Биллинговая "техНАЛОГия": быстро и конфиденциально
Каждый из нас получал конверт из налоговой инспекции с расчетом транспортного, земельного налогов или налога на имущество. И у многих наверняка возникало желание отложить налоговое обязательство в долгий ящик. Однако все идет к тому, что налоговики смогут очень быстро выявлять граждан, которые решили сэкономить на уплате налога.
Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (далее - Центр) разработал биллинговую технологию электронного обмена данными между налоговой службой и Сбербанком России, которая позволяет оперативно отслеживать уплату гражданами имущественных налогов.
Биллинг (от англ. bill - счет) - процесс определения стоимости услуг, в ходе которого устанавливаются размеры тарифных ставок, тарификационные признаки абонента и выставляются счета за пользование тарифицированными услугами. Разработчики таких систем ориентируются прежде всего на организации, оказывающие услуги связи. Что же представляет собой такая технология применительно к взаимодействию ФНС России и Сбербанка России?
Как работает система
Налоговая служба передает базу данных со сведениями об обязательствах физических лиц по имущественным налогам в банк. База содержит платежные документы, которые налоговые органы формируют и направляют гражданам вместе с налоговым уведомлением. Банк использует такую базу данных при приеме платежек от налогоплательщиков и формировании сводного платежного поручения, а налоговой инспекции возвращает реестры принятых платежей (см. схему).
Преимущества биллинговой системы очевидны: снижаются трудозатраты сотрудников налоговых инспекций. Кроме того, как уже отмечалось ранее, у инспекций появляется актуальная информация об уплате гражданами начисленных налогов. В Сбербанке сокращается время обслуживания клиентов, а также исключаются ошибки операционистов при формировании сводных платежных документов, возникающие при ручном вводе данных.
Этапы внедрения
Внедрение новой технологии началось в июне 2005 года с создания совместной рабочей группы. В марте 2006 года ФНС России и Сбербанк России заключили соглашение о взаимодействии, а в июле подписали протокол, который определяет структуру и формат обмена информацией. Этому предшествовала серьезная подготовительная работа, которая состояла из нескольких этапов.
Во-первых, стороны определились с формой представления сведений в базе данных - ПД-4сб (налог). Когда налогоплательщик представит в банк платежный документ по этой форме, база данных автоматически выдаст все необходимые реквизиты для перечисления налога.
Во-вторых, были выбраны регионы - Москва и Московская область и объекты автоматизации, участвующие в пилотном проекте. Ими стали Межрайонная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, управления ФНС России по г. Москве и Московской области, а также Главный расчетный центр Сбербанка России.
Выбор названных регионов не случаен. Многие жители Московской области работают в столице и уплачивают налоги в отделениях Сбербанка России рядом с местом работы. Таким образом, файлы реестров, приходящие из банка, будут содержать платежи жителей двух регионов. Единственная задача Межрайонной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных - "рассортировать" платежи по регионам и довести их до инспекций, исчисливших налоги.
Впоследствии были разработаны и согласованы формат и протокол электронного документооборота. В качестве формата обмена сведениями был выбран XML-формат (применяется в электронных налоговых декларациях).
На заключительном этапе была выбрана почтовая система для передачи информации по телекоммуникационным каналам связи. Почтовое программное обеспечение Федеральной налоговой службы не удовлетворяло Сбербанк России, так как, в частности, требовало участия оператора в электронном документообороте, а почтовая программа Сбербанка не соответствовала требованиям по безопасности, предъявляемым налоговыми органами. Поэтому было принято решение протестировать обмен информацией между участниками проекта по FTP-протоколу. Такая схема предусматривает установку на стороне канала связи, принадлежащей Сбербанку России, средств криптозащиты, используемых налоговыми органами, а также предоставление Сбербанку электронной цифровой подписи.
Схема. Прием и обработка платежей физических лиц с использованием
биллинговой технологии
/---------------------------------------------\
/-----------------| Банк |-----------------------------\ |
\----------/ | |
| | | |
| /--------------\ | | |
| | Сводное ПП |--| | |
| |на общую сумму| | | |
| \--------------/ | | |
| /-------------------\ | | /------------------\
/------------\ /--------------\ |Информация о сфор-| | | |Сведения о приня-|
| Физлица с | | Органы | |мированных налого-| | | |тых от физических|
| ПД (налог) | | Федерального | |выми органами пла-|| ||лиц суммах нало-|
/----------\ \------------/ | казначейства | |тежных документах| | | |говых платежей по|
|Сформиро- | \--------------/ |по форме ПД (налог)| | | |форме ПД (налог) |
|ванный ПД |---------| \-------------------/ | | \------------------/
\----------/ | /-------\ /------------------\ | |
\-| ПД |---| Налоговые органы |-------------------------/ |
| налог | | (МИ по ЦОД) |----------------------------/
\-------/ \------------------/
ПП - платежное поручение
ПД - платежный документ
Пилотный проект
После решения технических вопросов Центр разработал и согласовал в ФНС России перечень мероприятий для подготовки пилотного проекта к запуску. Цель этого проекта - проверить работоспособность программного обеспечения в реальных условиях эксплуатации в налоговых инспекциях Москвы и Московской области.
В рамках подготовительных мероприятий в августе 2006 года Центр организовал и протестировал канал обмена данными между Межрайонной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных и Главным расчетным центром Сбербанка России. По результатам тестирования у обеих сторон были устранены ошибки программного обеспечения. А в сентябре был проведен тестовый обмен данными по всей цепочке: от территориальной налоговой инспекции до отделения Сбербанка России и обратно.
Сейчас можно констатировать, что прикладное и общесистемное программное обеспечение готово для ввода в опытную эксплуатацию. После ее завершения будет решен вопрос о внедрении программных средств в промышленную эксплуатацию сначала на территории Москвы, а затем и в других субъектах Российской Федерации.
Ю.К. Волков,
заместитель генерального директора ФГУП "ГНИВЦ ФНС России"
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99