Правовой статус субъектов внешнеторговых сделок
Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т.п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо*(1).
Безусловно, существенное значение имеет тот факт у кого и при каких условиях есть право на заключение внешнеторговых сделок.
Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(2) (далее - ФЗ о внешнеторговой деятельности).
Согласно ст. 10 указанного закона любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Исходя из смысла этой статьи, субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц.
Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином РФ или имеющее право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.
К иностранному лицу согласно пп. 11 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности относится физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.
При анализе норм ФЗ о внешнеторговой деятельности возможно сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов*(3).
При этом п. 6 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле относит к резидентам РФ:
физических лиц, являющихся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;
находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанные в подпункте "в" настоящего пункта;
дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезидентами согласно пп. 7 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле являются:
физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пп. 6 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
иные лица, не указанные в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле в качестве резидентов.
Безусловно, перечень резидентов и нерезидентов РФ, предусмотренный в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, гораздо шире, чем указанный в ФЗ о внешнеторговой деятельности.
В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами РФ, включены напрямую в ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в то время как согласно ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а ст. 11 ФЗ о внешнеторговой деятельности определяет, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.
Следует отметить, что от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. А от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане*(4).
В настоящее время от имени Российской Федерации в сделках по распоряжению федеральным имуществом выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений Российской Федерации*(5).
Согласно ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Однако от государственных органов отличаются созданные государством юридические лица - самостоятельные участники гражданского оборота, к которым можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст. 294 и 295 ГК РФ) и государственные учреждения (ст.ст. 296-298 ГК РФ).
Согласно ст. 50 Закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством Российской Федерации.
При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем, ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сдел
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой статус субъектов внешнеторговых сделок
Автор
А.А. Минаев - юрисконсульт филиала Российского государственного гуманитарного университета, г. Домодедово
"Российская юстиция", 2006, N 11