г. Томск |
Дело N 07АП-3621/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещён),
от заинтересованного лица:
Кошелева Т.В. по доверенности от 26.01.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Кемеровской таможни, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.03.2010 г.
по делу N А27-944/2010 (судья Лежнин Д.Л.)
по заявлению
Открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
к Кемеровской таможне
о признании недействительным требования от 27.10.2009 г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - общество, заявитель, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне (Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы) (далее - таможенный орган, Таможня) о признании недействительным требования от 27.10.2009 г., вынесенного Беловским таможенным постом Кемеровской таможни.
В порядке части 1 статьи 47 АПК РФ судом первой инстанции произведена замена стороны Беловского таможенного поста на Кемеровскую таможню (далее - таможенный орган).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02 марта 2010 г. заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.03.2010 г. и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
По мнению апеллянта, вывод арбитражного суда о том, что общество правильно классифицировало спорный товар в подсубпозиции 4011 94 000 0 "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: прочие: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см" ТН ВЭД России, не основан на законодательстве, регулирующем спорные правоотношения.
Применение судом Правила 3 ОПИ ТН ВЭД неправомерно, основано на неправильном толковании и применении правила 6 ОПИ ТН ВЭД.
Судом необоснованно не приняты доводы таможенного органа о том, что коды, в том числе 4011 94 000 0, определяемые в зависимости от рисунка протектора, отнесены в ТН ВЭД в категорию "прочие" по отношению к коду 4011 20 900 0, так как этот факт подтверждается непосредственно системой построения кодов внутри товарной позиции 4011 20 ТН ВЭД России и Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
Вывод суда о том, что отсутствие маркировки индекса внутри нагрузки на шине не позволят относить товары к субпозиции 4011 20 ТН ВЭД не соответствует ТН ВЭД России.
Апеллянт также не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленная таможенным органом в материалы дела копия заключения эксперта от 12.10.2009г. не подтверждает позицию заинтересованного лица о том, что индекс нагрузки не является критерием классификации товаров. Заключение содержит лишь общие выводы относительно индекса нагрузки как характеристики шины.
Вывод суда о том, что классификационный код 4011 94 000 0 ввезенных шин подтверждается инвойсом поставщика, не соответствует законодательству, регулирующему классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Предназначение спорных шин для автомобилей - самосвалов, осуществляющих перевозку грузов, подтверждается материалами дела.
Вывод суда о том, что классификация шин по ТН ВЭД не зависит от классификации по ТН ВЭД транспортных средств, для которых они предназначены, а зависит от сферы использования транспортных средств, противоречит ТН ВЭД.
Выводы суд противоречат применяемой в международных отношениях классификации товаров.
Кроме того, апеллянт считает, что решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД есть определение уполномоченным должностным лицом таможенного органа кода по ТН ВЭД отличного от заявленного декларантом в ГТД при декларировании и оно может быть формализовано (выражено) в форме уведомления таможенного органа, а поскольку вновь определенный код товара влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, то декларанту направлено оспариваемое им требование, которым установлен срок доя корректировки сведений; при таможенном контроле правильности заявленного декларантом кода ТН ВЭД товара N 1 таможенным органом процедура, установленная законом соблюдена.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание апелляционной инстанции, общество явку своего представителя не обеспечило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении); представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя таможенного органа, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.03.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение контракта от 25.12.2008 N 7061/08-1, заключенного с TRS Tyre and Rubber Supplies S.A., Switzerland, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10608010/271009/0002352 партию внедорожных крупногабаритных шин марки "Бриджстоун" по товарной субпозиции 4011 94 000 0, ставка таможенной стоимости которой составляет 5%.
Требованием от 27.10.2009 таможенный орган указал обществу на необходимость скорректировать указанный в ГТД код данного товара на код - 4011 20 9000, которому соответствует таможенная пошлина в размере 15 % от таможенной стоимости товара.
Посчитав данное требование от 27.10.2009 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Таможенным органам предоставлено право проверки достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, путем их сопоставления с информацией, полученной от других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, таможенной ревизии, назначения экспертизы товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания (статьи 367, 376, 378 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения к ТН ВЭД, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Из содержания статей 39, 40, 127, 144 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 утвержден Таможенный тариф Российской Федерации и Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими по тексту положениями.
Правилом 6 для классификации товаров Правила 1 - 5 на уровне субпозиций применяются на тех же условиях и в том же порядке, что и на уровне товарных позиций, при условии, что субпозиции одного уровня являются сравнимыми.
В данном случае сравнимы субпозиции 4011 20 и однодефисная субпозиция (наименование) "прочие".
Исходя из описаний субпозиций в товарной позиции 4011, субпозиция 4011 20 используется в отношении шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов, которые могут применяться на дорогах общего пользования, и имеющих соответствующие маркировки индекса нагрузки.
Для определения товара по наименованию "прочие" характерно применение их на транспортных средствах и машинах (в том числе и карьерных самосвалов), "используемых в горнодобывающей промышленности, а также значение посадочного диаметра".
Спорные шины характеризуются, прежде всего, применением их на горном транспорте и посадочным диаметром, а не индексом нагрузки. Следовательно, субпозиция (наименование) "прочие" наиболее точно описывает ввезенный заявителем товар.
