной неурегулированности такого рода отношений. С одной стороны, на субъекта возлагается определенная обязанность, с другой - невозможно определить момент, с которого она возникает. При этом у субъекта нет фактической возможности каким-либо образом самостоятельно определить момент возникновения данной обязанности и, соответственно, исполнить ее в установленный срок.
Ссылка на п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона, где определено лишь общее правило, согласно которому "резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона", не может рассматриваться как основание для привлечения к административной ответственности.
В данном случае уместно заметить, что в соответствии с п. 6 ст. 4 Закона "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов".
Резюмируя вышеизложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации речь должна идти об отсутствии состава административного правонарушения.
Обозначенные моменты с большей долей вероятности указывают на то, что привлечение в данном случае резидента к административной ответственности по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в связи с несоблюдением п. 2.4 Положения не соответствует нормам действующего законодательства РФ, однако решающее слово скорее всего будет сказано судебной практикой.
Н. Ковалева,
начальник юридического отдела группы компаний
"Кохлома", к.ю.н., доцент кафедры гражданского
права и процесса костромского государственного
технологического университета
"эж-ЮРИСТ", N 43, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru