Порядок проведения внутреннего аудита выполнения банком функций
агента валютного контроля
Проверка осуществления банком валютного контроля довольно сложный для аудитора участок. Валютное законодательство специфично и требует знания большого количества нормативных документов. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает основные понятия и требования к проведению валютных операций. Многочисленные документы Банка России определяют порядок осуществления этих операций, формы документов и отчетность банка по валютным операциям.
В данной статье рассмотрены порядок и особенности проведения проверки некоторых видов валютных операций, осуществляемых по счетам в уполномоченных банках.
План проверки
1. Осуществление валютного контроля по импортно-экспортным операциям товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
2. Валютные операции с ценными бумагами.
3. Валютные операции, связанные с предоставлением и получением кредитов и займов.
4. Иные валютные операции, осуществляемые без оформления паспорта сделки (ПС).
5. Резервирование средств при проведении валютных операций.
6. Полнота представления и правильность оформления документов валютного контроля.
7. Ведение регистров по валютным операциям.
8. Отчтеность по валютным операциям.
9. Ответственность при проведении валютных операций.
Выборка для проведения проверки
В целях определения операций для включения в выборку запрашивается база данных, которая ведется в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 117-И от 15 июня 2004 г. "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (п. 1.17). Данная база включает все валютные операции, проводимые банком, и содержит следующую информацию:
номер счета резидента или нерезидента;
дату совершения валютной операции;
код вида валютной операции (определяемой в соответствии с приложением N 2 к инструкции);
сумму валютной операции;
код страны банка - получателя (отправителя) платежа;
номер паспорта сделки, при его наличии;
сумму валютной операции в единицах валюты цены контракта.
Выборка осуществляется на основании этих данных на основании кода вида валютной операции, номера ПС, клиента и суммы операции. Также для выборки используются выписки по счетам клиентов и внутренним счетам банка.
Импорт, экспорт товаров, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности
Исходя из выборки запрашиваются досье клиентов по валютным операциям, связанным с импортом и экспортом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Проверяется оформление ПС в соответствии с данными, содержащимися в обосновывающих документах (контракт, договор, счета, иные документы). Паспорт сделки оформляется (п. 3.1 Инструкции ЦБ РФ N 117-И) резидентами при проведении валютных операций с нерезидентами, связанных с:
импортом товаров;
экспортом товаров;
выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Проверяется правильность оформления и переоформления ПС в соответствии с формой 1 приложения N 4 к Инструкции ЦБ РФ N 117-И, включая номер ПС, присваиваемый в зависимости от даты оформления ПС и вида валютной операции. Проверяется подписание ПС лицами, наделенными правом первой и второй подписи, а также своевременность представления. ПС и обосновывающие валютную операцию документы представляются клиентом не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (п. 3.14). Проверяется своевременность обработки банком ПС - в течение трех рабочих дней с даты представления (п. 3.10), подписание ПС уполномоченными лицами банка.
Также проверяются операции, проводимые без оформления ПС.
Паспорт сделки не оформляется при проведении указанных выше операций (п. 3.2 Инструкции ЦБ РФ N 117-И):
между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;
между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта с учетом внесенных изменений и дополнений.
Проверяются операции между резидентами и нерезидентами по покупке (продаже) товаров без пересечения таможенной границы РФ.
При проведении операций списания со счета и зачисления на счет иностранной валюты резиденты представляют в банк справку о валютных операциях. Проверяется правильность оформления резидентом справки в соответствии с приложением N 1 к Инструкции ЦБ РФ N 117-И, в том числе соответствие кода валютной операции виду операции. Перечень кодов по видам валютных операций приведен в приложении 2 к Инструкции ЦБ РФ N 117-И. По указанным выше операциям предусмотрены следующие разделы приложения 2:
10 - расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары, вывозимые с таможенной территории РФ, в том числе воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметами внешнеторговой деятельности;
11 - расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, в том числе воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметами внешнеторговой деятельности;
12 - расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары без их ввоза на таможенную территорию РФ;
13 - расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары на территории РФ;
20 - расчеты и переводы нерезидентов в пользу резидентов по внешнеторговым сделкам, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, передачей результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
21 - расчеты и переводы резидентов в пользу нерезидентов по внешнеторговым сделкам, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, передачей результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
30 - расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами по операциям с недвижимым имуществом, за исключением платежей за воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметами внешнеторговой деятельности.
