Инвестиции в человеческий капитал
о роли качественного образования специалиста
Значимость образования в процессе профессионального становления работника очевидна. Ведь выполнение профессиональных обязанностей предполагает наличие у работника соответствующих знаний, навыков и умений, формирование которых было осуществлено в ходе образовательного процесса. Соответственно образование становится обязательным условием формирования первичного трудового потенциала. Более того, уровень образования позволяет специалисту не только выполнять трудовые операции различной степени сложности, ной во многом предопределяет его способность к дальнейшему самостоятельному профессиональному росту, повышению квалификации и рационализации трудового процесса.
О роли образования в формировании трудовых качеств работника, его профессиональной компетентности известно давно, и интерес к этому вопросу не ослабевает. Одним из самых ранних примеров является заявление А. Маршала о том, что затраты на образование - это лучшее помещение капитала для семьи и общества [1]. В 2004 г. видные политические деятели не уставали акцентировать внимание общественности на стремлении развивать национальные системы образования. Так, британский министр образования и занятости Дэвид Бланкетт отметил, что успешность бизнеса зависит от инвестиций в человеческий капитал. Стоимость технологических компаний так высока не из-за материальных активов, а из-за уникального человеческого капитала. Американский министр Ричард Райли сделал следующее заявление: "В XXI веке публичное образование станет более индивидуализированным, акцент будет сделан на образование "всегда и везде" за счет применения достижений электронных средств связи" [2].
В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование. При этом ежегодно на публичное образование в Америке тратится 360 млрд долл. бюджетных средств. Более того, признавая важность образования для повышения трудового потенциала работников, частные компании постоянно увеличивают расходы на осуществление образовательных проектов. Так, в 2003 г. только компания Microsoft выделила на эти цели около 21 млн долл. в 67 странах мира [3].
В уровне образования населения России за последние годы произошли весьма существенные позитивные изменения. Увеличивается число лет обучения, что происходит в первую очередь за счет развития высшего и среднего профессионального образования. В то же время доля лиц, имеющих начальное или общее среднее образование, имеет устойчивую тенденцию к снижению. Такой характер изменения образовательной структуры свидетельствует о росте профессионализма трудовых ресурсов и повышении трудового потенциала.
Но, увы, не все так гладко. Подавляющее большинство компаний в настоящее время не рассчитывает на то, что молодой специалист, закончивший учебное заведение среднего или высшего профессионального образования, готов немедленно включиться в работу. Выпускники воспринимаются работодателями только как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. Полученные в учебном заведении профессиональные знания рассматриваются компаниями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения. Работодателей не устраивает уровень специальных знаний выпускников, которые, как считают руководители многих предприятий, зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства. Все это в итоге приводит к необходимости предприятиям самим решать данную проблему. Обучение, повышение квалификации вчерашних выпускников и сотрудников сегодня становится стратегически важной задачей для успешной работы предприятия. В некоторых особенно крупных компаниях программы обучения сотрудников принимают форму корпоративных учебных заведений, создаваемых самостоятельно или в партнерстве с вузами. Качество образования во многом определяет потенциальную способность работника к выполнению перечня трудовых операций различного содержания и сложности, то есть его профессионализм. Формирование профессиональных качеств обеспечивается как в процессе обучения, так и в процессе работы и представляет собой развитие способностей осуществления практической деятельности.
Именно категория "профессионализм" является образующей в величине задействованной части трудового потенциала, и потому ее формирование наиболее важно в процессе управления трудовым потенциалом.
Следует отметить, что уровень профессионализма работников в российской экономике находится на недостаточно высоком уровне. Причиной этому служит, как уже было сказано ранее, низкая практическая направленность профессионального образования, несоответствие содержания образовательных дисциплин требованиям рабочих мест различных специальностей, низкая преемственность различных уровней образовательной системы, нерациональная организация рабочих мест и высокая доля неквалифицированного труда на производстве. В результате даже при высоком уровне гуманитарного образования работника и его творческих способностей уровень квалификации на конкретном рабочем месте может оставаться невысоким. Бесспорно, обозначенная проблема требует скорейшего решения на основе комплексного общегосударственного подхода.
Кроме формирования уровня общей образованности и профессионализма система образования должна решать и еще одну очень важную задачу в развитии трудового потенциала - формирование творческой активности специалиста. Выпускник должен быть способным и готовым к рациональной организации трудовых операций, внедрению новшеств и улучшений в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей, а также генерированию новых идей и решений. Именно использование творческого потенциала работника гарантирует повышение производительности труда интенсивными методами. Творческая активность становится одним из ключевых факторов экономического развития в целом, поскольку гарантирует увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени. Решение этой задачи требует от учреждений образования поиска современных методов обучения, при которых учащийся станет активным субъектом образовательного процесса на этапе обучения и сохранит или преумножит таковую активность в профессиональной деятельности.
Результаты исследований МОТ свидетельствуют о наличии взаимосвязи между уровнем экономического развития страны и условиями для реализации творческих способностей в сфере науки, изобретательства и рационализации, хотя сам вопрос оценки данных условий остается спорным. В настоящее время в качестве показателей, применяемых в косвенной оценке возможностей творческой деятельности, используют количество лауреатов Нобелевской премии, количество научно-исследовательских институтов на душу населения, уровень образования населения в целом, количество поданных рационализаторских предложений на душу экономически активного населения. Достаточно объективным показателем служит количество патентов на изобретения, промышленные модели и полезные образцы, выданные в национальной экономике за определенный период времени, а также количество патентов на одну тысячу научных сотрудников. Более точным, но и более сложным для определения является показатель практического использования патентованных изобретений.
Анализ всех перечисленных ранее показателей свидетельствует о том, что население России обладает значительным творческим потенциалом и не уступает по этому показателю наиболее развитым странам, однако готовность реализации творческих способностей работников находится на низком уровне. Причиной этому служит отсутствие заинтересованности работников в практическом применении новаторских решений, низкий уровень экономической активности научно-исследовательских институтов, низкий уровень доходов среди работников науки, отсутствие действенных механизмов по апробации и внедрению разработок. Как следствие, имея значительный ресурс для развития в виде творческих способностей населения, национальная экономика не может задействовать его для повышения качества жизни населения и повышения уровня конкурентоспособности на мировом рынке. Обеспечение условий для активизации творческих способностей и внедрения их в производственные процессы может стать мощным импульсом дальнейшего экономического развития как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
Работники творческих профессий, помимо всего прочего, должны обладать способностью к генерированию новой информации - идей и образов. Однако при наличии данного базиса результат труда будет зависеть еще от одного фактора, а именно от активности работника. Она определяет, как заложенные потенции и возможности человека могут проявляться в процессе его трудовой деятельности. При этом данная активность определяется не мотивацией, а психологическими особенностями человека, типом его характера. Именно они формируют мотивационную систему, то есть определяют, какие именно стимулы будут оказывать набольшее на него воздействие. В экономической литературе, это обычно трактуется как предприимчивость, то есть способность человека воплощать в жизнь свои идеи и реализовывать способности. В литературе по вопросам психологи данное явление получило название - "пассионарность" - стремление человека к новому, нетрадиционному, к активным действиям, которое проявляется в таких эмоциях, как увлеченность, энтузиазм, азарт. Основной импульс развитию данных качеств задается именно системой образования, так как именно тогда формируются и жизненная позиция, и способность ее отстаивать. Предприятие же пытается воздействовать на данную активность при помощи стимулирования и мотивации.
Итак, образование специалиста во многом предопределяет его дальнейшую успешность в профессиональной деятельности как с точки зрения самого работника, так и трудового коллектива.
Список литературы
1. Маршал А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
2. Инвестиции в будущий рынок // Эксперт. Интернет-образование. 16.10.2000. Электронная версия.
3. Соболевская А.А. Новые тенденции в оплате труда в США: Сб. науч. ст. / Институт проблем предпринимательства. Электронная версия.
Н. Кощеева,
к.п.н., доцент
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107