Великая налоговая революция продолжается...
С 1 января 2007 г. в очередной раз изменятся правила исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, ЕСН и других налогов.
Каждый год нам приходится осваивать новые правила исчисления налогов. 2007 г. не исключение. Рассмотрим наиболее важные изменения, внесенные в налоговое законодательство Федеральными законами от 27.07.2006 N 144-ФЗ (далее - Закон N 144-ФЗ), от 03.06.2006 N 75-ФЗ (далее - Закон N 75-ФЗ) и от 26.07.2006 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ), которые вступят в силу с 1 января 2007 г.
Льготы для IT-компаний
Вопрос о необходимости стимулирования развития сферы высоких технологий поднимался российскими законодателями достаточно давно. Еще в конце весны этого года - 12 мая - Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект о введении специального налогового режима для IT-компаний в виде отдельной главы 26.5 НК РФ.
Предполагалось установить для IT-компаний единый налог с прибыли в размере 6% от доходов, уменьшенных на произведенные расходы (в их перечень фактически включались все расходы, установленные в главе 25 НК РФ). Данный налог должен был заменить налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, социальные налоги (кроме взносов в ПФР), а также НДС (кроме налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Кроме того, организации могли рассчитывать на освобождение от таможенных сборов, взимаемых при оформлении товаров на таможне.
Условием перехода на единый налог должно было стать соблюдение организацией следующих условий:
- проведена государственная аккредитация в порядке, установленном Правительством РФ;
- получена доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ и базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных, полученных от покупателей - иностранных лиц, по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на уплату единого налога для организаций области информационных технологий, не менее 70% в сумме всех доходов организации за указанный период;
- среднесписочная численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода на уплату единого налога на организации информационных технологий, составляет не менее 100 человек.
К сожалению, до настоящего времени статус этого законопроекта не изменился. Однако некоторые из его идей нашли отражение в положениях Закона N 144-ФЗ: этим Законом для организаций в сфере информационных технологий с 1 января 2007 г. предусмотрены льготы по налогу на прибыль и ЕСН. Понятие IT-компании и условия получения льгот
В соответствии с новым п. 7 ст. 241 НК РФ организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, оказывающие (выполняющие) любой из двух видов услуг (работ):
- разработка и реализация программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора;
- разработка, адаптация и модификация программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установка, тестирование и сопровождение программ для ЭВМ, баз данных.
Для получения новых льгот уже существующие к 2007 г. компании должны соответствовать следующим требованиям:
иметь документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
получать долю доходов от реализации указанных выше услуг по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату ЕСН по пониженным ставкам, не менее 90% в сумме всех доходов организации за эти девять месяцев, в том числе от иностранных лиц не менее 70%.
При этом к иностранным лицам относятся только лица, которые не осуществляют деятельность на территории России.
Если на применение льготной ставки ЕСН будет претендовать вновь созданная организация, то такое процентное соотношение должно иметь место уже по итогам текущего отчетного (налогового) периода;
соблюдать среднесписочную численность работников за этот же период - не менее 50 человек. Для вновь созданной организации такая численность работников должна иметь место по итогам отчетного (налогового) периода.
Обратите внимание, что в НК РФ не содержится требования о ведении раздельного учета операции по оказанию указанных выше и иных услуг с разделением их на услуги иностранцам и россиянам. Тем не менее очевидно, что во избежание проблем с налоговиками организовать такой раздельный учет потребуется.
Хотя НК РФ не требует вести раздельный учет операций по услугам в области информационных технологий и иным услугам, для избежания споров с налоговиками лучше такой учет организовать.
Льгота по ЕСН для IT-компаний
Суть льготы состоит в снижении для IT-компаний порога, по достижении которого они начинают начисление ЕСН с применением пониженной (регрессивной) ставки.
Если в общем случае ставка налога начинает уменьшаться при достижении налоговой базы сотрудника 280 000 руб., то для IT-компаний налог уменьшается уже начиная с 75 000 руб.
Соответственно при зарплате 300 000 руб. в год для сотрудника IT-компании и, например, продовольственной компании ЕСН с зарплаты первого составит 47 500 руб., а с зарплаты второго - 74 800 руб.
Налоговая база | Ставка ЕСН | ||
стандартная | льготная | стандартная | льготная |
До 280 000 руб. | До 75 000 руб. | 26% | 26% |
От 280 001 руб. до 600 000 руб. |
От 75 001 руб. до 600 000 руб. |
72 800 руб. + 10% от сум- мы, свыше 280 000 руб. |
19 500 руб. + 10% от сум- мы, свыше 75 000 руб. |
Свыше 600 001 руб. | Свыше 600 001 руб. | 104 800 руб. + 2% от сум- мы, свыше 600 000 руб. |
72 000 руб. + 2% от сум- мы, свыше 600 000 руб. |
Льгота по налогу на прибыль для IT-компаний
Для IT-компаний в новом п. 15 ст. 259 НК РФ предусмотрена специальная льгота по амортизационным отчислениям.
Со следующего года IT-компании получают право не применять установленный в НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники.
Затраты на приобретение такой техники они смогут списывать в состав материальных расходов по подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ и направлять в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль единовременно по мере ввода ее в эксплуатацию.
Налог на прибыль - изменения для всех
Сразу обратим внимание на интересное изменение, касающееся учета расходов на НИОКР.
С 2007 г. сокращен срок признания расходов на проведение НИОКР - соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 262 НК РФ:
НИОКР, направленные на создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, не привели к возникновению положительного результата - срок списания затрат 1 год;
НИОКР к возникновению положительного результата привели - срок списания затрат также 1 год*(1).
В главу 25 НК РФ внесены еще два изменения, которые по сути направлены на устранение огрехов, которые допустил законодатель ранее в своем непродуманном законотворчестве.
Так, Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 259 НК РФ с 1 января 2006 г. была введена льгота, предоставившая налогоплательщикам право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемая амортизационная премия).
В этот перечень законодатель забыл включить реконструкцию, что не имело под собой никакого экономического обоснования. Законом N 144-ФЗ данная ошибка устранена. Теперь амортизационная премия может применяться и в отношении расходов на реконструкцию объектов. Более того, п. 1.1. ст. 259 НК РФ в обновленной редакции (в которой названы расходы на реконструкцию) начинает действовать задним числом - с 1 января 2006 г.
Амортизационная премия распространена и на расходы по реконструкции объектов. Причем применять ее можно начиная с 1 января 2006 г.
Другим огрехом Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ стала ошибка в изложении подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. В нем законодатели установили, что к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся списанные (уменьшенные иным образом) суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов. При этом были забыты налоговые пени и штрафы.
Этим не преминул воспользоваться Минфин России, который в письме от 13.01.2006 N 03-03-02/5 указал, что списанные или уменьшенные иным образом суммы пеней и штрафов должны увеличивать налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку они не приравниваются Налоговым кодексом к суммам налогов и сборов.
Закон N 144-ФЗ эту проблему устранил, установив, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не должны учитываться доходы в виде сумм списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам. Данный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Очередная революция в НДС
Налог на добавленную стоимость претерпел сразу несколько революционных изменений.
По-новому изложена ст. 176 НК РФ о порядке возмещения сумм превышения налоговых вычетов над суммой налога, начисленного к уплате в бюджет.
Сразу же следует отметить, что с 2007 г. стирается грань между процедурой возмещения "входного" НДС по операциям на внутреннем рынке и облагаемым по ставке 0%: установлена единая процедура, которая выглядит следующим образом.
1. После завершения камеральной налоговой проверки, если не будет установлено каких-либо нарушений, налоговый орган в течение семи рабочих дней обязан принять решение о возмещении НДС и одновременно с ним - решение о форме такого возмещения: зачете или возврате.
Напомним, что в отличие от общего правила, установленного новой редакцией ст. 88 НК РФ, при подтверждении права на вычеты налоговые органы в ходе камеральной проверки могут проверять не только представленные налоговые декларации, но также:
- документы, подтверждающие ставку 0%;
- иные документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (счета-фактуры, платежные поручения и т. д.).
2. Если нарушения выявлены, то руководитель налогового органа рассматривает материалы камеральной налоговой проверки и выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение:
- о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и форме такого возмещения, или
- об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
3. Не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о возврате "входного" НДС налоговый орган обязан направить в орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога.
4. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого поручения оно подлежит исполнению.
В течение 12 рабочих дней с момента завершения камеральной налоговой проверки сумма налога должна быть возвращена. В противном случае налогоплательщику выплачиваются проценты исходя из ставки рефинансирования.
С 2007 г. возмещение "входного" НДС по операциям на внутреннем рынке и облагаемым по ставке 0% будет проводиться по одинаковым правилам.
Кроме этого все операции будут отражаться в единой Декларации по НДС. Отдельной Декларации по ставке 0% больше не будет.
И, конечно, закономерен вопрос: с какого времени начнут применяться новые правила возмещения НДС?
Ответ на него мы находим в п. 17 ст. 7 Закона N 137-ФЗ. В нем говорится, что новый порядок возмещения НДС применяется в отношении налоговых деклараций, поданных после 31 декабря 2006 г.
Это означает, что возмещение суммы НДС, например, по декларации за декабрь 2006 г., которая представлена в налоговую инспекцию до 20 января 2007 г., будет производиться уже по новым правилам ст. 176 НК РФ.
Еще одно важное изменение, которое касается налогоплательщиков, практикующих осуществление расчетов без использования денежных средств.
Если организации совершают товарообменные операции, зачет взаимных требований или используют в расчетах ценные бумаги, то со следующего года без "живых" денежных средств им не обойтись. Сумму НДС, предъявленную продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, покупателю нужно обязательно уплатить продавцу денежными средствами через банк по платежному поручению. Такое изменение внесено в п. 4 ст. 168 НК РФ. Иначе вычетом воспользоваться будет нельзя.
Есть и еще одно изменение. Налоговый период для всех налогоплательщиков и налоговых агентов будет равен одному кварталу. Но эта норма, к сожалению, начнет действовать только через год, с 1 января 2008 г.
Не забыты и физические лица
Законом N 137-ФЗ существенно изменено понятие физического лица - налогового резидента России для целей НДФЛ.
Со следующего года налоговыми резидентами России будут признаваться физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд, а не в течение календарного года. При этом данный период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (ст. 207 НК РФ в новой редакции).
Кроме того, налоговыми резидентами РФ в любом случае будут являться российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники госорганов, командированные на работу за пределы России.
Изменения коснулись и порядка предоставления налоговых вычетов.
До 1 января 2007 г. | После 1 января 2007 г. | Норма НК РФ |
1 | 2 | 3 |
Имущественные налоговые вычеты при продаже применяются в отно- шении жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения |
Вычеты распространены на случаи продажи комнат в квартире |
Подп. 1 п. 1 ст. 220 |
Имущественный налоговый вычет в общей сумме не более 1 млн руб. применяется при приобретении жилых домов, квартир |
Вычет в сумме 1 млн руб. распрос- транен на случаи приобретения комнат в квартире |
Подп. 2 п. 1 ст. 220 |
Социальный налоговый вычет на обучение - не более 38 000 руб. |
Социальный налоговый вычет на обучение увеличен до 50 000 руб. |
Подп. 2 п. 1 ст. 219 |
Социальный налоговый вычет на лечение - не более 38 000 руб. |
Социальный налоговый вычет на лечение увеличен до 50 000 руб. Состав затрат дополнен. Теперь учитываются суммы страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного личного страхования страховым организациям, имеющим соответствующие лицензии, и предусматривающим оплату страховыми организациями исключительно услуг по лечению |
Подп. 3 п. 1 ст. 219 |
Прочие изменения
Среди прочих важных изменений следует обратить внимание на введение Законом N 75-ФЗ льгот по налогу на имущество и земельному налогу для резидентов особой экономической зоны (п. 17 ст. 381 и п. 9 ст. 395 НК РФ).
От налога на имущество будет освобождено имущество, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенное на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества.
От земельного налога будут освобождены земельные участки, расположенные на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Основные изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2007 г. систематизированы в приведенной ниже таблице:
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Норма | До 1 января 2007 г. | После 1 января 2007 г. |Введено Зако-|
| | | | ном |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Налог на добавленную стоимость |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Правила уплаты суммы| - |При товарообменных операци-|От 22.07.2005|
|налога, предъявляемой про-| |ях, зачетах взаимных требо-|N 119-ФЗ |
|давцом покупателю (ст. 168| |ваний, при использовании в| |
|НК РФ) | |расчетах ценных бумаг сумма| |
| | |НДС, предъявленная продавцом| |
| | |покупателю товаров (работ,| |
| | |услуг), имущественных прав,| |
| | |должна быть уплачена| |
| | |покупателем продавцу| |
| | |денежными средствами через| |
| | |банк по платежному поручению| |
| | |(п. 4 ст. 168 НК РФ) | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|2. Порядок применения|Вычеты сумм НДС при реализа-|Вычет сумм НДС при реализа-|От 22.07.2005|
|налоговых вычетов по|ции товаров (работ, услуг),|зации товаров (работ, ус-|N 119-ФЗ |
|операциям, облагаемым|указанных в п. 1 ст. 164 НК|луг), указанных в п. 1| |
|НДС по ставке 0% |РФ, производятся на основа-|ст. 164 НК РФ, производится| |
| |нии отдельной Декларации по|по правилам ст. 172 НК РФ на| |
| |по ставке 0% при представ-|момент определения налоговой| |
| |лении в налоговые органы|базы, установленный ст. 167| |
| |документов, перечислен-|НК РФ. Суммы, предъявленные| |
| |ных в ст. 165 НК РФ (п. 6|к вычету, отражаются в общей| |
| |ст. 164, п. 4 ст. 176, п. 3|Декларации по НДС | |
| |ст. 172 НК РФ) | | |
| |----------------------------+----------------------------+-------------|
| |При определении суммы НДС к|При определении суммы НДС к|От 22.07.2005|
| |уплате в бюджет общая сум-|уплате в бюджет общая сумма,|N 119-ФЗ |
| |ма, исчисленная по опера-|исчисленная по операциям,| |
| |циям, облагаемым НДС, уме-|облагаемым НДС, уменьшается| |
| |ньшается на сумму вычетов,|на сумму вычетов, предусмот-| |
| |предусмотренных ст. 171 НК|ренных ст. 171 НК РФ (вклю-| |
| |РФ (за исключением вычетов, |чая и суммы вычетов, относя-| |
| |относящихся к операциям,об-|щихся к операциям, облагае-| |
| |лагаемым НДС по ставке 0%)|мым НДС по ставке 0%) (п. 1| |
| |(п. 1 ст. 173 НК РФ) |ст. 173 НК РФ) | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|3. Новые правила возме-|Разные правила возмещения|Вводится единый порядок воз-|От 27.06.2006|
|щения НДС (ст. 176 НК РФ)|по операциям на внутреннем|мещения НДС как по внутрен-|N 137-ФЗ |
| |рынке и экспортным опера-|ним, так и по экспортным| |
| |циям |операциям | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|4. Исключение из перечня|Услуги не облагались НДС|Адвокаты и нотариусы не смо-|От 27.06.2006|
|не облагаемых НДС опера-|(подпункты 14 и 15.1 п. 3|гут пользоваться льготой и|N 137-ФЗ |
|ций услуг, оказываемых|ст. 149 НК РФ) |будут платить НДС со стои-| |
|адвокатами и нотариусами| |мости своих услуг. Организа-| |
| | |ции и предприниматели, кото-| |
| | |рым услуги оказаны, смогут| |
| | |принимать НДС к вычету | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Акцизы*(1) |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Отмена налоговых постов|На основании ст. 197.1 НК РФ|Статья 197.1 НК РФ отменена.|От 27.06.2006|
|На основании ст. 197.1 НК|налоговые органы создавали|Ранее созданные налоговые|N 137-ФЗ |
|РФ налоговые органы созда-|налоговые посты у плательщи-|посты должны прекратить| |
|вали налоговые посты у|ков акцизов на нефтепродукты|работу с 1 января 2007 г. | |
|плательщиков акцизов на|Статья 197.1 НК РФ отменена.| | |
|нефтепродукты |Ранее созданные налоговые| | |
| |посты должны прекратить ра-| | |
| |боту с 1 января 2007 г. | | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|2. Изменение ставок акци-| - |Повышены ставки акцизов на|От 26.07.2006|
|зов | |алкогольную продукцию, пиво |N 134-ФЗ |
| | |и табачные изделия. Не изме-| |
| | |лись ставки акцизов на неф-| |
| | |тепродукты | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|3. Изменение методов рас-| - |Адвалорная часть ставки рас-| |
|чета акцизов на сигареты| |рассчитывается исходя из ма-| |
|и папиросы | |ксимальной розничной цены,| |
| | |которая должна декларирова-| |
| | |ться производителем или им-| |
| | |портером | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|4. Установление нового|Свидетельства на совершение|Уплачивать акцизы по нефте-| |
|порядка уплаты акцизов по|операций с нефтепродуктами|продуктам должны только при| |
|нефтепродуктам |выдаются отдельно по каждо-|производстве нефтепродуктов.| |
| |му виду деятельности: на|Свидетельства на совершение| |
| |производство, на реализацию|операций с нефтепродуктами| |
| |(отдельно на оптовую, опто-|отменяются | |
| |во-розничную, розничную),| | |
| |на переработку прямогонного| | |
| |бензина | | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|5. Изменение порядка упла-|Установлен акциз на прямо-|Акциз по прямогонному бензи-| |
|ты акцизов при совершении|гонный бензин. Для операций|ну уплачивается при его реа-| |
|операций с прямогонным|с ним требуется свидетельс-|лизации производителем (при| |
|бензином |тво |его получении производителем| |
| | |продукции нефтехимии из пря-| |
| | |могонного бензина). Требует-| |
| | |ся получить свидетельство на| |
| | |осуществление операций с| |
| | |прямогонным бензином (новая| |
| | |ст. 179.3 НК РФ) | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|6. Изменения в обложении|Спиртосодержащая продукция|Изготовители спиртосодержа-| |
|акцизами спиртосодержащей|в металлической аэрозольной|щей продукции в металличес-| |
|продукции в металлической|упаковке (парфюмерно-косме-|кой аэрозольной упаковке до-| |
|аэрозольной упаковке |тическая и продукция быто-|лжны получать свидетельства| |
| |вой химии) не признается|на производство парфюмерно-| |
| |подакцизным товаром (абзацы|косметической и продукции| |
| |7 и 8 подп. 2 п. 1 ст. 181|бытовой химии. Акциз, упла-| |
| |НК РФ) |ченный ими при приобретении| |
| | |денатурированного этилового| |
| | |спирта, принимается к вычету| |
| | |(п. 16 ст. 201 НК РФ) | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|7. Изменение видов продук-|Не является подакцизным то-|Не является подакцизным то-| |
|ции, не облагаемых акциза-|варом парфюмерно-косметиче-|варом парфюмерно-косметичес-| |
|ми |ская продукция, прошедшая|кая продукция, прошедшая| |
| |государственную регистра-|специальную госрегистрацию,| |
| |цию, с объемной долей эти-|разлитая в емкости не более| |
| |этилового спирта до 80%|100 мл с объемной долей эти-| |
| |включительно, разлитая в ем-|лового спирта до 80% (или с| |
| |кости не более 100 мл (абз.|объемной долей спирта до| |
| |5 подп. 2 п. 1 ст. 181 НК|90%) при наличии на флаконе| |
| |РФ) |пульверизатора | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Налог на доходы физических лиц |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Определение налогового|Налоговыми резидентами при-|Налоговыми резидентами в це-|От 27.06.2006|
|резидента РФ (п. 2 ст. 207|признаются физические лица,|лях исчисления НДФЛ считают-|N 137-ФЗ |
|НК РФ) |фактически находящиеся на|ся физические лица, находя-| |
| |на территории России не ме-|щиеся на территории России| |
| |нее 183 дней в календарном|не менее 183 дней в течение| |
| |году |12 месяцев подряд | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|2. Социальный налоговый|Максимальная сумма - 38 000|Максимальная сумма - 50 000|От 27.07.2006|
|вычет на обучение (подп. 2|руб. |руб. |N 144-ФЗ |
|п. 1 ст. 219 НК РФ) | | | |
| | | | |
| | | | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|3. Социальный налоговый|Максимальная сумма - 38 000|Максимальная сумма - 50 000|От 27.07.2006|
|вычет на лечение (подп. 3|руб. |руб. |N 144-ФЗ |
|п. 1 ст. 219 НК РФ) | | | |
| | | | |
| | | | |
| |----------------------------+----------------------------+-------------|
| |Применялся в отношении|При применении вычета помимо| |
| |расходов на лечение и|расходов на лечение и приоб-| |
| |приобретение медикаментов |ретение медикаментов учиты-| |
| | |ваются суммы страховых взно-| |
| | |сов, уплаченные по договорам| |
| | |добровольного личного стра-| |
| | |хования, которыми предусмот-| |
| | |рена только оплата лечения | |
| | | | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|4. Имущественный налоговый|Комнаты не указаны в перечне|Имущественный налоговый вы-| |
|вычет |объектов недвижимости ст.|чет в размере до 1 млн руб.| |
| |220 НК РФ, при купле-|распространен и на случаи| |
| |продаже которых применяется|продажи или приобретения ко-| |
| |имущественный вычет 1 млн|мнат | |
| |руб. | | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|5. Стандартный налоговый| _ |Вычет распространен на учас-|От 18.07.2006|
|вычет в размере 500 руб. | |тников боевых действий на|N 119-ФЗ |
| | |территории РФ | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Единый социальный налог |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Льготы при уплате ЕСН для|Применяются общие ставки для|Организации, отвечающие кри-|От 27.07.2006|
|организаций, осуществляю-|всех организаций (подп. 1|териям, предусмотренным п. 8|N 144-ФЗ |
|щих деятельность в области|п. 1 ст. 235 НК РФ) |ст. 241 НК РФ, применяют| |
|информационных технологий | |льготный порядок исчисления| |
| | |ЕСН. Переход к регрессивной| |
| | |шкале происходит при превы-| |
| | |шении зарплаты работника по-| |
| | |рога в 75 тыс. руб. | |
| | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Налог на прибыль |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Перенос убытков на|Совокупная сумма переносимо-|Ограничения по сумме перено-|От 06.06.2005|
|будущее (ст. 283 НК РФ) |го убытка ни в каком отчет-|симого убытка снимаются пол-|N 58-ФЗ |
| |ном (налоговом) периоде не|ностью | |
| |не может превышать 50% нало-| | |
| |говой базы (ст. 5 Закона| | |
| |N 58-ФЗ) | | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|2. Порядок признания рас-| - |Организации, разрабатывающие|От 27.07.2006|
|ходов на приобретение вы-| |(адаптирующие и модифицирую-|N 144-ФЗ |
|числительной техники для| |щие) программы для ЭВМ (базы| |
|организаций, осуществляю-| |данных), вправе не начислять| |
|ших деятельность в области| |амортизацию, а признавать| |
|информационных технологий| |расходы на приобретение| |
|и имеющих государственную| |вычислительной техники в| |
|аккредитацию | |качестве материальных расхо-| |
| | |дов по правилам подп. 3 п. 1| |
| | |ст. 254 НК РФ | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|3. Применение аморатиза-|В перечне расходов на|В перечень расходов на капи-|От 27.07.2006|
|ционной премии |капитальные вложения, по|тальные вложения добавлена|N 144-ФЗ |
| |которым можно сразу включить|реконструкция. Эту норму мо-| |
| |в расходы до 10% затрат,|жно применять с 1 января| |
| |отсутствует реконструкция |2006 г. | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|4. Изменение сроков приз-|При использовании результа-|Период признания расходов по|От 27.07.2006|
|нания расходов на НИОКР|тов в производстве расходы|работам, законченным после|N 144-ФЗ |
|(п. 2 ст. 262 НК РФ) |равномерно включаются в сос-|1 января 2007 г., уменьшен| |
| |тав прочих расходов в тече-|до одного года | |
| |ние двух лет | | |
| |----------------------------+----------------------------+-------------|
| |Если НИОКР не дали положите-|Затраты по работам, признан-| |
| |льного результата, расходы|ным после 1 января 2007 г.| |
| |на них равномерно включаются|бесперспективными, включают-| |
| |в состав прочих расходов в|ся в расходы в течение одно-| |
| |течение трех лет |го года | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|5. Включение в состав до-| _ |Подпункт 21 п. 1 ст. 251 НК|От 27.07.2006|
|ходов списанной задолжен-| |РФ в новой редакции гласит,|N 144-ФЗ |
|ности по пеням и штрафам| |что доходами не являются| |
| | |списанные суммы задолженнос-| |
| | |ти не только по налогам и| |
| | |сборам, но и по пеням и| |
| | |штрафам. Эта норма распрос-| |
| | |транена на правоотношения с| |
| | |1 января 2005 г. | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Налог на добычу полезных ископаемых |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Порядок определения| _ |Ставка налога на добычу|От 27.07.2006|
|ставки налога | |полезных ископаемых при|N 151-ФЗ |
| | |добыче нефти будет зависеть| |
| | |от местонахождения участка,| |
| | |степени его выработанности,| |
| | |коэффициента динамики миро-| |
| | |вых цен на нефть | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|2. Порядок определения на-|Налоговая база определяется|Налоговая база определяется| |
|логовой базы при добыче|в стоимостном выражении |как количество добытых поле-| |
|нефти обезвоженной, обес-| |зных ископаемых в натураль-| |
|соленной и стабилизирован-| |ном выражении | |
|ной | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Водный налог |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Условия признания налого-|Налогоплательщиками признаю-|Не признаются налогоплатель-|От 03.06.2006|
|плательщикам и организаций|тся лица, осуществляющие|щиками лица, заключившие до-|N 73-ФЗ |
|и физических лиц |специальное и (или) особое|говор водопользования или| |
| |водопользование в соответст-|получившие решение о предос-| |
| |вии с законодательством РФ |тавлении водных объектов в| |
| | |пользование после введения в| |
| | |действие Водного кодекса РФ | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Изменение места уплаты|Физические лица платят сбор|Все плательщики уплачивают|От 27.07.2006|
|сбора (п. 3 ст. 333.5 НК|по месту нахождения органа,|сбор по месту нахождения ор-|N 144-ФЗ |
|РФ) |выдавшего лицензию, а орга-|гана, выдавшего лицензию | |
| |низации и предприниматели -| | |
| |по месту своего учета | | |
|--------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------|
|2. Снижение ставки сбора| 100 000 руб. | 60 000 руб. | |
|на одну тонну за вылов| | | |
|камчатского краба в Север-| | | |
|ном бассейне | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|*(1) Подробно о нововведениях в области обложения акцизами см. статью А. Софрина "Вперед в прош-|
|журнале "Новая бухгалтерия" N 10, 2006. |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Е. Шершнева,
Е. Капкова
"Новая бухгалтерия", выпуск 12, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно об учете расходов на НИОКР читайте в статье Н. Глебовой "Как учесть расходы на научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки" в журнале "Новая бухгалтерия" N 11, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16