Одной из важнейших задач является повышение налоговой
культуры налогоплательщиков
Днем образования московской налоговой службы считают 1 июня 1990 года, когда был подписан приказ Минфина РСФСР о назначении первого руководителя Государственной налоговой инспекции (ГНИ) по г. Москве. Именно с этой даты в столице организована работа с налогоплательщиками. О том, какие изменения произошли в структуре и работе столичной налоговой службы, какие новые технологии используются в работе с налогоплательщиками, рассказывает Надежда Валентиновна Синикова, руководитель Управления ФНС России по г. Москве.
До создания налоговой службы в России не существовало специальности "налоговый инспектор". Ни одно учебное заведение страны не готовило специалистов в этой области. Поэтому первые сотрудники ГНИ по г. Москве пришли в основном из финансовой сферы. Именно эти "первопроходцы", а их на момент создания инспекции было всего 11, внесли значительный вклад в образование, становление и развитие налоговой службы нашего города.
Вначале работа столичной инспекции строилась по отраслевому принципу. Дальнейшие структурные преобразования ГНИ по г. Москве осуществлялись уже по территориальному принципу. На это повлияло более рациональное административно-территориальное деление города, утвержденное Правительством Москвы в конце 1991 года. Москва была разделена на округа, и окружные налоговые управления стали контролировать налогоплательщиков, зарегистрированных на определенной территории.
Сегодня налоговая служба столицы представляет собой разветвленную, четко отлаженную систему, в которой работают более 10 тыс. сотрудников. Управлению ФНС России по г. Москве подведомственны 42 территориальные и межрайонные налоговые инспекции, включая Единый центр регистрации.
В управлении и инспекциях идет постоянная работа по совершенствованию налогового администрирования. Проводимые мероприятия направлены на усиление качества контрольной работы, улучшение стандартов обслуживания налогоплательщиков, создание здоровой финансово-экономической системы и улучшение предпринимательского климата в столице. Решить такую задачу способен только сплоченный и высококвалифицированный коллектив.
Межрайонные инспекции объединены в своеобразном "налоговом городке" в Походном проезде. Сегодня в этих инспекциях действуют новые стандарты обслуживания организаций и граждан: прием ведется в операционных залах, потоки посетителей регулируются с помощью автоматизированной системы, а информирование происходит с использованием громкоговорящей связи, электронных табло и стендов. Очевидно, что четкая организация процесса приема документов, создание максимально комфортных условий для посетителей во многом способствуют конструктивному взаимодействию налогоплательщиков и налоговых инспекторов.
Администрирование основных налогов
В настоящее время доля УФНС России по г. Москве в консолидированном бюджете Российской Федерации составляет 16%, а в общих поступлениях во внебюджетные фонды - около 17%. На налоговом учете состоит свыше 1 млн. юридических лиц и более 6 млн. физических лиц.
Налог на прибыль организаций
В течение нескольких лет столичное налоговое управление обеспечивает ежегодный прирост объемов поступлений налога на прибыль в бюджеты всех уровней. Только за 8 месяцев 2006 года управление мобилизовало в бюджетную систему 237,5 млрд. руб. налога на прибыль, что почти в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Это самый высокий показатель по стране.
В контрольной работе с плательщиками налога на прибыль мы активно используем технические возможности нашего информационного ресурса. С помощью этой системы проводится целевой автоматизированный отбор объектов проверки, анализируются показатели деклараций по налогу на прибыль. Эти методы позволяют обнаружить до 94% от общего числа нарушений, выявляемых по результатам камеральных проверок.
С помощью программного обеспечения регионального уровня мы также контролируем работу налоговых органов, в частности осуществляем мониторинг своевременности, полноты и правильности выполнения технологических этапов работы с налоговой отчетностью. Такой мониторинг проводится в режиме реального времени.
Особое внимание мы обращаем на тех налогоплательщиков, которые заявляют в налоговых декларациях убытки. Контрольные мероприятия, проводимые в отношении таких организаций, позволяют предотвратить случаи уменьшения налоговой базы на сумму необоснованных убытков, переносимых на будущее. Помимо этого мы выявляем недобросовестных налогоплательщиков, применяющих схемы ухода от налогообложения.
Налог на добавленную стоимость
Администрирование НДС является одним из важнейших направлений контрольной работы. Прирост поступлений налога за 8 месяцев 2006 года к аналогичному периоду прошлого года составил более 140%. В абсолютных цифрах это более 180 млрд. руб., или 29% от суммы НДС, поступившей в целом по России.
Основной программный продукт, который мы используем в работе с плательщиками НДС, - программа "Комиссия". Она позволяет в автоматическом режиме отбирать декларации для контроля за правомерностью применения налоговых вычетов.
Активно пополняется база "ПИК НДС". В нее включаются документы, которые мы получаем в электронном виде от предприятий-экспортеров для подтверждения нулевой ставки НДС.
"Зарплатные" налоги
Москву от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата - около 17 000 руб. Соответственно столица обеспечивает поступление значительных сумм ЕСН, НДФЛ и страховых взносов в Пенсионный фонд. В то же время именно московское управление стало одним из самых активных участников борьбы с "теневой" заработной платой.
За год - с 1 июня 2005 года по 1 июня 2006 года - доля управления в общем объеме поступлений ЕСН в федеральный бюджет в целом по России возросла на 2,5 процентного пункта и составила 18,4%, в государственные внебюджетные фонды - 17,1%. Однако эти показатели могут быть существенно выше, если удастся вывести всю зарплату из "тени". Поэтому проверки налогоплательщиков, имеющих признаки ухода от налогообложения путем выплаты "серой" зарплаты, - одно из приоритетных направлений работы УФНС России по г. Москве.
В апреле 2006 года в управлении создана комиссия, в рамках которой в территориальных инспекциях действуют рабочие группы. Они осуществляют взаимодействие с налогоплательщиками, которые выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в Москве. В результате на сегодняшний день более 85% налогоплательщиков, которых заслушивали на заседаниях рабочих групп, отчитались о повышении заработной платы.
Управление ФНС России по г. Москве также наладило сотрудничество территориальных налоговых инспекций с рабочими группами межведомственной комиссии, действующей при Правительстве Москвы. Рабочие группы образованы при префектурах административных округов города, в которые регулярно направляются материалы по налогоплательщикам с низким уровнем оплаты труда.
Налоговые органы Москвы постоянно контролируют изменения уровня оплаты труда у тех организаций и предпринимателей, которые выплачивают работникам зарплату ниже прожиточного минимума. Итоги работы по легализации "теневой" зарплаты подводятся еженедельно. Персонально уже 40 тыс. налогоплательщиков охвачены мероприятиями по легализации заработной платы.
По нашим оценкам, к концу 2006 года зарплата в организациях, имеющих низкий уровень оплаты труда, должна увеличиться в два раза, а фонд оплаты труда - на 2 млрд. руб.
Работа налоговых органов по легализации заработной платы положительно сказывается и на администрировании НДФЛ. Его поступления в консолидированный бюджет г. Москвы выросли за 8 месяцев 2006 года на 41%. Однако здесь сыграли роль и другие факторы, о которых стоит рассказать отдельно.
НДФЛ: декларационная кампания - 2006
К 1 октября текущего года налоговые органы г. Москвы получили от физических лиц 125 935 деклараций по НДФЛ. Причем в 22 439 декларациях заявлены доходы от продажи имущества, включая транспортные средства. По сравнению с прошлым годом число таких деклараций увеличилось более чем в 2,5 раза.
Рост числа деклараций, представленных гражданами, получившими доходы от продажи имущества, - это следствие контрольной работы, проводимой инспекциями с данной категорией налогоплательщиков. Списки таких граждан формируются на основании сведений, поступающих из Управления Федеральной регистрационной службы по г. Москве, Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы, а также из внешних источников.
Налогоплательщикам, которые получили доходы в виде вознаграждений по договорам аренды имущества, в 2006 году начислено 245,6 млн. руб. налогов.
Контрольная работа
В значительной степени высокие темпы роста налоговых поступлений обеспечиваются за счет эффективных контрольных мероприятий налоговых органов, а также работы по снижению задолженности предприятий. Системный подход к планированию выездных налоговых проверок позволил обеспечить увеличение доли комплексных проверок, а также их усложнение. Кроме того, возросла доля охвата проверками крупнейших и основных налогоплательщиков, что позволило получить высокие экономические результаты от контрольной работы.
Так, за 6 месяцев 2006 года было дополнительно начислено налогов, сборов, пеней и предъявлено налоговых санкций в 1,3 раза больше, чем в 2005 году. Причем по итогам камеральных налоговых проверок было начислено 20,9 млрд. руб., а по итогам выездных - 15,0 млрд. руб.
Основной объем дополнительных начислений получен в результате проверок правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками следующих налогов: НДС - 63%, налога на прибыль организаций - 30%, ЕСН и НДФЛ, удерживаемого налоговыми агентами, - 3,2%. В 2006 году поступления налоговых платежей в бюджетную систему России по результатам контрольной работы увеличились в 1,6 раза и составили 9,6 млрд. руб.
Новая концепция отбора кандидатов для проверки
Проведенный анализ существующей системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных и камеральных налоговых проверок показал, что она не позволяет в полной мере автоматизировать процесс отбора кандидатов для проверки, использовать информацию из внешних источников, а также определять круг организаций, попадающих в зону риска, то есть потенциальных нарушителей налогового законодательства. Поэтому в управлении подготовлена Концепция единой автоматизированной системы отбора налогоплательщиков.
Мы полагаем, что данная система позволит решить несколько очень важных задач. Во-первых, обеспечить простоту применения автоматизированных средств обработки информации. Во-вторых, минимизировать влияние человеческого фактора при осуществлении мероприятий налогового контроля. В-третьих, эффективно контролировать деятельность нижестоящих налоговых органов в режиме реального времени. И наконец, рационально использовать имеющиеся ресурсы - как технические, так и кадровые.
Эта система также позволит выполнять требования законодательства о налогах и сборах и правовых актов ФНС России в части соблюдения сроков проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также периодичности их проведения. С ее помощью можно будет также выявлять наиболее вероятные зоны риска (нарушения налогового законодательства) и определять уровни налогового контроля.
Создание комплексной системы предпроверочного анализа особенно актуально в связи с тем, что с 2007 года фактически сокращается срок проведения выездной налоговой проверки. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Работа с материалами налоговых проверок
Анализ материалов налоговых проверок позволяет налоговым органам принимать законные и обоснованные решения. Сегодня в управлении функционирует специальная рабочая группа, которая анализирует материалы проверок, предполагаемая сумма доначислений по которым превышает 50 млн. руб.
В этом году на заседаниях группы было рассмотрено актов на общую сумму 15,8 млрд. руб., налогоплательщикам было вручено актов с учетом замечаний на общую сумму 9,0 млрд. руб., решений - на сумму 6,3 млрд. руб.
Хочу подчеркнуть, что проводимые мероприятия существенно влияют на снижение количества налоговых споров по результатам проверок, в том числе обращений налогоплательщиков в вышестоящие налоговые органы и судебные инстанции. Как следствие, сокращается и количество случаев, когда начисленные по результатам проверки суммы впоследствии уменьшаются на основании решений суда или вышестоящих налоговых органов. В результате в 2006 году суммы "уменьшенных" платежей сократились в пять раз по сравнению с аналогичным показателем 2005 года.
Работа с крупнейшими налогоплательщиками
Крупнейшие налогоплательщики - это категория предприятий, которые в условиях развивающегося рынка и несовершенства законодательной базы имеют все возможности, чтобы создавать многоуровневые схемы минимизации налоговых платежей.
В 2006 году проведено 147 выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков. По итогам проверок доначислено 3,6 млрд. руб. Для оказания помощи инспекциям в осуществлении контрольных мероприятий подготовлен регламент "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков". В этом документе описан порядок предпроверочного анализа крупнейшего налогоплательщика, а также отбора организаций для его методологического сопровождения.
В результате контрольной работы общая сумма доначислений по группе крупнейших налогоплательщиков возросла с 9,8% в 2005 году до 24,7% в 2006-м. Увеличилась и средняя сумма доначислений на одну проверку для данной категории предприятий: с 6,4 млн. до 23,9 млн. руб.
Как противодействовать фирмам-однодневкам
Одной из важных задач контрольной работы является пресечение деятельности фирм-однодневок. Эту работу управление осуществляет в рамках Регламента действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. Сформирована база данных по организациям, которые относятся к группе риска. Все московские инспекции имеют возможность использовать этот информационный ресурс при проведении контрольных мероприятий.
Как известно, фирмы-однодневки - это инструмент реализации схем ухода от налогообложения. Поэтому суммы денежных средств, которые проходят по счетам таких организаций, - это индикатор потерь бюджета. По приблизительной оценке, с начала 2006 года через счета организаций, не представляющих отчетность или сдающих "нулевые" декларации, прошло более 100 млрд. руб.
Наша задача - пройти по всей цепочке контрагентов и установить реальный источник денежных средств. Как правило, это действующая организация, которая уплачивает налоги, но использует фирмы-однодневки, чтобы не платить НДС (или незаконно возмещать его из бюджета), налог на прибыль. Схемы с участием фирм-однодневок нередко применяются и для вывода денег за рубеж.
Пресекать незаконную деятельность фирм-однодневок управлению помогают правоохранительные органы. Формы и методы нашего взаимодействия постоянно расширяются. Так, в июне 2006 года была создана рабочая группа из представителей УФНС России по г. Москве и ГУВД г. Москвы.
Эффективность выездных мероприятий налогового контроля, проводимых совместно с органами внутренних дел Москвы, очень высока. Только в этом году по результатам таких мероприятий доначисления увеличились в 1,9 раза и составили 2 млрд. руб., а доначисления в расчете на проверку - 24,6 млн. руб.
Работа на перспективу
Основная часть доходов бюджетной системы Российской Федерации формируется за счет поступлений налогов и сборов. Поэтому от результатов повседневной и целенаправленной деятельности работников территориальных управлений Федеральной налоговой службы зависит наполнение бюджетов всех уровней.
В 2006 году наше управление продолжает выполнение задач, поставленных ФНС России и Правительством Москвы, по улучшению качества обслуживания налогоплательщиков, расширению объема предоставляемых услуг, созданию комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, а также популяризации представления налоговых деклараций в электронном виде.
Мы проводим политику полного и разностороннего информирования налогоплательщиков обо всех технических достижениях, способных поднять на новый уровень взаимоотношения бухгалтера и налогового инспектора. В настоящее время через Интернет представляют отчетность примерно 13% столичных налогоплательщиков. И число тех, кто подключается к этой системе сдачи отчетности, постоянно растет.
Бухгалтерам, предпочитающим составлять отчетность на бумажных носителях, мы предлагаем использовать формы нового поколения - с двухмерным штрихкодом. Эта технология позволяет в несколько раз ускорить процесс ввода данных в автоматизированную систему.
Мы также всячески способствуем повышению налоговой культуры московских налогоплательщиков. С 2005 года управление ведет пропагандистскую кампанию, направленную на поощрение налоговых платежей и повышение социальной ответственности бизнес-сообщества в целом и отдельных граждан в частности.
По данным социологического опроса, проведенного по заказу ФНС России, наиболее востребованным для налогоплательщика источником информации является реклама на улицах. Ориентируясь на результаты этого опроса, информационно-пропагандистскую кампанию - 2006 мы организовали под лозунгом "Электронный способ отчетности - реальный шаг по упрощению взаимодействия с налоговыми органами". На улицах Москвы будут размещены постеры (на щитах и плазменных панелях), основная креативная концепция которых - "Быстро. Просто. Надежно". Задача этой кампании - вызвать интерес и доверие к новой форме сдачи отчетности, а также подчеркнуть ее преимущества.
Н.В. Синикова,
руководитель Управления ФНС России по г. Москве
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99