Изменения ради изменений
Не так давно Минфином России были обнародованы форма пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности за 2006 г. и рекомендации по ее заполнению.
С 2005 г. идет в России реформа бюджетного учета, но говорить о ее завершении пока рано - Инструкция по бюджетному учету "пестрит" белыми пятнами. Например, все еще не установлены правила оценки непроизведенных активов, долговых инструментов, крайне непрозрачен учет финансовых результатов. Не меньше проблем и с бюджетной отчетностью, ряд элементов которой противоречит теории бухгалтерского учета и международным стандартам финансовой отчетности, к которым мы стремимся. И это спустя два года после вступления в силу нового Плана счетов!
Что же делает Минфин России для развития системы бюджетного учета? Рассмотрим последний эпизод его нормотворчества: письмом от 24 октября 2006 г. N 02-14-10а/2816*(1) до бюджетных учреждений и иных участников бюджетного процесса, ведущих бюджетный учет, были доведены новая форма Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности и рекомендации по ее заполнению.
Первое, что обращает на себя внимание, это период действия данного документа. Как следует из письма, Пояснительная записка должна формироваться к отчетности за 2006 г. Вопрос о том, должна ли применяться данная форма в отчетности за 2007 и последующие годы, а также при формировании квартальной и месячной отчетности, остался открытым.
Второй неясный момент: формы бюджетной отчетности, в том числе и Пояснительная записка, уже были утверждены ранее - Приложением N 1 к Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности*(2). Однако сама эта Инструкция никаких изменений не претерпела. Налицо отсутствие системы нормативного регулирования бюджетного учета.
Рассмотрим основные изменения Пояснительной записки. Таблица N 1, именовавшаяся "Сведения о методах оценки активов и обязательств", теперь носит название "Сведения об особенностях ведения бюджетного учета". А вот содержательные изменения коснулись лишь графы "Правовое обоснование", где теперь необходимо указывать, на каком основании применяются те или иные элементы учета. Это могут быть ведомственные инструкции, отдельные разъяснения Минфина России, а также учетная политика учреждения. Добавилось также поле для указания номера счета бюджетного учета, на котором числится объект, учитываемый в особенном порядке.
Таблица N 3 "Сведения о мерах по повышению расходования бюджетных средств" пополнилась графами для указания реквизитов распорядительного документа, в соответствии с которым принимались какие-либо меры, направленные на экономию бюджетных средств. Это могут быть ведомственные нормативные или распорядительные документы либо приказ руководителя учреждения.
Если ранее в таблице N 4 указывались причины недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета, то теперь в этой части Пояснительной записки нужно показать сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете: содержание статьи, результат исполнения и причины полного или частичного неисполнения.
В таблице N 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" поправлена графа 4. В ней теперь указываются любые нарушения, выявленные в отчетном периоде, а не прошлых лет, как было ранее.
Таблица N 6 "Сведения о проведении инвентаризации" дополнена графами для отражения реквизитов приказа о проведении инвентаризации и указания счета бюджетного учета, по которому обнаружено расхождение с учетными данными.
Уточнено назначение таблицы N 7 - в ней отражается информация о результатах внешних контрольных мероприятий, т.е. проверок органами финансового контроля и иными уполномоченными органами, а не внутренних проверок, проведенных силами организации.
Отражаемое в Приложении к пояснительной записке количество подведомственных учреждений (код формы по ОКУД 0503161), должно указываться на начало и на конец года (с информацией о причинах изменений).
Упростилась форма "Сведения о результатах деятельности" (код по ОКУД 0503162) - вносится информация за весь отчетный период, без поквартальной разбивки. Аналогично заполняется и форма "Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета" (код по ОКУД 0503163).
Из новой формы Пояснительной записки исключили графы, в которых показывались сведения об эффективности бюджетных расходов, хотя этот показатель полезен для пользователей бюджетной отчетности. Вероятно, это связано с тем, что, несмотря на все усилия Правительства РФ и Минфина России в рамках бюджетной реформы, методы оценки эффективности тех или иных бюджетных расходов чаще всего отсутствуют. Проще оценить отдельные изменения в результатах деятельности (что и предусмотрено таблицей N 3), чем определить эффективность расходов в принципе.
Из состава сведений об исполнении целевых программ (код формы по ОКУД 0503166) исключена информация о запланированных и реализованных мероприятиях, поскольку в графе "Исполнено" уже указывается сумма бюджетных расходов по каждой целевой программе.
Из формы "Сведения о целевых иностранных кредитах" (код по ОКУД 0503167) исключена графа, отражающая степень достижения целей, на которые он был получен.
В форме "Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности" (код по ОКУД 0503169) добавлены поля для отражения итоговых сумм просроченной и нереальной ко взысканию дебиторской задолженности, входящих в состав общей суммы задолженности. Обратите внимание: нереальная ко взысканию дебиторская задолженность должна быть списана с баланса, поскольку она не является активом. Это вытекает из общих принципов бюджетного учета. Следовательно, ее не надо включать и в рассматриваемый раздел Пояснительной записки.
В форме "Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей" (код по ОКУД 0503176) теперь не придется указывать меры, принятые по выявленным нарушениям.
За рамками табличной части Пояснительной записки в произвольном виде должна быть также указана следующая информация:
в разделе "Результаты деятельности бюджетного учреждения":
- об используемых для достижения показателей результативности деятельности бюджетного учреждения ресурсах (численность работников, стоимость имущества, объемы закупок и пр.),
- о мерах по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов в соответствии с требованиями новых нормативных документов по исполнению бюджета,
- техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности бюджетного учреждения основными фондами (соответствии величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных фондов, а также характеристике, комплектности и своевременности поступления материальных запасов;
в разделе "Прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения":
- перечень документов главного распорядителя средств бюджета, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности в системе подведомственных получателей средств.
Установлены также графы, подлежащие консолидации при формировании сводной Пояснительной записки главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.
Пояснительная записка - одна из наиболее соответствующих международным стандартам форм бюджетной отчетности. И все же внесенные в нее изменения крайне непринципиальны и носят лишь технический характер, а достигнутое уточнение информации не несет для внешнего пользователя никакой полезной нагрузки.
Более того, непонятно, какой смысл было вносить в Пояснительную записку ничего не значащие изменения при условиях, когда, например, форма баланса исполнения бюджета не соблюдает принцип сопоставимости информации, а формирование ряда строк отчета противоречит азам бухгалтерского учета.
И.Н. Токарев,
старший эксперт компании "ФБК"
Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 24, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст документа опубликован на стр. 18 раздела "Документы номера" НБУ N 23, 2006. - Прим. ред.
*(2) Утверждена приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru