г. Томск |
Дело А45-26704/2009 |
|
N 07АП-4175/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего И. Н. Мухиной
судей Л. Ф. Зубаревой, В. М. Сухотиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ф.Зубаревой
при участии представителей истца: Шейфер Л.С., Трифоненко С.В., Тилининой Ю.В.
ответчика: Нечаевой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 18 марта 2010 года по делу N А45-26704/2009 (судья А. А. Уколова)
по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж"
о взыскании 7186964 рублей задолженности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго") обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - ООО "Строймонтаж") о взыскании 7 186 964 рублей долга за тепловую энергию за период с 01.01.2007г. по 31.12.2008г.
Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "СибирьЭнерго" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы податель, в частности, указал, что не согласен с выводом суда о том, что условия соглашения о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 12 от 02.10.2007 г. противоречат ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Кроме того, ОАО "СибирьЭнерго" считает необоснованным вывод суда о ничтожности п. 4.1 указанного соглашения. Представленный истцом расчет задолженности, произведенный с использованием нормативов и тарифов, установленных для граждан, по мнению подателя жалобы, соответствует требованиям действующего законодательства, а также позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 09.06.2009 г. N 525/09 (л.д.77-80 том 4).
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами последней не согласился, выводы арбитражного суда первой инстанции считает законными и обоснованными. При этом указал, что поскольку объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, определяется в соответствии с порядком, установленным нормативным актом и не может быть изменен соглашением сторон. Исходя из положений п. 4 ст. 539, 548 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", установлен приоритет Жилищного кодекса РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представители истца настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представили дополнительные письменные объяснения с обоснованием расчета задолженности ответчика за отпущенную ему тепловую энергию со ссылкой на п. 19 Правил N 307, п. 1 ст. 544 ГК РФ, а также ведомости потребления тепловой энергии в горячей воде, которым, по мнению истца, судом не дана надлежащая оценка. Просили обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, возражала против отмены решения суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных объяснений истца, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению ответчик (управляющая организация) в силу пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) как исполнитель коммунальных услуг обязан приобретать у истца (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию в горячей воде, для чего сторонами заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 12 от 2 октября 2007 г. с последующими дополнениями (л.д. 11-27 том 1).
Условиями соглашения N 12 предусмотрен порядок расчетов за принятую тепловую энергию, в том числе определение количества потребленной тепловой энергии расчетным методом, указанным в разделе 4:
энергоснабжаюшей организацией (Истец) - в соответствии с рекомендациями приказа N 105 от 06.05.2000г. Госстроя РФ от коллекторов станций.
управляющей организацией (Ответчик) - по формуле п.3.2. "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995г. N 954, по приборам учета на объектах (многоквартирных домах).
Согласно пункту 6.1 соглашения энергоснабжающая организация ежемесячно выставляет управляющей организации счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящего соглашения. Пунктом 6.1 предусмотрена корректировка один раз в год размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленной согласно пункту 6.1.
Требованиями ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу является взыскание с ответчика денежной суммы в размере 7 186 964 руб., рассчитанной истцом путем корректировки размера платы и составляющей разницу между стоимостью тепловой энергии, определенной истцом расчетным методом со ссылкой на пункт 4 соглашения N 12, подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Привалам N 307, и платой, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением, установленных органом местного самоуправления.
Арбитражным судом первой инстанции требования истца правомерно оставлены без удовлетворения.
В силу сложившихся отношений коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно выработанной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09 июня 2009 г. N 525/09, учитывая норму пункта 8 Правил N 307 вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления на основании "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. В которых указано, что установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (п. 8). Также указаны основания изменения нормативов потребления коммунальных услуг, как например: изменение конструктивных параметров, степени благоустройства, климатических условий и т.п. (п. 13).
Поскольку на объектах (многоквартирных домах), управляемых ООО "Строймонтаж", приборов учета нет, ответчик не может определить количество тепловой энергии по п. 3.2. "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", так как согласно п/п 3.2.1 данных Правил количество тепловой энергии определяется по приведенной формуле на основании показаний теплосчетчиков. Таким образом, порядок расчета количества подаваемой тепловой энергии, предусмотренный пунктом 4 соглашения N 12, не может быть соблюден.
Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления. И соответственно, начисление населению (гражданам-потребителям) платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в спорный период осуществлял согласно постановлению мэра от 21.12.2006 N 1307, постановлению мэра от 07.02.2007 N56.
Министерство регионального развития Российской Федерации (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07:"Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что количество тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета должно определяться с учетом норматива потребления коммунальных услуг, а не с учетом рекомендаций приказа N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК - РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом ст. 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Ответчик действует в интересах граждан-потребителей, объектами теплоснабжения являются многоквартирные дома, вопрос теплоснабжения и водоснабжения граждан-потребителей, в том числе определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, должен рассматриваться с учетом требований жилищного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство РФ 23 мая 2006 г. утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307 и "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306.
Пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что "условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации".
Управляющая компания, не относящаяся к производителям (поставщикам) энергии, при заключении договора тепло - и водоснабжения жилого дома действует не в своих интересах, а в интересах граждан - жильцов домов, поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Отсюда следует, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, определяется в соответствии с порядком, установленным нормативным актом и такой порядок не может быть изменен соглашением сторон.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что условия соглашения N 12 на которых истец основывает исковые требования, противоречат законодательству РФ, и, на этом основании, недействительны в силу их ничтожности (ст. 168 ГК РФ), а значит, не имеют правовых последствий, является правильным.
Кроме того, представленный истцом расчет размера исковых требований, в том числе в дополнительных письменных объяснениях в апелляционную инстанцию, не подтвержден надлежащими доказательствами и не может быть признан соответствующим условиям соглашения N 12. Данный расчет основан на составленных истцом ведомостях потребления тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя (л.д. 126-150 том 1, л.д. 1-149 том 2, л.д. 1-21 том 3). Вместе с тем, приведенные в ведомостях показатели не подтверждены какими-либо надлежащим доказательствами, источник их получения из материалов дела установить не представляется возможным. Ведомости не содержат данные об отпуске тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии за вычетом тепловых потерь в сетях теплосетевой организации, предусмотренные пунктом 4.1 соглашения N 12, а также всех данных, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Выставляемые истцом в адрес ответчика счета-фактуры также не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими расчет количества подаваемой тепловой энергии в соответствии с условиями соглашения N 12 и приложения N 2 к Правилам N 307.
Апелляционная инстанция считает необходимым также отметить следующее.
Потребителями тепловой энергии и, следовательно, лицами, оплачивающими тепловую энергию, приобретаемую ООО "Строймонтаж" у ОАО "СибирьЭнерго", являются граждане (потребители). Условия соглашения N 12 от 2 октября 2007 г., влекущие увеличение размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, относительно рассчитанной в соответствии с действующим законодательством, противоречит нормам части 3 статьи 308 ГК РФ.
В соответствии со вторым абзацем пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правила N 307 содержат прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по нормативам и по тарифам, установленным для граждан.
Кроме того, истец неправомерно не учитывает, что согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на решения органов местного самоуправления г. Новосибирска о предоставлении из бюджета города субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную населением города сверх установленных нормативов, не может быть принята во внимание в качестве основания отмены оспариваемого решения. Правоотношения, связанные с предоставлением названных субсидий, выходят за пределы предмета и основания исковых требований по настоящему делу.
Таким образом, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Новосибирской области и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 марта 2010 года по делу N А45-26704/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И. Н. Мухина |
Судьи |
Л. Ф. Зубарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26704/2009
Истец: ОАО "СибирьЭнерго"
Ответчик: ООО "Строймонтаж"