В дальнейшем на основании данных кодов заполняется соответствующая информация в базе данных, которая ведется в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 117-И, в ведомости банковского контроля, в отчетах банка.
Проверяется своевременность представления клиентом справки о валютных операциях. Справка представляется резидентом при списании иностранной валюты со счета в банке либо не позднее семи рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в банке (п. 1.3 Инструкции ЦБ РФ N 117-И).
При операциях зачисления средств в валюте РФ по ПС резиденты представляют в банк справку о поступлении валюты РФ. Проверяется правильность оформления резидентом справки по форме в соответствии с приложением N 2 к Положению ЦБ РФ N 258-П от 1 июня 2004 г. "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Справка о поступлении валюты РФ представляется резидентом в банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту (п. 2.7).
В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент представляет в банк справку о расчетах через счета за рубежом с приложением копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных валютных операций по контракту. Форма справки о расчетах через счета за рубежом устанавливается банком.
В целях подтверждения исполнения обязательств по контракту резиденты представляю в банк грузовые таможенные декларации, акты выполненных работ и иные документы. Одновременно с документами представляется справка о подтверждающих документах. Проверяется правильность оформления резидентом справки в соответствии с приложением N 1 к Положению ЦБ РФ N 258-П. Проверяется своевременность представления клиентом справки о подтверждающих документах (п. 2.4). Справка представляется в срок, не превышающий:
15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности;
45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Проверяется правильность указания кода вида документа в соответствии с пунктом 3 приложения 1 к Положению ЦБ РФ N 258-П. Подтверждающим документом являются:
грузовая таможенная декларация, иной документ, подтверждающий факт ввоза (вывоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности;
вексель, эмитированный резидентом (нерезидентом);
иные документы, подтверждающие факт исполнения обязательств иным способом.
Согласно пункту 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П, подтверждающие документы должны представляться резидентом в согласованный с банком срок, не превышающий:
15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Проверяется правильность обработки банком справок. Представленные резидентом справки должны проверяться сотрудником банка в срок, не превышающий семи рабочих дней, следующих за датой их представления в банк. В случае надлежащего заполнения и оформления справки подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России (п. 2.11 Положения ЦБ РФ N 258-П).
При наличии замечаний со стороны банка к заполнению справок в срок, не превышающий семь рабочих дней, следующих за датой их представления, банк возвращает документы клиенту с указанием причин отказа.
В случае несвоевременного представления клиентами справок и других предусмотренных документов банк не вправе отказать в их принятии.
Необходимо отметить, что до введения действующего Закона N 173-ФЗ банки должны были посредством заполнения специальной формы отчета представлять в Банк России информацию о всех нарушениях клиентами норм валютного законодательства. В настоящее время специальная программа и (или) отчетность для таких целей не предусмотрена. Тем не менее Банк России рекомендует уполномоченным банкам вести учет таких нарушений.
Также контролируется правильность и своевременность формирования банком ведомости банковского контроля согласно главе 3 Положения ЦБ РФ N 258-П. В день подписания (оформления или переоформления) ПС банк открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:
справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту;
расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте РФ по контракту;
справке о подтверждающих документах;
справке о расчетах через счета за рубежом;
справке о поступлении валюты Российской Федерации;
документах об обеспечении - при использовании резидентом способов обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом;
реестре внесения и возврата сумм резервирования по валютной операции, осуществленной по контракту, по которому оформляется ПС.
Информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк вносится банком в ведомость в срок, не превышающий пять рабочих дней с даты представления указанных документов.
Проверяется обоснованность и своевременность закрытия банком ПС. Для закрытия ПС предусмотрены следующие основания и сроки (п. 3.18 Инструкции ЦБ РФ N 117-И):
при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии ПС в связи с переводом контракта на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк - три рабочих дня с даты получения заявления;
при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, - семь рабочих дней с даты получения заявления;
по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту, - в иных случаях.
При закрытии ПС банк проставляет в соответствующем поле дату закрытия ПС с указанием номера подпункта Инструкции ЦБ РФ N 117-И, на основании которого закрывается ПС.
Предоставление и получение кредитов и займов
Исходя из выборки запрашиваются досье клиентов по валютным операциям, связанным с предоставлением нерезидентам и получением от нерезидентов кредитов и займов.
Проверяется оформление ПС в соответствии с данными, содержащимися в кредитом договоре. Паспорт сделки оформляется (п. 3.1 Инструкции ЦБ РФ N 117-И) резидентами при проведении следующих ссудных операций с нерезидентами:
предоставления резидентами нерезидентам кредитов и займов в иностранной валюте;
предоставления резидентами нерезидентам кредитов и займов в валюте РФ;
получения резидентами от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте;
получения резидентами от нерезидентов кредитов и займов в валюте РФ.
Проверяются также операции, проводимые без оформления ПС. Паспорт сделки не оформляется при проведении указанных выше операций (п. 3.2 Инструкции ЦБ РФ N 117-И) между:
нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями,
нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;
нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта с учетом внесенных изменений и дополнений.
При операциях предоставления и получения кредитов и займов резидентами оформляются и представляются в банк документы, в большинстве аналогичные с документами при проведении операций импорта и экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Так, резидентом в банк представляются кредитный договор (договор займа) и иные документы основания валютных операций, оформляются и представляются: паспорт сделки, справка о валютных операциях, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты РФ.
Есть некоторые особенности при оформлении данных документов.
Паспорт сделки оформляется в соответствии с формой 2 приложения N 4 к Инструкции ЦБ РФ N 117-И, где кроме общей информации о договоре указываются специальные сведения о кредитном договоре:
процентные и иные платежи;
сумма задолженности по основному долгу;
описание графика платежей по получению (предоставлению) заемных средств;
описание графика платежей по возврату заемных средств и т.д.
В справке о валютных операциях указываются коды валютных операций, предусмотренные следующими разделами приложения 2 Инструкции ЦБ РФ N 117-И:
40 - расчеты и переводы, связанные с предоставлением резидентами нерезидентам кредитов и займов;
41 - расчеты и переводы, связанные с предоставлением нерезидентами резидентам кредитов и займов;
42 - расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами, связанные с исполнением резидентами обязательств по привлеченным кредитам и займам;
43 - расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами, связанные с исполнением нерезидентами обязательств по привлеченным займам.
Обработка и оформление со стороны банка ПС, справок и ведомости осуществляются в том же порядке, что и по операциям, связанным с импортом и экспортом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Операции с ценными бумагами, расчеты и переводы, связанные с
инвестициями в форме капитальных вложений
При проверке валютных операций с ценными бумагами надо обратить внимание на классификацию ценных бумаг. В соответствии со статьей 1 "Основные понятия" закона N 173-ФЗ ценные бумаги разделяются на:
внутренние ценные бумаги (эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации);
внешние ценные бумаги (ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам).
В зависимости от вида ценных бумаг определена валюта расчета по ценным бумагам. Так, согласно статье 8 закона N 173-ФЗ "Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала", денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
Статьей 9 "Валютные операции между резидентами" проведение валютных операций между резидентами запрещено, за некоторым исключением, в том числе следующих валютных операций с ценными бумагами:
операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях;
операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей.
При операциях с ценными бумагами и связанными с инвестициями в форме капитальных вложений резидентами оформляются и представляются в банк документы, в большинстве аналогичные с документами при проведении иных валютных операций. Так, резидентом в банк представляются договор и иные документы основания валютных операций, справка о валютных операциях, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты РФ.
После рассмотрения представленных клиентом документов проверяется обоснованность осуществления клиентами операции с ценными бумагами и операций, связанных с инвестициями в форме капитальных вложений, а также соответствие кода валютной операции.
Для операций с ценными бумагами и связанных с инвестициями в форме капитальных вложений предусмотрены коды валютных операций, указанные в следующих разделах приложения 2 Инструкции ЦБ РФ N 117-И:
50 - расчеты и переводы, связанные с инвестициями в форме капитальных вложений;
51 - расчеты и переводы, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
52 - расчеты и переводы, связанные с отчуждением нерезидентом в пользу резидента внутренних ценных бумаг прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
53 - расчеты и переводы, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
54 - расчеты и переводы, связанные с отчуждением резидентом в пользу нерезидента внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
55 - расчеты и переводы, связанные с исполнением резидентами и нерезидентами обязательств по внешним и внутренним ценным бумагам.
Резервирование по валютным операциям
Необходимо отметить, что с 1 июля 2006 года отменены некоторые требования Банка России, связанные с проведением валютных операций движения капитала, в частности требования применения специального счета и (или) резервирования.
Так, Указанием ЦБ РФ от 29 мая 2006 г. N 1688-У "Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России" отменено требование использования резидентами и нерезидентами специальных банковских счетов, специальных разделов счетов депо, специальных разделов лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, а также специальных брокерских счетов. Указанием ЦБ РФ от 29 мая 2006 г. N 1698-У "О признании утратившим силу отдельных нормативных актов Банка России" отменены требования резервирования при зачислении денежных средств на специальные счета и при списании средств со специальных счетов, а также при осуществлении резидентами переводов на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
При проведении некоторых валютных операций резидентами и нерезидентами законом N 173-ФЗ предусмотрено регулирование операций Правительством РФ установлением требования о резервировании денежных средств (ст. 8 "Регулирование Правительством Российской Федерации валютных операций движения капитала").
В настоящее время действуют следующие требования о резервировании по некоторым валютным операциям.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 204 "О порядке осуществления расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами" установлено требование о резервировании резидентом суммы, равной в эквиваленте 25% суммы осуществляемой валютной операции, на срок 15 календарных дней при осуществлении расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами.
Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 302 "О порядке осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности" при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности установлено требование о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 15 календарных дней, суммы, равную в эквиваленте 10% определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. При этом под внешнеторговой деятельностью понимается передача нерезидентами исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности резидентам и (или) предоставление нерезидентами прав на использование объектов интеллектуальной собственности резидентам, а также выполнение нерезидентами работ и оказание нерезидентами услуг резидентам. Сумма резервирования при этом должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.
В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций" резидент или нерезидент, осуществивший или собирающийся осуществить валютную операцию, по которой установлено требование о резервировании, обязан выполнить требование о резервировании.
Проверяется правильность расчета суммы резервируемых средств, своевременность резервирования денежных средств клиентом банка, правильность и своевременность перечисления резервированных денежных средств банком в Банк России на счет по учету средств резервирования, а также возврат этих средств.
Для внесения суммы резервирования клиент представляет в банк заявление о внесении суммы резервирования по соответствующей операции с обязательным указанием в нем следующей информации:
фамилия, имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания) - для физических лиц; полное наименование и адрес (местонахождение) - для юридических лиц;
вид операции, по которой осуществляется внесение суммы резервирования, и код валютной операции;
срок и размер резервирования применительно к виду операции, по которой вносится сумма резервирования;
сумма валютной операции либо сумма денежных средств, списываемых (зачисляемых) со специального счета (на специальный счет клиента);
номер паспорта сделки - по валютным операциям, при проведении которых оформляется ПС;
сумма резервирования в валюте Российской Федерации;
банковский счет клиента в валюте Российской Федерации, с которого вносится сумма резервирования;
дата представления клиентом в исполняющий банк заявления о резервировании.
Одновременно с заявлением о резервировании клиент представляет в банк платежное поручение, на основании которого осуществляется перечисление суммы резервирования на отдельный счет. При этом в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывается текст следующего содержания: "Резервирование по принятому к исполнению заявлению от дд. мм. гггг". Платежное поручение при правильности его оформления должно исполняться банком в день предоставления.
Сумма резервирования вносится на отдельный счет N 302 27 "Средства клиентов, зарезервированные при осуществлении валютных операций". По кредиту счета проводятся суммы, поступившие от клиентов для внесения сумм резервирования по валютным операциям, в корреспонденции со счетами клиентов. По дебету счета проводятся суммы, возвращаемые на счета клиентов, в корреспонденции со счетами клиентов, корреспондентским счетом. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых каждому клиенту и по каждому заявлению о внесении суммы резервирования.
Проверяется порядок ведения банком реестра внесения и возврата сумм резервирования. В целях учета и контроля за внесением и возвратом суммы резервирования в день внесения суммы резервирования банк вносит информацию по каждому принятому к исполнению заявлению о резервировании и платежному поручению в реестр. Реестр ведется в электронном виде по форме в соответствии с приложением 1 к Инструкции ЦБ РФ N 114-И.
Проверяется своевременность обработки банком внесенных клиентом резервируемых средств.
Сумма, равная сумме резервирования, внесенной клиентом, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее зачисления на счет, перечисляется банком с его корреспондентского счета на счет N 302 28 "Суммы резервирования при осуществлении валютных операций, перечисленные в Банк России". По дебету счета проводятся суммы резервирования, перечисляемые в Банк России, в корреспонденции с корреспондентским счетом. По кредиту счета проводятся суммы резервирования, возвращаемые Банком России, в корреспонденции с корреспондентским счетом. В аналитическом учете ведется один лицевой счет.
Для возврата суммы резервирования банк за два рабочих дня до истечения срока резервирования направляет в Банк России расчет возврата суммы резервирования, составленного по форме, установленной в приложении 2 к Инструкции ЦБ РФ N 114-И. Далее в день истечения срока резервирования банк оформляет платежное поручение на возврат денежных средств на счет клиента, с которого вносилась сумма резервирования. При этом в назначении платежа указывается текст следующего содержания: "Возврат по заявлению о резервировании от дд. мм. гггг".
Проверяется порядок осуществления досрочного возврата зарезервированных средств.
Для осуществления досрочного возврата суммы (части суммы) резервирования клиент обращается в банк с заявлением о досрочном возврате суммы (части суммы) резервирования, составленным по форме, установленной банком, с обязательным указанием в нем следующей информации:
сведения о клиенте;
номер и дата заявления о резервировании, по которому требуется возврат суммы (части суммы) резервирования;
сумма (часть суммы) резервирования, которая подлежит досрочному возврату;
основание для досрочного возврата суммы (части суммы) резервирования со ссылкой на соответствующий пункт закона N 173-ФЗ;
наименование и реквизиты документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного возврата суммы (части суммы) резервирования;
дата заявления о досрочном возврате.
Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия к исполнению заявления о досрочном возврате, направляет в Банк России расчета возврата. При перечислении средств клиенту в платежном поручении при этом в поле "Назначение платежа" текст следующего содержания: "По заявлению о досрочном возврате от дд. мм. гггг".
Досрочный возврат в соответствии с законом N 173-ФЗ осуществляется по следующим основаниям (п. 12 ст. 16 "Резервирование"):
после исполнения обязательств нерезидентом в случаях - в сумме, пропорциональной сумме исполненного нерезидентом обязательства;
после возврата нерезидентом резиденту платы или иного встречного предоставления, полученного ранее от этого резидента за исполнение нерезидентом своих обязательств, - в сумме, пропорциональной сумме возвращенного нерезидентом предоставления;
в случае полного отказа лица, внесшего сумму резервирования, от проведения валютной операции - в сумме, равной сумме резервирования;
в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от частичного проведения валютной операции - в сумме, пропорциональной сумме, на которую уменьшена валютная операция;
в случае невозможности исполнения резидентом или нерезидентом своих обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы - в сумме, пропорциональной сумме неисполненного обязательства;
в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования;
в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования - в соответствующей сумме;
в случае ошибочного внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования на отдельный счет в банке - в сумме, ошибочно внесенной резидентом или нерезидентом.
Отчетность по валютным операциям
Проверяется правильность формирования и своевременность представления банком отчетности в Банк России. Каждая валютная операция включается в одну или несколько форм отчетов банка. Для каждой формы Указанием ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" предусмотрены порядок заполнения и сроки представления.
Валютные операции включаются в следующие формы отчетов:
N 401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях";
N 402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера";
N 404 "Сведения об инвестициях уполномоченного банка и его клиентов - резидентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами";
N 405 "Сведения о расчетах по операциям с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имуществе, совершенных между резидентами и нерезидентами";
N 407 "Сведения о переводах физических лиц из Российской Федерации и в Российскую Федерацию в пользу физических лиц и расчетах физических лиц - резидентов с нерезидентами";
N 601 "Отчет об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте";
N 634 "Отчет об открытых валютных позициях";
N 664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках";
N 665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки";
N 667 "Отчет о внесении и возврате сумм резервирования";
N 701 "Отчет о конверсионных операциях".
При проверке валютной операции следует обратить внимание на правильность, полноту и своевременность включения данной операции в соответствующую форму отчетности.
Ответственность банка и клиентов при проведении валютных операций
При проверке выполнения банком функций агента валютного контроля и вынесения рекомендаций по итогам проверки необходимо оценить риски, связанные с нарушениями валютного законодательства.
По валютным операциям для банков, согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 74), предусмотрено следующее: в случаях нарушения банком федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации (отчетности), представления неполной или недостоверной информации (отчетности) Банк России имеет право требовать от банка устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение банком валютных операций на срок до шести месяцев.
Кроме этого статьей 15.25 "Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ предусмотрены следующие виды ответственности.
Осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 10 минимальных размеров оплаты труда.
Г. Галиуллина,
специалист службы внутреннего контроля
"Бухгалтерия и банки", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540