Возможно ли следующее разделение прав использования товарного знака:
компания-резидент владеет товарным знаком на территории Российской Федерации;
товарный знак принадлежит компании-нерезиденту, но с правом его использования вне территории Российской Федерации (на территории страны Юго-Восточной Азии)?
Сущность юридической охраны товарного знака состоит в предоставлении его владельцу возможности неограниченного использования знака и исключении из числа его пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. При этом сфера действия права на товарный знак ограничивается:
перечнем товаров, указанных в свидетельстве на товарный знак;
территорией страны регистрации товарного знака;
сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.
Если товарный знак зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте), то правовая охрана данного товарного знака предоставляется только на территории Российской Федерации (ст. 2 Закона о товарных знаках). В силу ст. 4 Закона о товарных знаках использование компанией-нерезидентом данного товарного знака на иной территории не будет рассматриваться как нарушение исключительного права правообладателя компании-резидента. Кроме того, компания-нерезидент может зарегистрировать аналогичный товарный знак в любом зарубежном государстве.
Возможность использования товарного знака, зарегистрированного в зарубежных странах или прошедшего международную регистрацию, на территориях различных государств компанией-резидентом и компанией-нерезидентом зависит от того, где и кем он первоначально зарегистрирован, а также в отношении каких стран заявлено о правовой охране товарного знака.
Разграничение территории использования товарного знака может быть предусмотрено в лицензионном договоре, заключенном, например, правообладателем-резидентом с компанией-нерезидентом в случаях регистрации товарного знака в Роспатенте, регистрации товарного знака в нескольких зарубежных странах или международной регистрации*(1).
Следует иметь в виду, что согласно ст. 25 Закона о товарных знаках может быть произведена уступка товарного знака, касающаяся части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (возможно разграничение прав на товарный знак в отношении различных товаров).
П.В. Достовалов,
Е.Н. Пронина,
юристы компании "ФБК"
1 января 2004 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 26 Правил регистрации договоров в заявлении о регистрации лицензионного договора обязательно указывается объем передаваемых прав, который определяется из условий договора (возможно разграничение на территории Российской Федерации, например по областям или краям и т.п.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru