Как оспорить данные лицевого счета налогоплательщика?
Нередко налогоплательщики пытаются обжаловать сведения о том, что по лицевому счету налогоплательщика числится недоимка. В этих случаях суды, как правило, отказывают в удовлетворении требований и даже прекращают производство по делу в связи с отсутствием предмета спора. Дело в том, что "лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов. Поэтому неотражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет прав налогоплательщика" (Постановление Президиума ВАС РФ от 9 января 2002 г. N 2635/01). Другими словами, сама по себе информация о состоянии лицевого счета не ущемляет прав налогоплательщика.
В то же время в судебной практике имеются случаи рассмотрения исков налогоплательщиков о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невыполнении обязанности уменьшить задолженность организации перед бюджетом по карточкам лицевых счетов (Постановление Президиума ВАС РФ от 22 октября 2002 г. N 2045/01). Следовательно, в некоторых случаях обжалование сведений по лицевым счетам возможно. Как же налогоплательщикам добиться рассмотрения в арбитражном суде заявлений об оспаривании сведений по лицевым счетам? Для этого необходимо уяснить ряд важных обстоятельств.
1. В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц. Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями проводится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Подведомственность таких споров предусмотрена ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), особенности их рассмотрения установлены ст. 197-201 АПК РФ.
Однако ни в НК РФ, ни в АПК РФ не раскрывается понятие "действия налоговых органов и их должностных лиц". Определение этого понятия содержится только в ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (далее - Закон N 4866-I):
"К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности".
Гражданин вправе обжаловать как названные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
Следовательно, под действиями налоговых органов и их должностных лиц следует понимать и представление официальной информации.
2. В соответствии со ст. 2 Закона N 4866-I "к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений)".
Из данного определения следует, что копии карточек лицевого счета налогоплательщика (выписки из карточек лицевого счета, справки о состоянии лицевого счета и т.п.) можно отнести к официальной информации, если они:
1) являются сведениями в письменной форме;
2) имеют установленное авторство;
3) представлены в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих;
4) послужили основанием для совершения указанными лицами действий (принятия решений);
5) повлияли на осуществление прав и свобод.
Предположим, что налоговая инспекция направила в адрес государственного органа, принимающего решение о проведении реструктуризации налоговой задолженности, справку о текущей задолженности. На основании этой справки государственный орган принял решение о прекращении реструктуризации.
В данном случае имеются представленные в адрес государственного органа сведения в письменной форме, подписанные должностным лицом налогового органа, послужившие основанием для принятия решения о прекращении реструктуризации и повлиявшие на право налогоплательщика уменьшить задолженность по налогам. Следовательно, налогоплательщик вправе обжаловать в суд действия налогового органа, выразившиеся в представлении официальной информации о числящейся задолженности по лицевому счету.
Аналогичная ситуация может сложиться, например, в случае отказа банка в выдаче кредита в связи с наличием налоговой задолженности, при прекращении доступа к магистральным нефтепроводам по той же причине.
В качестве примера рассмотрим еще одну ситуацию. Для получения разрешения на проведение операции, связанной с движением капитала, налогоплательщику необходимо представить в территориальное управление Банка России справку из налогового органа об отсутствии у него задолженности по платежам в бюджеты и об отсутствии неустраненных нарушений налогового законодательства*(1). Налоговый орган, в который налогоплательщик обратился с просьбой выдать такую справку, ответил отказом, ссылаясь на числящуюся по лицевому счету задолженность. В этом случае налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа, выразившееся в отказе выдать соответствующую справку, ссылаясь на то, что такими действиями налогового органа нарушено право организации на получение разрешения на проведение валютной операции.
3. Особо следует рассмотреть вопрос о том, распространяется ли действие Закона N 4866-I, в котором в качестве его адресатов упоминаются лишь граждане, на организации? Можно утверждать, что в настоящее время данный вопрос решен положительно.
Статьей 142 НК РФ определено, что жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, а также иными федеральными законами, к которым относится и Закон N 4866-I.
Пределы действия Закона N 4866-I предусмотрены ст. 3 этого Закона: "В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые (здесь и далее выделено автором.- В.З.) действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования".
Необходимо учитывать правовую позицию КС РФ, согласно которой организации являются объединениями граждан, создаваемыми для совместной реализации таких конституционных прав как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (Постановление КС РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П). Организации следует рассматривать как граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица (Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П).
Права и законные интересы граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, защищаются в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. Данный порядок не является иным по отношению к тому порядку, который приведен в Законе N 4866-I, так же как не является иным порядок, установленный для граждан гражданским процессуальным законодательством.
В Определении от 1 марта 2001 г. N 67-О КС РФ указал, что права, закрепленные ст. 34 и 35 Конституции РФ, по своей правовой природе могут принадлежать как физическим лицам (гражданам), так и их объединениям (юридическим лицам), которые, следовательно, вправе реализовать гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на обращение в судебные органы, в том числе право обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, причем право на судебную защиту выступает как гарантия всех конституционных прав. Отсутствие в действующем законодательстве прямых указаний на возможность судебного рассмотрения дел по жалобам юридических лиц на действия (бездействие) органов государственной власти не может парализовать само это право, гарантированное непосредственно Конституцией РФ. Решение же вопроса о том, каким судам - арбитражной или общей юрисдикции - подведомственны такие жалобы, зависит от их конкретного содержания, в том числе от того, какие именно права были нарушены действиями (бездействием) органов государственной власти. Ссылаясь на данное Определение, судья Арбитражного суда г. Москвы Т.В. Савинко*(2) отмечает, что неопределенность в вопросе применения Закона N 4866-I при рассмотрении споров в арбитражных судах устранена.
Закон N 4866-I неоднократно применялся Верховным Судом Российской Федерации при разрешении споров с участием организаций (см. Решение ВС РФ от 1 декабря 1998 г. N ГКПИ 98-525, от 25 декабря 1998 г. N ГКПИ 98-676, Определение ВС РФ от 3 февраля 2000 г. N КАС 00-33).
Таким образом, налогоплательщикам при обращении в суд необходимо лучше мотивировать причины, побуждающие обжаловать сведения по лицевому счету: как правило, такие причины имеются или могут быть целенаправленно созданы (инициированы) налогоплательщиком в целях предупреждения возможных и более серьезных нарушений. В заявлении в суд нужно также обосновать применение Закона N 4866-I к организациям.
В.М. Зарипов,
налоговый адвокат
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Представление такой справки предусмотрено, например, Положением о выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешений юридическим лицам - резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденным Банком России 21 декабря 2000 г. N 129-П.
*(2) Савинко Т.В. Судебная защита налогоплательщика // Бухгалтерский учет. - 2002. - N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru