Особенности заполнения реестра по валютным операциям
При кассовом обслуживании операций физических лиц банк отражает ряд проводимых операций в реестрах операций. Существует два таких реестра, и определены они следующими нормативными документами:
пунктом 2.6.1 Положения ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации";
приложением 4 к Инструкции ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".
Принцип отражения операций в реестрах следующий:
операции, проводимые в соответствии с Инструкцией N 113-И (указанные в главе 3, за исключением операций по пунктам 3.1.8, 3.1.15, 3.2.9), вносятся в реестр операций с наличной валютой и чеками по приложению 4 к Инструкции N 113-И;
все прочие операции, проводимые без открытия счета, вносятся в реестр, установленный пунктом 2.6.1 Положения N 199-П. При этом в случае, если на платеж оформляется кассовый ордер, это избавляет от отражения операции в реестре по Положению N 199-П.
Далее речь пойдет только о реестре, предусмотренном Инструкцией N 113-И.
Согласно пунктам 4.13. 4.14 Инструкции N 113-И, каждый кассовый работник в течение рабочего дня ведет один реестр по всем операциям, предусмотренным данной инструкцией (за исключением операций по пунктам 3.1.8, 3.1.15, 3.2.9). Реестр закрывается в конце операционного дня, при смене курсов иностранных валют в течение операционного дня, при смене календарной даты либо при смене кассового работника. Закрытый реестр операций с наличной валютой и чеками направляется в кассовые документы.
Из особенностей заполнения реестра можно остановиться на следующих.
При отражении в реестре операций, проводимых без открытия клиентом счета, графа 13 "номер счета физического лица" остается незаполненной. Вызвано это тем, что, как следует из содержания операции, счет клиента отсутствует, а обязанности указывать счет банка, через который проводится операция (409-е балансовые счета), Инструкцией N 113-И не предусмотрено.
Сумма комиссионного вознаграждения, взимаемая банком по операциям клиентов, осуществляемым в рамках Инструкции N 113-И, в реестре не указывается. В то же время в целях учета удержанных комиссий (а также упрощения сведения кассы по завершении операционного дня) бывает удобно видеть в одном документе (в данном случае в реестре) полную картину по совершенным операциям. Инструкция N 113-И предусматривает, что в реестр могут быть включены иные сведения при условии сохранения сведений, установленных инструкцией. Таким образом, включение дополнительной графы в реестр для отражения удержанных с клиентов комиссий является допустимым с точки зрения нормативных документов и удобным для текущей операционной работы.
В целях формирования формы отчетности 0409601 "Отчет об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте", в частности, для заполнения раздела два отчета по каждой операции, отраженной в реестре, необходимо определить статус клиента - резидент или нерезидент. К сожалению, эта графа была упущена составителями инструкции, вместо нее присутствует графа 15 "гражданство". В целом ряде случаев понятия "резидентство" и "гражданство" не тождественны. И хотя Банк России в отдельных разъяснениях и рекомендует использовать 15-ю графу для указания статуса клиента как резидента или нерезидента, правильнее будет дополнить реестр новой графой в целях формирования отчетности формы 0409601.
Отдельно необходимо остановиться на нормах антилегализационного законодательства, принимаемых в расчет при проведении банком операций, попадающих в реестр.
Операции, отражаемые в реестре, попадают под обязательный контроль (согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") в случае, если их сумма равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Если операция клиента осуществляется на сумму, равную или превышающую в эквиваленте 600 000 руб., проводится полная идентификация клиента с отражением информации в графах 15-18 реестра сведений о:
гражданстве;
фамилии, имени, отчестве (если есть);
реквизитах документа, удостоверяющего личность;
адресе места жительства (пребывания).
В отношении валютно-обменных операций неважно - продается или покупается валюта. Превышение может возникнуть в любой части: в сумме, принимаемой от клиента валюты, либо в сумме выдаваемой ему валюты. Так как сделка покупки-продажи иностранной валюты является одной банковской операцией, то две ее составные части не суммируются, а анализируются отдельно на предмет превышения установленного законом эквивалента. При этом валюта пересчитывается по курсу Банка России на день совершения операции, а рубли говорят сами за себя. В случае проведения конверсионных операций пересчету по курсу Банка России подлежат обе части сделки, так как и в той и в другой ее части присутствует иностранная валюта. В расчет берется та часть, которая дает больший рублевый эквивалент. Необходимо отметить, что операция подлежит обязательному контролю независимо от того, покупается или продается наличная иностранная валюта физическим лицом за наличную или безналичную валюту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.7 Положения ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" банк, кроме превышения установленного порогового значения суммы операции, обязан в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ проверить наличие в отношении клиента и выгодоприобретателя сведений об их участии в террористической деятельности:
"2. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица".
В случае если у банка имеется информация об участии клиента или выгодоприобретателя в террористической деятельности (такая информация доступна через списки, регулярно направляемые банкам комитетом по финансовому мониторингу), необходимо действовать в порядке, предусмотренном внутрибанковскими правилами внутреннего контроля по антилегализации.
Если пороговая суммовая граница не превышена и у банка нет информации об участии клиента (выгодоприобретателя) в террористической деятельности, Положение N 262-П (п. 3.1) допускает проведение упрощенной идентификации клиента при проведении операций перевода денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, а также операций, предусмотренных Инструкцией N 113-И. Одновременно у банка не должно возникать подозрений в отношении самой операции, клиента или выгодоприобретателя в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
При упрощенной идентификации необходимо установить фамилию, имя, отчество (если есть), а также реквизиты документа, удостоверяющего личность клиента. В этом случае Положение N 262-П (п. 2.4) допускает возможность незаполнения анкеты клиента, но при условии обязательной фиксации информации "иными способами, определенными правилами проведения банковских операций и иных сделок". Заполнение соответствующих граф реестра (16 и 17) вполне соответствует этим "иным" способам, поскольку полностью отвечает требованиям фиксирования информации при упрощенной идентификации.
В то же время в ходе проверок банков встречаются требования Банка России о заполнении граф 16 и 17 реестра только в случае полной идентификации клиента. В обоснование этого требования приводится пункт 4.15 Инструкции N 113-И: "Графы 16, 17, 18 Реестра операций с наличной валютой и чеками заполняются при совершении операции с наличной валютой и чеками, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а также в случае проведения иных операций, подпадающих под действие Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Указанный пункт не содержит прямого запрета на заполнение указанных граф, но в случае, если у территориального учреждения Банка России присутствует жесткая позиция по незаполнению указанных граф, можно рекомендовать ввести в реестр дополнительную графу для отражения сведений о клиенте в порядке проведения упрощенной идентификации (фактически дубль граф 16 и 17)*(1).
В конце июля 2006 года в Федеральный закон N 115-ФЗ были внесены изменения, касающиеся отмены обязательной идентификации клиентов по ряду операций. К таким операциям отнесена покупка и продажа наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую (в эквиваленте) 15 000 руб. Таким образом, в указанных случаях идентификация может не проводиться и соответствующая информация в реестр не заносится. Это, однако, не снимает с банка обязанности проверки в отношении клиента сведений о его участии в террористической деятельности.
Кроме собственно идентификации клиентов Положение N 262-П (п. 2.1 и 2.2) устанавливает обязанность банка осуществлять сбор сведений, документов и иной необходимой информации по проводимым операциям. Это требование распространяется также на случаи упрощенной идентификации и основано на положении пункта 4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ:
"4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом".
В этой связи возникает много вопросов по порядку сбора документов с клиентов при осуществлении массовых операций, таких как валютно-обменные и операции по переводам без открытия счета. Федеральный закон N 115-ФЗ не устанавливает, каким образом осуществляется копирование документов. В этом случае допустимо во внутрибанковских правилах прописать возможность по указанным операциям принимать копии документов на любом материальном носителе: ксерокопии, сканированные копии, копии в электронном виде по установленной форме. Одной из таких установленных форм может выступать реестр операций по Инструкции N 113-И.
Кроме того, Положением N 262-П (п. 2.6) установлено, что: "Кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя, если такой клиент, выгодоприобретатель уже были идентифицированы кредитной организацией в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и настоящим Положением и к сведениям об этом клиенте, выгодоприобретателе обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме".
Таким образом, если в банке действует отлаженная система учета информации о клиентах, проводивших операции (в виде электронной базы данных), повторной идентификации можно избежать.
Надеюсь, что приведенные в статье рекомендации по операциям, находящимся на стыке валютного и антилегализационного законодательства, могут оказаться полезны при организации работы банка по обслуживанию физических лиц.
Р. Мозговой
"Бухгалтерия и банки", N 10, октябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Московском ГТУ такая позиция существует. МГТУ предлагает вводить дополнительные графы. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540