Субпозиция 4011 20 включает в себя подсубпозиции, классифицирующие шины в зависимости от индекса нагрузки. Критерием отнесения товара по коду 4011 20 9000 является определение индекса нагрузки.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД России индекс нагрузки всегда указывается на шине.
Между тем на декларируемых акционерным обществом шинах отсутствует маркировка индекса нагрузки - международного цифрового кода, обозначающего предельно допустимую нагрузку, которую способна нести шина при скорости, соответствующей символу скорости, и при определенных условиях эксплуатации.
Представленная таможенным органом в материалы дела копии заключений специалиста от 02.11.2009 N 5-307-09, 16.11.2009 N 5/315-09, копия письма Экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 26.02.2009 г. N 01-01-16/561, позицию заинтересованного лица о том, что индекс нагрузки не является критерием классификации товаров, не подтверждает; поскольку на самих шинах поставщиком не определен индекс нагрузки, экспертное заключение в данном случае не может заменять маркировочное обозначение производителя исходя из максимально допустимой нагрузки на шину при ее эксплуатации.
С учетом изложенного, исходя из основных свойств товара, предназначения его для транспортных средств, используемых в горнодобывающей промышленности, из рисунка протектора, отсутствия на шинах маркировки "индекс нагрузки", таможенным органом не доказано, что спорные шины не должны классифицироваться по кодам ТН ВЭД 4011 20 900 0, а равно тех обстоятельств, что применённая Обществом классификация противоречит применяемым в международных отношениях правилам классификации товаров..
Кроме того, ГОСТ 26585-2003, в отличие от ГОСТа Р 52 899-2007 "Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов", не содержит формулировки об обязательности нанесения маркировки индекса нагрузки, что свидетельствует о том, что к маркировке внедорожных шин, используемых в промышленности и строительстве требования иные, соответственно и квалифицироваться они должны отдельно от шин для грузовых транспортных средств для перевозки грузов по дорогам общего пользования.
На сферу использования декларируемых акционерным обществом шин указывает маркировка "OFF-THE-ROAD", что означает "внедорожные" и EARTHMOVING ("Е" - в земляных работах), а также особое строение протектора шин, связанное с передвижением вне дорог общего пользования. Это указывает на целевое использование спорных шин только в промышленности.
Кроме того, таможенным органом не представлено достоверных доказательств того, что примененная акционерным обществом классификация противоречит применяемым в международных отношениях правилам классификации товаров.
Таким образом, исходя из основных свойств товара, предназначения его для транспортных средств, используемых в горнодобывающей промышленности, из рисунка протектора, отсутствия на шинах маркировки "индекс нагрузки" суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правильной классификации заявителем спорных шин по коду ТН ВЭД 4011 94 000 0.
В процессе мероприятий таможенного контроля Таможня сделала вывод о неправильной классификации товаров обществом, в связи с чем, направила последнему Уведомление от 27.10.2009 б/н, в котором предложила декларанту произвести корректировку кода товара N 1 в ГТД 4011 94 000 0 на код 4011 20 900 0, т.е. классифицировать ввезенный товар в иной подсубпозиции ТН ВЭД.
Решение таможенного органа, выраженное в форме уведомления от 27.10.2009 и требования от 27.10.2009 об изменении кода классификации товара N 1 в иную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД обладает критериями определенности и исполнимости, соответствует статье 153 ТК РФ, Приказу ГТК от 02.10.2003г. N1096 "Об утверждении форм документов" (зарегистрирован в Минюсте 19.11.2003 рег. N 5243), в соответствии с которыми должностное лицо таможенного поста, если вновь определенный код товара в соответствии с ТН ВЭД России влияет на размер таможенных пошлин, налогов, направляет декларанту уведомление, в котором указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно действия должен совершить декларант, а также требование о необходимости осуществления корректировки заявленных сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апеллянта о том, что при принятии оспариваемого требования от 27.10.2009 таможенным органом соблюдена процедура таможенной проверки, установленная статьёй 153 ТК РФ, а также процедура классификации товара таможенным органом при выявлении им нарушений правил классификации товара при его декларировании, установленная 40 ТК РФ; выводы суда первой инстанции в указанной части не привели к вынесению судом первой инстанции неправильного решения, поскольку основанием удовлетворения заявленного обществом требования, явилась недоказанность Кемеровской таможней несоответствия позиции заявителя о классификации ввезенных шин положениям ТН ВЭД России, Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апеллянта относительно необоснованного взыскания с него государственной пошлины в связи с тем, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Принимая судебный акт в обжалуемой части, суд исходил из признания оспариваемых ненормативных актов недействительными; неимущественного характера требований данной категории дел; положений статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о распределении судебных расходов.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и вступившим в силу на момент вынесения обжалуемого судебного решения, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Указанная льгота установлена для названных лиц в случае уплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления (жалобы) в арбитражном суде. Однако подателем жалобы не учтено, что в данном случае с него взыскиваются судебные расходы, понесенные Обществом в связи с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Следовательно, поскольку процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение налоговых органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как проигравшей стороны по делу при удовлетворении требования заявителя, оплатившего госпошлину за рассмотрение дела судом, а в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно взыскал с таможенного органа судебные расходы в пользу Общества в связи с уплатой им государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд.
Поскольку апеллянтом документально не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 02.03.2010 года по делу N А27-944/2010 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-944/2010
Истец: ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Кемеровская таможня Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России