г. Томск |
Дело N 07АП-3465/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Л.И. Ждановой
А.В. Солодилова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.А. Кулеш,
при участии:
от заявителя: без участия, извещено,
от заинтересованного лица: без участия, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельхозТехнологии"
на решение арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2010 года по делу N А45-213/2010 (судья О. М. Васютина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СельхозТехнологии" к территориальному (межрайонному) отделу N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "СельхозТехнологии" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения территориального (межрайонного) отдела N 2 управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ТО N 2 Управления Роснедвижимости) N 19/09-10471 от 06.11.2009 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Решением суда от 26.02.2010 г. в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что публичные слушания проведены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ); Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) применим к участкам, предоставляемым муниципалитетами в аренду гражданам либо дачным объединениям, а ООО "СельхозТехнологии" является собственником спорного земельного участка; действующее законодательство не запрещает Обществу иметь на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства (дачного хозяйства)".
В своем отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо не согласно с доводами Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "СельхозТехнологии" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности - овощеводство) с кадастровым номером 54:19:093502:782 (далее - земельный участок), расположенный в Новосибирском районе Новосибирской области, Кубовинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 54:19:093502, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2009 г.
Постановлением N 180р от 28.09.2009 г. Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области "Об изменении разрешенного использования земельных участков "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для дачного строительства", принадлежащих ООО "СельхозТехнологии" изменено разрешенное использование земельного участка "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для дачного строительства".
Данное Постановление N 180р от 28.09.2009 г. явилось основанием для обращения Общества в Территориальный отдел N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка.
Решением N 19/09-10471 от 06.11.2009 г. заинтересованное лицо отказало Обществу в проведении государственного кадастрового учета на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Полагая, что вынесенное решение не основано на законе, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что Постановление N 180р от 28.09.2009 не соответствует требованиям статей 78, 81 Земельного кодекса РФ и Закону N 66-ФЗ, поэтому не может являться основанием кадастрового учета земельного участка в связи с изменением его разрешенного использования и решение территориального отдела N 2 соответствует закону.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ основанием для принятия решения судом о признании незаконным отказа Территориального (межрайонного) отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области во внесении изменений в государственный земельный кадастр является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Из статьи 27 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
Пунктом 9 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением разрешенного использования земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
ООО "СельхозТехнологии" принадлежит на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:19:093502:782.
В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 01.04.2009 года на спорный земельный участок, в котором указано его разрешенное использование (назначение) "для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства".
Поскольку объектом земельных отношений согласно статье 11.1 ЗК РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав названных выше субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 66-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
ООО "СельхозТехнологии" указывает, что Закон N 66-ФЗ не содержит запрета на изменение вида разрешенного использования земельных участков для коммерческих организаций.
Между тем, Закон N 66-ФЗ применим к отношениям по использованию дачных земельных участков, поскольку устанавливает субъектный состав лиц, которым может быть предоставлен земельный участок для дачного строительства и определяет порядок предоставления таких земельных участков.
Закон N 66-ФЗ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Следующим этапом в силу статей 12, 14 Закона N 66-ФЗ является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.
Таким образом, нормы ЗК РФ, Закона N 66-ФЗ допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.
По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.
Отсутствие запрета для коммерческих организаций на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для дачного строительства" не означает, что таким организациям могут быть предоставлены земельные участки для указанных целей.
Законом не предусмотрена сама возможность предоставления коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства. В связи с чем, невозможно для коммерческих организаций и изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Довод Общества о том, что суд первой инстанции неверно применил закон N 66-ФЗ, так как этот закон регулирует совершенно иные правоотношения, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Закон N 66-ФЗ применим к отношениям по использованию дачных земельных участков, поскольку устанавливает субъектный состав лиц, которым может быть предоставлен земельный участок для дачного строительства и определяет порядок предоставления таких земельных участков.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрен вид использования "для дачного строительства" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.
В соответствии с порядком, установленным статьей 14 Закона N 66-ФЗ, допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
При обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у ООО "СельхозТехнологии" отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица.
На основании пункта 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, такое решение не может нарушать требований Земельного кодекса РФ и федеральных законов о возможности предоставления земельных участков с конкретным видом разрешенного использования определенным категориям субъектов.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ суд при разрешении спора вправе не применять акт государственного органа или местного самоуправления, который противоречит закону.
Суд первой инстанции правомерно признал, что постановление администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 28.09.2009 N 180р "Об изменении разрешенного использования земельных участков "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для дачного строительства", принадлежащих ООО "СельхозТехнологии" не соответствует требованиям статей 78, 81 ЗК РФ и Закона N 66-ФЗ.
Довод апеллянта о том, что публичные слушания были проведены в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с Законом N 191-ФЗ, не опровергают выводов суда о неправомерности Постановления N 180р от 28.09.2009, поэтому судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
Учитывая изложенное, Территориальный (межрайонный) отдел N 2 Управления Роснедвижимости по Новосибирской области правомерно отказал ООО "СельхозТехнологии" во внесении изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности Обществу земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 54:19:093502:782.
Следовательно, оспариваемое решение N 19/09-10471 от 06.11.2009 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствует требованиям закона.
В связи с чем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения N 19/09-10471 от 06.11.2009 г. является правильным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы, которые не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на апеллянта.
Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступившим в силу с 29.01.2010 г., размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы увеличен до 2000 рублей.
В связи с тем, что при подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей, то с Общества подлежит довзысканию в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2010 года по делу N А45-213/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельхозТехнологии" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СельхозТехнологии" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-213/2010
Истец: ООО "СельхозТехнологии"
Ответчик: Территориальный (межрайонный) отдел N2 Управления Роснедвижимости по НСО